Основы советской фантастики закладывались ещё до революции

Наука и жизньИстория

Наука в фантастике: эпизоды истории

Антон Первушин

Основы советской фантастики закладывались ещё до революции в произведениях российских писателей с социалистическими и коммунистическими взглядами. Но своего расцвета она достигла в 1920-х годах — в период, когда молодое государство взялось за строительство «нового мира», что позволяло на страницах журналов и книг свободнее обсуждать будущее страны и всей планеты, последствия внедрения передовых технологий и преобразований, которые обещала современная наука.

Предыдущие очерки см. «Наука и жизнь» №№ 1, 2, 4, 5, 9, 10, 11, 2024 г. и № 1, 2025 г.

Новый мир

В предреволюционный период фантастику в России воспринимали не как жанр, а как приём для создания утопических или приключенческих текстов. К нему обращались такие авторы, как Александр Барченко, Александр Богданов (Малиновский), Валерий Брюсов, Александр Грин, Владимир Келер, Вера Крыжановская, Александр Куприн, Анатолий Луначарский, Михаил Первухин, Фёдор Сологуб. Все они при этом в той или иной степени находились под влиянием модных в то время эзотерических и оккультных доктрин, следовали традициям трагического мистицизма с готическими и эсхатологическими мотивами. В 1907 году выходил даже специфический журнал «Идеальная жизнь», посвящённый ранним утопическим концепциям и псевдонаучным теориям, который, впрочем, не пользовался спросом и был закрыт после пятого выпуска.

Всё это, разумеется, не могло стать частью ни советской идеологии, ни советской литературы. Ожидания революционного времени выразил литератор-толстовец Иван Иванович Горбунов-Посадов в авторском сборнике «Освобождение человека. Поэма о двадцатом веке. Книга первая: Золото, железо, кровь или любовь?» (1918):

Нет белых, чёрных, жёлтых,
красных, —
Есть только брат, лишь брат один!
И там, где ад был битв ужасных,
Средь окровавленных руин
Поднялся новый мир, прекрасный!

Большевики-коммунисты, возглавившие Советскую Республику, прекрасно понимали необходимость слома старой культуры и замещения её новой. Для руководства процессом в сентябре 1918 года по инициативе Анатолия Васильевича Луначарского — народного комиссара просвещения — была созвана Первая Всероссийская конференция пролетарских культурно-просветительных организаций (Пролеткультов), участники которой выработали принципы взаимодействия и определили общие черты политики по развитию советского искусства. Одной из центральных проблем конференции стал вопрос допущения к творчеству в интересах коммунистической республики представителей «других групп общества», прежде всего — интеллигенции. Сам Луначарский считал, что та уже играет значительную роль в «рождении пролетарского искусства», но некоторые из участников конференции полагали, что доверять интеллигенции нельзя, поскольку она зачастую действует предательски. В итоге договорились, что следует привлекать к работе «революционно-социалистическую» интеллигенцию. Не поддержали участники и предложение отвергнуть всю дореволюционную культуру как «старый хлам».

Анатолий Васильевич Луначарский (1875—1933), революционер и советский государственный деятель, писатель, переводчик, критик, искусствовед. Фотопортрет неустановленного авторства. Около 1923 года. Из коллекции Национальной библиотеки Норвегии, Осло. Источник: urn.nb.no

В конференции принял активное участие революционер Александр Александрович Богданов (Малиновский) — автор утопического романа «Красная звезда» (1908) и дополняющей его повести «Инженер Мэнни» (1913) о лучшем обществе, построенном гуманоидными марсианами. Кстати, в том же 1918 году его роман переиздали трижды, а повесть дважды, задавая таким образом жанровый стандарт советской фантастике.

Богданов выступил с программным докладом «Наука и пролетариат», где вчерне набросал контуры «пролетарской» науки, которая должна появиться в противовес «буржуазной», оторванной от «её действительной основы — общественного труда». Кроме того, говорил он, проблемой старой науки стала высокая специализация, из-за которой исчезло «живое общение» между отраслями познания. Богданов предлагал вернуть науке «социально-трудовую» основу, обобщить «единство научного языка», методы разных областей практики: «...воплощением явится всеобщая организационная наука, необходимая пролетариату как организатору в будущем всей жизни человечества, всех её сторон».

Александр Александрович Богданов (настоящая фамилия — Малиновский; 1873—1928) — учёный-энциклопедист, философ, врач, революционер-большевик, писатель-фантаст, идеолог Пролеткульта, организатор и директор первого в мире Института переливания крови. Фотопортрет неустановленного авторства. Начало 1920-х годов. Из книги: Ягодинский В. Александр Александрович Богданов (Малиновский). 1873—1928. — М.: Наука, 2006.

Участники конференции поддержали Богданова лишь отчасти: кое-кто предлагал вообще отказаться от знаний и технологий, накопленных «буржуазной» наукой, поскольку они служат интересам враждебных классов. Однако в сплаве с культурой, — считали они, — новые формы познания приобретут и иное качество: «Пролетарская культура вдохновит нас для дальнейшей борьбы, при помощи которой мы завоюем господство, и тогда перед нами откроется другое поле борьбы, — не оружием, не бомбами и пушками, а своим умом».

Участвовавший в полемике делегат от петроградского творческого кооператива «Вперёд» Б. А. Донченко раскритиковал инструменталистский подход Богданова к науке. Он высказал мнение, что после всемирной победы пролетариата и уничтожения классового деления культура станет общечеловеческой, что определит и «воззрение» на науку, которая в свою очередь будет состоять из трёх элементов: «утилитарного», организующего жизнь; «идеологического», формирующего мировоззрение; «облагораживающего», который поднимает общество на высшую ступень культуры. При этом главной задачей науки станет формирование «нового человека», отказавшегося от буржуазной культуры, с выработкой «новых психологических привычек». Богданов согласился с этой точкой зрения, уточнив, что «новый человек» должен быть «коллективистом», поскольку любая личность — продукт общества и напрямую зависит от его опыта, средств и методов. «Но коллектив, — говорил писатель-революционер, — сам великая сила, побеждающая стихию: кто сознаёт связь с ним, тот не чувствует уже... бессилия... Подумайте, насколько расширится базис научного развития, когда наука станет достоянием не тысяч учёных специалистов, а миллионов людей труда и разностороннего опыта. Тогда скорость её развития превзойдёт всё, что мы теперь в силах вообразить».

Сегодня представления и предложения участников конференции по организации «пролетарской» науки в сплаве с культурой выглядят утопическими, но хорошо заметны их энтузиазм и убеждённость при проектировании будущего, которое, как они верили, принадлежит Советской Республике.

Участники Первой Всероссийской конференции пролетарских культурно-просветительных организаций. Сентябрь 1918 года. Из книги: Протоколы Первой Всероссийской конференции пролетарских культурно-просветительных организаций. 15—20 сентября 1918 г. — М.: Изд-во «Пролетарская культура», 1918.

Новый человек

На конференции выступил также Фёдор Иванович Калинин — выходец из рабочих, революционер, соратник Богданова и литературный критик. В докладе «Психология индустриального пролетариата» он тоже попытался развить концепцию «нового человека»: «Приёмы рабочих в предприятии приспособляются к машинам, происходит машинизирование, неумолимое исполнение предначертанной логики действующих механизмов». Калинин признавал, что индустрия, которая подразумевает уподобление людей машинам, может произвести «гнетущее впечатление» на «идеалистически настроенных людей». Однако «новый человек» будет воспринимать её как подготовительный переход к социализму, который предполагает «высшую форму дисциплины и организованности».

Докладчик ссылался на работы революционера, профсоюзного деятеля и литератора Алексея Капитоновича Гастева, сборник которого под названием «Поэзия рабочего удара» (1918) выпустил петроградский Пролеткульт. Редакционное предисловие к сборнику можно считать манифестом: «Великий момент, полный энтузиазма и творчества, переживаем мы. Старые идолы, тяготевшие над миром, рушатся и низвергаются в бездну. Старые истины, управлявшие умом и волей подъярёмного человечества, теряют свой смысл и значение. Новая жизнь идёт... Светлая, радостная, яркая».

Алексей Капитонович Гастев (1882— 1939) — революционер, профсоюзный деятель, поэт, писатель, идеолог Пролеткульта, теоретик научной организации труда и руководитель Центрального института труда. Фотопортрет неустановленного авторства. 1920-е годы. Из книги: Гастев А. Поэзия рабочего удара. — М.: Советский писатель, 1964.

Хотя излагаемые намерения кажутся благими, Гастев довольно своеобразно представлял себе устройство более совершенного общества. Он полагал, что его следует конструировать как механизм, в котором конкретному человеку отведено место винтика, — тогда люди смогут перенять мощь, ритм и точность машин, что необходимо для великих свершений по преобразованию планеты. Ещё в феврале 1916 года он, будучи в Нарымской ссылке, написал очерк «Экспресс. Сибирская фантазия», в котором мир будущего предстаёт сплошной «промышленной стройкой», где трудятся иностранные чернорабочие и каторжане. В более поздних рассказах и стихах Гастев утверждал мысль, что современных людей надо «инженерить», превращая в своего рода биологические автоматы, которым вместо имён присваиваются буквенно-цифровые обозначения. Для выражения своих идей в поэзии он придумал тип предельно сжатой, «спрессованной» словесной конструкции в духе приказа или репортажа. Вот, например, как он представлял будни будущего мира в стихотворении «Ордер 01» из цикла «Пачка ордеров», изданного отдельной брошюрой в 1921 году:

Сорок тысяч в шеренгу.
Смирно: глаза на манометр — впаять.
Чугуно-полоса-взгляды.
Проверка линии — залп.
Выстрел вдоль линии.
Снарядополёт — десять миллиметров
от лбов.
Тридцать лбов слизано, — люди в брак.
Тысяча А — к востоку.
Колонна 10 — на запад.
Двадцать девять тысяч, — замри.

Сборник Алексея Гастева «Поэзия рабочего удара». 1918 год. Источник: archivsf.narod.ru

Воззрения Гастева встретили понимание не только внутри Пролеткульта, но и среди авангардистов, прежде всего — «конструктивистов» и «производственников».

Впрочем, нашёлся и оппонент «машинной» утопии — инженер-кораблестроитель и прозаик Евгений Иванович Замятин, вернувшийся из Англии в Россию в сентябре 1917 года и возлагавший большие надежды на революцию, которая, как ему казалось, действительно сделает родную страну передовым социалистическим государством. Он был большим поклонником Герберта Уэллса, исследовал его творчество и позднее написал несколько статей и книгу о нём. При этом Замятин провидчески утверждал, что будущее литературы связано с развитием именно жанра фантастики. К примеру, в статье «Новая русская проза» (1923) он сообщал: «Сама жизнь — сегодня перестала быть плоско-реальной: она проектируется не на прежние неподвижные, но на динамические координаты Эйнштейна, революции. В этой новой проекции — сдвинутыми, фантастическими, незнакомо-знакомыми являются самые привычные формулы и вещи. Отсюда — так логична в сегодняшней литературе тяга именно к фантастическому сюжету или к сплаву реальности и фантастики. <…> Вероятно, появится другая крайность: иные уйдут просто в бездумную сюжетную игру, в авантюрный роман... Но такой роман отвечает только одному цвету в спектре современности; чтобы отразить весь спектр — нужно в динамику авантюрного романа вложить тот или иной философский синтез. <…> Если искать какого-нибудь слова для определения той точки, в которой движется сейчас литература, я выбрал бы слово синтетизм: синтетического характера формальные эксперименты, синтетический образ в символике, синтезированный быт, синтез фантастики и быта, опыт художественно-философского синтеза».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Теория игр Теория игр

Прав ли сказавший, что наша жизнь – игра?

Вокруг света
Не звони, не опаздывай и не сокращай: шесть главных табу в бизнес-общении Не звони, не опаздывай и не сокращай: шесть главных табу в бизнес-общении

Что предпринимателей больше всего раздражает в деловом общении?

Forbes
Как болельщики императора свергали Как болельщики императора свергали

Спортивные игры – идеальная среда для социального взрыва

Вокруг света
«Натали и Александр»: поэт, красавица и император «Натали и Александр»: поэт, красавица и император

Историческая мелодрама «Натали и Александр» о любви Пушкина и Гончаровой

OK!
«Я буду твоим цензором!» «Я буду твоим цензором!»

Эпоха Николая I — время закручивания цензурных гаек

Дилетант
Кот, который ворует данные Кот, который ворует данные

Выявлен первый вирус для кражи данных с фото на устройствах Apple

Ведомости
Операция «Утка» Операция «Утка»

В 30-х годах Сталин решил, что выслать Троцкого за пределы СССР недостаточно...

Дилетант
ЗПИФы приросли деньгами и пайщиками ЗПИФы приросли деньгами и пайщиками

Рыночные ЗПИФы недвижимости продолжают активно привлекать новых клиентов

Деньги
Снегопад в пустыне и буря «Годзилла»: 7 внесезонных погодных явлений, которые удивили мир Снегопад в пустыне и буря «Годзилла»: 7 внесезонных погодных явлений, которые удивили мир

Случаи, когда природа демонстрировала свои необычные способности

ТехИнсайдер
Лардо Лардо

Лардо: сало может быть настоящим деликатесом

Bones
Орхидея отрастила «палец» для самоопыления Орхидея отрастила «палец» для самоопыления

Как орхидея адаптировалась к нехватке опылителей в темном подлеске

N+1
Медитация вызывает изменения в областях мозга, связанных с памятью и эмоциями Медитация вызывает изменения в областях мозга, связанных с памятью и эмоциями

Как медитация может потенциально помочь в лечении психических заболеваний

ТехИнсайдер
Семейная ценность Семейная ценность

Tiggo 9, который пришел вовремя

Автопилот
Otyken: Россия такая большая страна, зачем еще куда-то ехать? Otyken: Россия такая большая страна, зачем еще куда-то ехать?

Как нужно делать музыку, которую будут слушать

Монокль
Три героя Три героя

Ода троечникам и их образу мышления

Men Today
«Звери рейха». Как немецкая пропаганда использовала образы животных «Звери рейха». Как немецкая пропаганда использовала образы животных

Роль животных в повседневной жизни гитлеровской Германии

СНОБ
Александра Киселева: «Я не могла так просто сдаться» Александра Киселева: «Я не могла так просто сдаться»

«Вернувшись из экспедиции в Индию, я не представляла, как существовать дальше»

Коллекция. Караван историй
Россия закрепощенная Россия закрепощенная

Экономика крепостного права глазами Тургенева

N+1
Гости стали лучше разбираться в том, что пьют Гости стали лучше разбираться в том, что пьют

На что важно опираться при создании барной карты в ресторане?

Bones
Эдуард Веркин: Общественное устройство грядущего — не хлеб фантастической литературы Эдуард Веркин: Общественное устройство грядущего — не хлеб фантастической литературы

Писатель Эдуард Веркин — о том, что будет волновать человечество в будущем

СНОБ
10 крупных секс-скандалов шоу-бизнеса, не считая Пи Дидди 10 крупных секс-скандалов шоу-бизнеса, не считая Пи Дидди

Как звезды теряли свой моральный облик и к чему это приводило

Maxim
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
Я — сноб: арт-директор фонда и галереи Ruarts Катрин Борисов Я — сноб: арт-директор фонда и галереи Ruarts Катрин Борисов

Арт-директор Ruarts Катрин Борисов — о любви к российской фотографии и вине

СНОБ
История любви История любви

Почему личные фонды — альтернатива западным трастам и частным фондам?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Тройная радость Тройная радость

Маша Миногарова, Аня Pokrov и Яна Пилецкая раскрывают души, планы и косметички

VOICE
Заново начать Заново начать

Стас Пьеха откровенно об обидах, зависимостях, понимании себя и прощении

Psychologies
Герой любого времени Герой любого времени

Кирилл Кяро — о долге и ответственности перед людьми

OK!
На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь

«Край Земли» хочет увеличить площадь яблоневых садов в 5,5 раза к 2040 году

Агроинвестор
Когда БУМЕР встречает ЗУМЕРА Когда БУМЕР встречает ЗУМЕРА

Почему конфликт поколений — сомнительная теория и какая польза от их объединения

Afternoon Seasons of life
Гигантские водовороты в океане: где в мире есть Харибды и могут ли они засосать корабль Гигантские водовороты в океане: где в мире есть Харибды и могут ли они засосать корабль

Существуют ли страшные водовороты в реальности?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении