Неприкосновенный запас: зачем Путин запретил арестовывать счета иностранцев в России
В разгар новогодних каникул президент подписал указ, который запретил арестовывать и применять обеспечительные меры в отношении счетов типа «С» и «И», где хранятся заблокированные в России деньги иностранных инвесторов. К чему такая спешка и как быть тем, кто уже судится за эти деньги?
О чем указ
Указ президента №8 был опубликован 3 января, в самый разгар новогодних каникул. Им устанавливается, что на счета нерезидентов типа «С» и «И» не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, наложен арест или приняты иные обеспечительные меры. Счета «С» и «И» — специальные счета для иностранцев, на которых с 2022 года по сути блокируются их средства от инвестиций в российские облигации, акции и прочие активы.
На эти деньги возлагали большие надежды российские частные инвесторы, чьи деньги заблокированы за рубежом, после введенных из-за «спецоперации»* санкций. Российские инвесторы уже пару лет пытаются вернуть деньги и ценные бумаги. Вначале они пытались получить разрешения на разблокировку своих активов в иностранных депозитариях Euroclear и Clearstream, а потом начали обращаться с исками в российские суды.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.
В прошлом году в России появилась новая практика, вдохновленная случаем банка «Санкт-Петербург». Кредитная организация выиграла спор с Euroclear в Арбитражном суде Москвы, после чего бельгийское казначейство разрешило разблокировать активы на сумму около $110 млн. Российские адвокаты и инвесторы решили использовать этот кейс и стали направлять иски против Euroclear и Clearstream в российские суды.
Расчет был на то, что в случае победы и получения исполнительных листов инвесторы смогли бы потребовать взыскания имущества депозитариев. В первую очередь, как раз средств на спецсчетах типа «С» и «И», которые, по оценкам замминистра финансов Алексея Моисеева, сопоставимы с объемом заблокированных за рубежом активов россиян. Иски к Euroclear наводнили российские арбитражные суды: если летом не набиралось и двух десятков таких дел, то к концу года их было уже 100.
Теперь же, по словам адвоката Forward Legal Тимура Тажирова, указ фактически устанавливает, что даже получив исполнительный лист российского суда о взыскании убытков с Euroclear, российские инвесторы не смогут применить их к этим специальным счетам. «В связи с этим арест средств на счетах бессмысленный, коль скоро исполнить решение суда за счет арестованных средств все равно невозможно», — объясняет Тажиров.