О чём пишут научно-популярные журналы мира
Молчание Вселенной
В 1960 году молодой американский астроном Фрэнк Дрейк провёл эксперимент по поиску во Вселенной сигналов разумного происхождения. На радиотелескопе диаметром 26 метров команда Дрейка пыталась поймать сигналы иной цивилизации от звёзд Тау Кита и Эпсилон Эридана. Для прослушивания выбрали волну длиной 21 см — именно такие радиоволны испускает межзвёздный водород, рассеянный в космическом пространстве. Дрейк думал, что эта длина волны должна быть известна астрономам, где бы они ни жили, а потому логично прослушивать именно её в поисках искусственных сигналов, чтобы выяснить, не хочет ли дать знать о себе какая-то другая цивилизация. За четыре года в рамках проекта SETI (сокращение от английских слов Search for Extraterrestrial Intelligence — «Поиски внеземного разума») собрали около 150 часов записей. Занимать радиотелескоп надолго было нельзя, на нём шли другие исследования. Но единственный вроде бы подозрительный сигнал, как оказалось, принадлежал случайно пролетавшему самолёту. Бывали и другие ложные тревоги. Несколько лет назад загадочные кратковременные сигналы, принятые 64-метровым радиотелескопом Паркера в Австралии, оказались излучением микроволновой печки, дверцу которой проголодавшиеся астрономы открывали, не дожидаясь отключения микроволновки. А в 2019 году тот же австралийский телескоп принял сигнал вроде бы от Проксимы Центавра — ближайшей к Солнцу звезды. Он длился почти пять часов на частоте около 982 мегагерц, а потом исчез. Два года время от времени радиоастрономы проверяли, не возникнет ли он снова, но явление не повторялось. В конце концов пришли к выводу, что где-то в радиусе нескольких сот километров барахлил какой-то электронный прибор и его владельцы не сразу нашли неисправность. А когда через пять часов нашли — устранили.
В рамках других проектов на иных, более совершенных радиотелескопах, в том числе на целых их сетях, специально созданных для этой цели, прослушивались и продолжают прослушиваться тысячи звёзд в широком диапазоне частот. И всё же ничего похожего на разумный сигнал поймать до сих пор не удалось. Искали и световые сигналы, и даже гамма-излучение с упорядоченной структурой — всё зря. Возможно, как утверждал к концу жизни советский астроном Иосиф Шкловский, сначала бывший энтузиастом поиска разума в космосе, мы — единственная цивилизация в мире. Но это кажется маловероятным: вокруг нас сотни миллиардов галактик, в каждой сотни миллиардов звёзд, и даже если у них всего по одной планете, где-то кто-то разумный должен жить.
Джилл Тартер, одна из основателей проекта SETI, считает, что, учитывая размеры Вселенной, наши усилия ещё очень невелики. «К тому времени, когда проекту исполнилось 50 лет, мы изучили, образно говоря, один стакан воды, зачерпнутой из огромного океана. Спустя 10 лет мы просмотрели небольшую ванну. Поиски всё ускоряются, но Вселенная огромна!» И, добавляет Тартер, мы ищем только в тех диапазонах, которые нам известны, но почему бы не предположить, что нам сигналят гравитационными волнами, потоками нейтрино или чем-то таким, о чём мы и представления ещё не имеем?
Шотландский астроном Элизабет Биллер, не участвующая в проекте, но занимающаяся поиском планет в других звёздных системах, добавляет: «В сравнении с возрастом Вселенной, жизнь земного человечества — всего одно мгновение, а мы сами стали заметными для других цивилизаций максимум лет 100—110 назад, когда начали генерировать радиоволны». К тому же, добавляет она, чтобы мы могли надеяться что-то услышать, эта другая цивилизация должна существовать одновременно с нами. Однако и тогда при конечной скорости радиоволн они, возможно, уже летят по Вселенной, но достигнут Земли через миллионы, а то и миллиарды лет. А будут ли существовать к тому времени отправители и человечество? И вряд ли кто-то сигналит именно в нашем направлении, скорее — во все стороны, так что до нас сигнал, если он есть, дойдёт весьма ослабленным.