Кинокомпозитор Анна Друбич о позиции женщин в индустрии

ForbesРепортаж

«Не пытайся изобразить то, что уже слышал»: композитор Анна Друбич — о работе с Гильермо дель Торо и Валерием Тодоровским

Кинокомпозитор Анна Друбич — лауреат «Золотого орла» и дважды лауреат «Ники» за музыку к фильмам, она сотрудничает с Netflix и «КиноПоиском». Forbes Woman поговорил с ней о том, как строится ее сотрудничество с режиссерами и продюсерами в России и США, каковы позиции женщин в индустрии и как меняется звучание фильмов в XXI веке

Юлия Шампорова

Фото annadrubich / instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)

Анна Друбич написала музыку к фильмам Валерия Тодоровского «Одесса» и «Гипноз» (за оба получила премию «Ника»), фильму «Страшные истории для рассказа в темноте» продюсера Гильермо дель Торо, серии документальных фильмов Леонида Парфенова «Русские евреи», сериалам «Оптимисты», «Улица страха» (выйдет на Netflix) и «Спойлер» (выйдет на «КиноПоиск HD»). Сыграла несколько ролей в фильмах своего отца, режиссера Сергея Соловьева.

— В этом году вы стали обладательницей двух премий «Ника» за музыку к фильмам «Одесса» и «Гипноз» Валерия Тодоровского — и при этом были единственной женщиной в номинации. Как вы оцениваете ситуацию с женщинами в профессии композитора в России и за рубежом?

— В Америке это актуальная тема. В прошлом году женщина-композитор из Исландии Хильдур Гуднадоуттир получила «Оскар» за музыку к фильму «Джокер», и это подстегнуло интерес к женщинам-композиторам. Было много публикаций, Хильдур была на обложке Variety и многих других известных журналов.

В том же году я получила «Золотого орла» за музыку к фильму «Одесса» Валерия Тодоровского. Мне было интересно, как обстоят дела в России, я провела небольшой ресерч, и оказалось, что и на «Нике», и на «Золотом Орле», и даже на «Белом слоне» я была единственной женщиной в номинации.

В Америке огромное количество женщин-композиторов. Они часто говорят о том, что у них не было возможности писать музыку для высокобюджетных блокбастеров вроде проектов Marvel. Поэтому там сильно женское движение, есть альянсы женщин-композиторов, форумы и т.д. В Америке вообще принято создавать отдельные сообщества на каждый вид деятельности.

У нас этого нет. В России я пока знаю очень мало женщин-композиторов, которые движутся в сторону создания киномузыки. Но мне кажется, в российском кино наблюдается большая тенденция прихода женщин во все сферы кино — и в режиссуру, и в операторское искусство. Уверена, что постепенно и в киномузыке их станет больше.

— В одном из интервью вы рассказывали, что ваш первый учитель, композитор Исаак Шварц говорил вам, что женщина не может быть композитором. Как вы думаете, откуда вообще возникла эта мысль? И почему даже сегодня в индустрии так мало композиторов-женщин?

— Его же слова: «Деточка, запомни, нет никакой киномузыки. Есть хорошая музыка и не очень». Я считаю, что это касается и композиторов: есть хорошие и не очень. Меня приглашают писать музыку просто потому, что людям нравится, как я сочиняю, а не потому, что я женщина.

То, что женщин-композиторов не так много, думаю, связано со сложившимися привычками. Еще в этой профессии есть специфика, связанная с тем, что создание киномузыки — очень технологичный процесс: нужно работать в компьютерных программах, разбираться в многочисленных плагинах, синтезаторах и так далее. Возможно, играет свою роль стереотип о том, что женщины хуже справляются с техникой, — хотя для меня, например, это всегда было естественно.

Американская индустрия устроена иначе: бывают запросы именно на женщин-композиторов или композиторов — представителей этнических меньшинств. Продюсеры стараются, чтобы состав команд был этнически и гендерно сбалансирован.

— А как вы к этому относитесь?

— Неоднозначно. Но это дает шанс одаренным людям преодолеть стереотипы, войти в индустрию. А главное, это дает возможность экспериментировать — использовать новые, нетрадиционные инструменты, добиваться необычного, странного, альтернативного звучания.

— Насколько вы чувствуете рост «women power» в отечественной и зарубежной киноиндустрии?

— В российской киноиндустрии нет никакого «women power» даже близко — пока здесь патриархат. В Америке другая крайность, даже пугают такие перегибы — уже как-то чересчур. У меня бывали случаи, когда агент говорил: «есть такой-то проект, к нему хотят привлечь именно женщину-композитора». В общем, белым мужчинам-гетеросексуалам в Америке сейчас весьма непросто. Очень надеюсь, что это временный «чересчур».

— Вы чувствуете эти изменения на себе?

— После того, как я написала музыку к фильму Гильермо дель Торо, со мной связалось Kraft-Engel Management — одно из крупнейших агентств, которые работают с композиторами в Америке. В этом агентстве состоит Дэнни Эльфман, Александр Деспла, самые крупные мировые композиторы. Это не было напрямую связано с тем, что я женщина, но сам запрос на диверсификацию повышает шансы для женщин в профессии: продюсеры стали более открытыми, готовы работать с разными людьми. Однако при отборе все равно смотрят на талант, умения, творческий потенциал.

— Вы из известной кинематографической семьи, и я предполагаю, что для вас порог входа в индустрию был не так высок, как для обычной девушки, закончившей консерваторию, к примеру.

— Сколько раз я слышала: «Папа помог». Да, моя первая картина была сделана с отцом. В то время он снимал «Анну Каренину» и хотел работать с известными композиторами, но съемки шли трудно, превращались в «долгострой». Такой дистанции никто не выдерживал: менялись операторы, гримеры и даже актеры — ну и композиторы, конечно. И однажды отец приходит ко мне и говорит: «Слушай, ты же музыкант — напиши вальс для сцены бала, где Анна впервые танцует с Вронским. Мне снимать не подо что. Столько лет учишься музыке — не можешь мне вальс написать?» Меня задело, и я написала вальс. Отцу очень понравилось, он как-то совсем по-другому начал на меня смотреть. Дальше — больше, он попросил еще вариант. Так я написала всю музыку и стала композитором фильма.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кофе и нейросети: какую роль играет ИИ в привлечении зумеров при кадровом дефиците Кофе и нейросети: какую роль играет ИИ в привлечении зумеров при кадровом дефиците

Как в борьбе за таланты генеративный ИИ становится ключевым инструментом

Forbes
Быстрее звука: как летчица Марина Попович проложила женщинам дорогу в реактивную авиацию Быстрее звука: как летчица Марина Попович проложила женщинам дорогу в реактивную авиацию

90 лет со дня рождения Марины Попович — летчицы-испытательницы 1-го класса

Forbes
Рома Декабрев: Очередная попытка выстроить новую искренность, вероятнее всего, окажется лишь новой имитацией искренности Рома Декабрев: Очередная попытка выстроить новую искренность, вероятнее всего, окажется лишь новой имитацией искренности

Рома Декабрев — как поиск персональной истины помогает обретать новые смыслы

СНОБ
Кажется, Олли Александр вдохновляется Гарри Стайлсом Кажется, Олли Александр вдохновляется Гарри Стайлсом

Участники Brit Awards умеют удивлять неординарными образами

GQ
Это не то,что вы подумали: страпонтен, клитория, епитрахиль — слова, за которые вам не должно быть стыдно Это не то,что вы подумали: страпонтен, клитория, епитрахиль — слова, за которые вам не должно быть стыдно

О словах, за которые вам не должно быть стыдно, пусть и звучат они забавно

ТехИнсайдер
5 позорных ошибок при обращении с женщиной 5 позорных ошибок при обращении с женщиной

Правила этикета, которые помогут тебе открыть двери, ведущие в женскую душу

Maxim
Вегетарианцы или мясоеды: ученые выяснили, кто здоровее Вегетарианцы или мясоеды: ученые выяснили, кто здоровее

Ученые: вегетарианцы могут оказаться здоровее мясоедов

Cosmopolitan
Фоам роллер: в чем преимущества и как пользоваться этим массажером для спортсменов Фоам роллер: в чем преимущества и как пользоваться этим массажером для спортсменов

Фоам роллер — инструмент, который держать мышцы в форме

Playboy
5 вещей, которые в жизни выглядят совсем не так, как в фильмах 5 вещей, которые в жизни выглядят совсем не так, как в фильмах

Что еще в фильме «не по-настоящему»

Maxim
Орнитологи-любители помогли оценить численность 9700 видов птиц Орнитологи-любители помогли оценить численность 9700 видов птиц

На планете сейчас обитает около 50 миллиардов диких птиц

N+1
Растерянный метод Растерянный метод

Выставка «Соцреализм. Метаморфозы» и ускользании соцреализма

Weekend
Почему нам не нравится сексистская реклама Почему нам не нравится сексистская реклама

Что не так с рекламой, которая основана на гендерных стереотипах

Psychologies
Что читать о войне: пять неочевидных книг и два блокадных дневника Что читать о войне: пять неочевидных книг и два блокадных дневника

Неожиданные или неочевидные книги о войне — для взрослых и детей

Seasons of life
Восстановление после родов: что такое послеродовое пеленание и кому оно подходит Восстановление после родов: что такое послеродовое пеленание и кому оно подходит

После родов всё идет совсем не так как раньше

Cosmopolitan
От диэлектриков до космических кораблей От диэлектриков до космических кораблей

Завод «ИК Масловский» дал старт кластеру по выпуску композитов

Эксперт
«Нам надо пожить отдельно»: 8 правил временного расставания «Нам надо пожить отдельно»: 8 правил временного расставания

Правила временной сепарации с партнером, которые помогут улучшить отношения

Psychologies
Авитаминоз и как с ним бороться: тренировка для бодрости Авитаминоз и как с ним бороться: тренировка для бодрости

Кардиотренировки помогут поддерживать витамины в теле

Cosmopolitan
Углеродный ноль: как технологии помогают решить проблему выбросов в атмосферу Углеродный ноль: как технологии помогают решить проблему выбросов в атмосферу

Сокращения углеродного следа стало ключевой целью современных корпораций

Forbes
Сергей Лукьяненко: Предел Сергей Лукьяненко: Предел

Отрывок из новой книги Сергея Лукьяненко «Предел», продолжения романа «Порог»

СНОБ
Плоская, пустая провокация: почему сериал «Холстон» с Юэном Макгрегором не оправдал ничьих ожиданий Плоская, пустая провокация: почему сериал «Холстон» с Юэном Макгрегором не оправдал ничьих ожиданий

Чем хорош и чем плох байопик «Холстон» об американском дизайнере?

Forbes
Образец для поражения Образец для поражения

О сериале «Холстон», его герое и его создателе

Weekend
Потерялся в лесу Потерялся в лесу

Фрагменты книги инструктора «Лиза Алерт», посвященные поискам в лесу

Домашний Очаг
Поступить на финтех: как заработать на блогерах, стримерах и курьерах Поступить на финтех: как заработать на блогерах, стримерах и курьерах

Три простых правила для стартаперов, желающих выйти на рынок финтеха

Forbes
Солнце в машине: как ученые сделали еще один шаг к управляемой термоядерной реакции и почему это может изменить мир Солнце в машине: как ученые сделали еще один шаг к управляемой термоядерной реакции и почему это может изменить мир

В России запустили термоядерный реактор, не имеющий аналогов в мире

Forbes
Почему ваш смартфон заряжается так долго: 8 самых популярных причин Почему ваш смартфон заряжается так долго: 8 самых популярных причин

Причин, которые могут повлиять на длительность зарядки смартфона

CHIP
Алена Яковлева. Три судьбы Алена Яковлева. Три судьбы

Судьба актрисы Алены Яковлевой

Коллекция. Караван историй
Почти курорт: как перевоспитывают преступников в Норвегии Почти курорт: как перевоспитывают преступников в Норвегии

Тюрьмы в Норвегии: почему комфортная ресоциализация преступников необходима

Psychologies
Сила надежды: жестокий эксперимент показал, что вера может победить смерть Сила надежды: жестокий эксперимент показал, что вера может победить смерть

Ученый выяснил, что надежда помогает выбраться даже из безнадежных ситуаций

Популярная механика
Одна вокруг света: как расшифровать древний петроглиф и дорожный знак Одна вокруг света: как расшифровать древний петроглиф и дорожный знак

119 серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко и ее собаки Греты

Forbes
Юмор, анекдоты и личный пример: как не отбить у ребенка желание учиться Юмор, анекдоты и личный пример: как не отбить у ребенка желание учиться

Стремление учиться заложено в человека природой, его нужно только сохранить

Популярная механика
Открыть в приложении