Между быком и леопардом
Находка, не укладывающаяся в представления об истории цивилизации
Человечество, кажется, обрело рай. Но не библейский, а вполне реальный Эдем, располагавшийся на границе Месопотамии и Анатолии. По крайней мере, пока что можно об этом помечтать.
В кембриджском журнале Antiquity появилось сообщение о сенсационной находке прошедшего археологического полевого сезона. На юге Турции, в деревне Сайбурч недалеко от Евфрата найдена каменная плита, чуть меньше метра в высоту и почти четыре метра в длину. На ней изображены две сцены: мужчина в профиль то ли стоит на полусогнутых ногах, но ли сидит напротив быка, держа перед ним некий длинный предмет, который можно принять за змею. У человека при этом почему-то шесть пальцев. За ним следует другой мужчина в окружении двух леопардов, самца и самки, который сжимает в руках собственный пенис. Эта сцена, судя по всему, более значимая: если все остальные фигуры просто вырезаны в камне, то человек с пенисом в руках сделан в технике достаточно высокого горельефа. Возраст находки, по самым осторожным предположениям ученых, составляет не менее 11 тысяч лет.
О чем идет речь
Археологи, работающие на юге Турции, уже и удивляться устали тому, что в последние десятилетия едва ли не каждый археологический сезон приносит открытия, которые переворачивают все существующие представления о древних цивилизациях.
Доктор Эйлем Оздоган, счастливец, которому повезло сделать это открытие, полагает, что две сцены связаны между собой и образуют нечто вроде древнейшего известного на сегодня графического повествования. Каким образом связаны две эти истории и о чем они повествуют, мы, конечно, сказать не можем. Но можем уже сегодня сделать ряд предположений.
Если человеческие изображения из Сайбурча абсолютно уникальны, то изображения быков и леопардов, напротив, очень похожи на те, которые найдены неподалеку, в древнем ритуальном комплексе Гебекли-Тепе, исследование которого началось в 1995 году. Их сходство столь поразительно, что возникает даже предположение, не один ли художник их создал: тот же оскал и задранный хвост у леопардов, так же развернуты во фронтальную плоскость рога на голове быка. Хотя, пожалуй, нельзя не заметить, что рельефы из Гебекли-Тепе выполнены с гораздо большей тщательностью. Ведь судя по тому, что нам известно об этом колоссальном мегалитическом комплексе, это был важнейший сакральный центр.
Этого не может быть никогда, но это произошло
С такими словами осенью 1999 года ко мне в квартиру буквально ворвался мой старший друг и коллега, и рассказал об открытии едва ли не самого странного и загадочного сооружения, а точнее, целого комплекса сооружений, найденного под холмом, который турки называли Гебекли-Тепе, что переводится как Гора-Пупок.
Местные пастухи с давних пор замечали гигантские каменные плиты, разбросанные по всему холму, а земледельцы натыкались на них при распашке, но вытащить не могли: камни уходили глубоко в землю. Холм этот еще с начала шестидесятых привлекал внимание археологов, которые предполагали, что под ним находится византийское кладбище: выступавшие на поверхности холма прямоугольные камни ошибочно принимали за надгробия. Но получить лицензию на раскопки в Турции было крайне сложно, сами же турки в те годы археологией особо не интересовались. Позже, с началом туристического бума, власти оценили привлекательность археологических раскопок для туристического бизнеса, и количество выдаваемых лицензий за последние десятилетия резко увеличилось.
В 1994 году немецкий археолог Клаус Шмидт, посетивший Гебекли-Тепе, высказал смелое предположение, что это вовсе не плиты, а навершия Т-образных колонн, аналогичных тем, которые в 1992 году были найдены при раскопках расположенного неподалеку ранненеолитического храмового комплекса в Невалы-Чори, который был обнаружен при строительстве водохранилища на Евфрате (очень часто именно так и появляются самые неожиданные и интересные археологические находки). Уже тогда археологи были потрясены древностью и необычностью раскопанного ими памятника, ранние слои которого датировались 10-м тысячелетием до нашей эры. В том момент уже было понятно, что хронологические рамки истории развития цивилизации придется существенно пересматривать.