Мезозойская Морская революция: как на давление хищников отреагировали их жертвы

Наука и техникаНаука

Мезозойская Морская революция: Ответные меры

Верис Олег Плиозавр нападает на аммонита титанитеса (Titanites Buckman, 1921). Картина Михаила Шеханова «За секунду до смерти»

Название

Эпикур говорил: «Хорошо прожил тот, кто хорошо спрятался». Фаина Раневская

В февральском номере мы рассказали про одно из самых грандиозных событий мезозойской эры – Морской революции. Связана она была с перестройкой морских экосистем, вызванной внезапным увеличением численности дурофагов – хищников, которые специализировались на добыче с твердым панцирем – моллюсках, морских ежах, ракообразных и т.п. В прошлой публикации мы рассмотрели, кто входил в число движителей, а в этой рассмотрим, как на давление хищников отреагировали их жертвы.

Головоногие моллюски

Головоногие моллюски в начале мезозойской эры были не в таком плохом положении, как другие группы. Несмотря на то, что многие палеозойские отряды вымерли, их разнообразие было достаточно большим в то время. Аммониты были представлены появившимися в средней перми цератитами (Ceratitida Zittel, 1884), которые дали начало всем мезозойским формам. Предки аммонитов – бактритиды (Bactritida Shimanskiy, 1951) – все еще находились в неплохом положении, как и ортоцерасы (отряды Orthocerida Kuhn, 1940 и Pseudorthocerida Barskov, 1963). Сохранились и почти все палеозойские надсемейства наутилусов, а также большая часть внутрираковинных моллюсков-колеоидей.

Арктоцерас (Arctoceras septentrionale (Diener, 1895)) – один из самых известных представителей цератитовой фауны Дальнего Востока. Находка и фото: Игорь Борисов

С началом мезозойской морской революции произошло несколько важных перестановок в экосистемах. Появление дурофагов резко сократило численность прямораковинных головоногих и наутилусов, также сильно страдают цератиты, однако им и нескольким группам наутилусов удается выдержать удар. В то же время бактритиды полностью вымирают.

Причиной падения численности прямораковинных форм можно назвать саму конструкцию раковины. Центр плавучести и центр массы у них располагались на разных концах, так что даже неудачная атака дурофага, раскалывающая раковину, но не убивающая обитателя, грозила утоплением для моллюска. Так что большая часть прямораковинных ушла в более спокойные и глубокие воды открытого моря. По крайне мере, такое поведение предполагают для последних ортоцерасов, которые, к слову, могли пережить ММР в данной зоне. На руках у ученых есть один крайне любопытный образец – фрагмент раковины ортоцереда журавлевии (Zhuravlevia insperata Doguzhaeva, 1994), обнаруженный в меловых отложениях возрастом 121–113 млн лет. От самых последних триасовых ортоцерасов ее отделяет пробел в 80 млн лет, в котором данные моллюски отсутствуют. Если журавлевия действительно происходит из мелового периода, то это открывает простор для множества гипотез выживания ортоцерасов на протяжении юры и мела. Однако есть несколько моментов, мешающих этой романтичной истории. Во-первых, находка мелового ортоцерида единична, и никто нигде никогда больше ничего подобного не находил. Во-вторых, журавлевия имеет много общего с палеозойскими формами, что еще больше подрывает доверие к возможному выживанию группы после триаса. Скорее всего, окаменелые остатки журавлевии были вымыты из горных пород в начале мела и переотложены вместе характерными для той эпохи головоногими.

Журавлевия – одна из главных загадок отечественной палеонтологии. Фото: Александр Мироненко

В то же время цератиты, обладая закрученной в спираль раковиной, не испытывали тех проблем с раковиной, что была у их соседей. Более того, такая компактная конструкция была куда удобнее для передвижения, поэтому они быстро создали массу вариаций из исходной планоспиральной раковины. Они экспериментировали с шириной оборотов, их формой поперечного сечения, степенью закрученности раковины, а также ее скульптурой на внешней стороне. Нельзя сказать, что подобным брезговали палеозойские аммониты или наутилусы, но сравнивать их с цератитами не совсем корректно. Так, палеозойские аммоноидеи в основном были планктонными формами, то есть плавали, подхваченные морскими течениями, а мезозойские наутилусы – малоподвижными формами с громоздкими раковинами (при этом большая часть их была уничтожена дурофагами в триасе). Цератиты же заняли массу экологических ниш – и быстрых пелагических (обитающих в водной толще) охотников, и придонных собирателей детрита, и даже планктонных фильтраторов. Семейства хористоцератиды (Choristoceratidae Hyatt, 1900) и кохлоцератиды (Cochloceratidae Hyatt, 1900) стали первыми полноценными гетероморфными аммонитами: на последних оборотах раковина у них постепенно раскручивалась, а иногда – выпрямлялась. Подобный процесс наблюдался также и у более поздних аммонитов из юрского и мелового периодов. Гетероморфов спасали развитые органы реактивного передвижения, которые позволяли им быстро убегать от хищников.

Ранний триасовый филлоцератид ракофиллитес (Rhacophyllites neojurensis (Quenstedt, 1845)). Источник: коллекция берлинского Музея естествознания

От цератитов произошел другой отряд аммонитов – филлоцератиды (Phylloceratida Zittel, 1884), которые показали себя просто прекрасно на дальней дистанции. Облюбовав открытые моря и придонные зоны шельфа, филлоцератиды спокойно переждали ММР, придя к относительно единой, наиболее универсальной для их образа жизни форме раковины с сильно закрученными широкими оборотами. Именно от них и произошли аммонитиды (Ammonitida Hyatt, 1889), которые прочувствовали на себе все прелести ММР.

Первые аммонитиды – литоцератины (Lytoceratina Hyatt, 1889) – также обитали в глубоких водах – на склонах континентального шельфа, у дна открытого моря. Различия в раковине (более свободное закручивание, другое строение перегородок камер и сечения) предполагают, что у них была несколько другая экологическая ниша, так что они не испытывали сильной конкуренции с филлоцератидами. Именно от литоцератидов происходят юрские аммониты, поселившиеся в шельфовой зоне и столкнувшиеся с большим давлением дурофагов. Это привело к ряду резких изменений.

Космоцерасы видов Kosmoceras spinosum Qeunstedt, 1858; K. lithuanicum (Seimiradski, 1864); K. pollux (Reinecke, 1818); K. gemmatum Phillips, 1835. Фото участников Аммонит.ру

На нескольких линиях аммонитов сначала в юре, а потом в мелу независимо появляются самые разные защитные средства. Самый простой пример – это шипы, возникшие независимо у аммонитов на многих линиях, например, у мономорфных космоцератид (Kosmoceratidae Haug, 1887) и дювелейцератид (Douvelliceratidae Parona & Bonarelli, 1897) и гетероморфных скафитид (Scaphitidae Gill, 1871). Также изменились и размеры аммонитов. Если их максимум в период с девона по триас – это 50–60 см в диаметре, то уже в начале юры они преодолевают размеры в 70–80 см! А уже в поздней юре аммониты преодолевают метровую планку. Литоцерасы (Lytoceras taharoaensis Stevens, 1985), титанитесы (Titanites Buckman, 1921), дорсопланитесы (Dorsoplanites Semenov, 1898) – каждый из этих гигантов мог претендовать на прозвище «колесоцерас» от нашедшего его палеонтолога. Увеличение размеров позволяло аммонитам избежать атак от большого числа мелких и среднеразмерных дурофагов. Апогей размеров аммонитов пришелся уже на меловой период – вспоминаются гигантские гетероморфные бакулитесы (Baculites Lamark, 1799), дипломоцерасы (Diplomoceras cylindraceum (Defrance, 1816)) и мономорфная парапузосия (Parapuzosia seppenradensis (Landois, 1895)). Последняя вообще является вообще самым крупным представителем группы: диаметр ее раковины оценивается в 2,5–2,6 метра!

Мезозойская морская революция привела также к перестройке устья аммонитов. У большинства групп юрских аммонитов оно несло дополнительные выросты – под глазами находились выросты, названные ушками, а на вентральной стороне – один вырост, вентральный ростр. Ушки и ростр образовывались у половозрелых аммонитов, зачастую только самцов (правда, есть и исключения – у кардиоцератид (Cardioceratidae Seimiradzki, 1891) не было ушек, а ростры присутствовали как у самцов, так и у самок) и имели несколько функций. Зачастую их рассматривают как орган, помогающий проникать в мантийную полость самки и обеспечивающий некоторую защиту – как от агрессивной партнерши во время спаривания, так и хищников, желающий вытащить аммонита из раковины. У некоторых аммонитов, например, эбрайицерасов (Ebrayiceras Buckman, 1920), ушки сильно разрастались, образовывая этакую «маску», защищавшую аммонита.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Миллион цветных деталей Миллион цветных деталей

Весь мир играет в конструкторы «Лего» семьдесят лет и не наигрался до сих пор

Вокруг света
Нестор Энгельке Нестор Энгельке

Нестор Энгельке внес топоропись в энциклопедию современного искусства

Собака.ru
Алгебра гармонии Алгебра гармонии

«Тайная вечеря» Дали — картина, построенная на пропорциях мировой гармонии

Вокруг света
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Вот оно какое, наше лето Вот оно какое, наше лето

Чем занять ребенка на даче: советы для детей любого возраста

Лиза
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Эра литий-ионных аккумуляторов Эра литий-ионных аккумуляторов

Почему ученые трудятся над тем, чтобы повысить безопасность батареек

Наука и техника
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
Дорогой инноваций Дорогой инноваций

Что изменит высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург

Эксперт
Москва на экране Москва на экране

Почему регионы готовы доплачивать за съемки фильмов на своей территории

Эксперт
Почему ЕС не растет Почему ЕС не растет

Что провоцирует системный кризис развития Евросоюза

Эксперт
Банки на передовой Банки на передовой

Как работала финансовая система СССР во время войны

Эксперт
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
Инфляция в белых халатах Инфляция в белых халатах

Медицинская инфляция может ускориться до 14% к концу года

Ведомости
Партнер по религиозным соображениям Партнер по религиозным соображениям

Как Россия создает базу для привлечения исламского капитала

Эксперт
Кто открыл лазейки в вузы Кто открыл лазейки в вузы

Школьные олимпиады становятся местом отработки способов незаконного поступления

Монокль
История в фасадах История в фасадах

Число объектов культурного наследия в столице растет

Ведомости
Как Ленин дэвов побеждал Как Ленин дэвов побеждал

Какие отпечатки оставили на народах России события на рубеже XIX и XX веков

Дилетант
Есть ли у Европы армия Есть ли у Европы армия

О потенциале собственной армии Евросоюза и перспективах ее участия вне НАТО

Монокль
Традиционная стабильность Традиционная стабильность

Какое место в энергетике будущего будут занимать уголь, нефть и газ

Ведомости
Архив богини Фауны Архив богини Фауны

Зоологический музей Московского университета – «отражение самой природы»

Знание – сила
Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции

История микроконтроллеров от их зарождения до современных тенденций

Наука и техника
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
Вяземские Вяземские

Происходивший от Рюрика княжеский род Вяземских известен ещё со Средневековья

Дилетант
«Пишите… А. Куприн» «Пишите… А. Куприн»

Эмиграция сложилась для Куприна не просто трудно, а скорее — трагически

Дилетант
Страховка с биткойном Страховка с биткойном

Как работают инвестиционные полисы с привязкой к биткойну

Ведомости
Открыть в приложении