Вся надежда на русскую пчелу
Роспотребнадзор запретил ввоз пчелиных семей из Узбекистана, Казахстана и Киргизии. У импортных насекомых обнаружен тропилелапсоз — смертельное заболевание медоносных пчел.
Производство меда в России составляет более 67 тыс. тонн в год, в мире — примерно 1,8 млн тонн. На экспорт мы отправляем всего около 4 тыс. тонн, так что с медом пока все в порядке: в среднем на россиянина в год приходится 0,5 кг. Проблема гораздо шире.
Численность диких опылителей во всем мире сокращается. Одна из причин — распространение традиционных и экзотических патогенов у медоносных пчел (Apis mellifera) или коммерческих колоний шмелей, преобладающих управляемых насекомых—опылителей сельскохозяйственных культур. Инфекции от культивируемых пчел передаются в дикие популяции, нанося им большой урон, что значительно усугубляет ситуацию: речь не только о меде, но и о жизненном цикле сельскохозяйственных растений, нуждающихся в опылении. Под ударом сельское хозяйство в целом.
К сожалению, весь мир сталкивается со снижением численности популяций медоносных пчел. Это связано как с нарушениями в трансграничном (трансконтинентальном) перемещении животных, а вместе с ними и переносе инфекций, так и со все большим использованием инсектицидов, убивающих полезных насекомых вместе с вредителями. Из‑за отсутствия общей системы управления агробиоценозом могут соседствовать поля, где насекомые вообще не нужны, и там может проводиться тотальная дезинсекция, с полями и садами, зависимыми от насекомых‑опылителей, где дезинсекция должна проводиться крайне осторожно.
Агробизнес сначала стал наращивать производство сельхозпродукции и только потом столкнулся с ограничениями производительности из‑за вредителей. Тогда усилили борьбу с вредителями самыми доступными средствами — химическими инсектицидами, а получили снижение популяции полезных насекомых. Резко увеличили ввоз пчелиных семей из‑за границы, но карантинные мероприятия — это издержки, к которым бизнес оказался не готов. В итоге в стране оказались зараженные насекомые, и свои функции не выполняющие, и наносящие дополнительный урон дикой популяции. А из‑за теплых зим не все патогены погибают от холода.