Создательницы сериала «Почка» — каково снимать сериал женской командой?

ForbesСобытия

«Натаха есть в каждом»: создатели сериала «Почка» о морали, коррупции и семейных узах

Юлия Варшавская

Любовь Аксенова во время съемок сериала «Почка» (Фото предоставлено пресс-службой Kion)

На платформе Kion вышел сериал «Почка» — история о коррумпированной чиновнице, которая узнает, что нуждается в трансплантации. Forbes Woman поговорил с создательницами сериала — режиссером Марией Шульгиной, сценаристкой Елизаветой Тихоновой и исполнительницей главной роли Любовью Аксеновой — о том, как удалось создать отрицательного персонажа, которому невозможно не сопереживать, и каково было снимать сериал женской командой.

— Как появилась идея сериала? Почему решили использовать именно сюжет про пересадку почки?

Елизавета Тихонова: У нас есть знакомая, которая живет в Германии, и она рассказала историю своего мужа, которому была необходима трансплантация почки. Нас удивило, что даже в такой цивилизованной стране есть подобная проблема — когда нужно месяцами стоять в очереди за донорскими органами, — и мы начали раскачивать эту тему. Идея появилась параллельно с героиней. Некоторые черты героини мы списали с меня. Я из многодетной семьи и знаю, что если ты что-то не взял, то это обязательно заберут. Первый рефлекс в нашей жизни — взять. Не дожидаться, когда тебе отдадут это, а именно взять и если нужно — за это побороться. Эти два обстоятельства и привели нас к написанию этой истории — с одной стороны социальной, с другой — во многом семейной и личной.

— Насколько сложно было найти для сериала с таким нетривиальным сюжетом партнеров, финансирование, площадку? Можно предположить, что слова «женщина-коррупционер» или «трансплантация почки» могли часть из них отпугнуть.

Мария Шульгина: Даже удивительно, что эта история до сих пор никем не была использована, ведь она лежит на поверхности. Все шутят про то, что если понадобятся деньги, продадут почку. Мы показали свою идею [продюсеру] Семену Слепакову. Он сказал: «Идея классная, покажите серии». Мы написали с Лизой две серии. Он посмотрел и сказал: «Замечательные серии, но на телевидение нельзя». Тогда буквально на следующий день мы показали эту историю [креативному продюсеру сериала] Авдотье Смирновой — нашему педагогу по драматургии. И на следующий день нам позвонил [режиссер] Борис Хлебников и сказал: «Классно. Какую же ужасную героиню вы создали». Нам до сих пор все говорят про ужасную героиню, и, мне кажется, что у Лизы появился некоторый комплекс из-за этого. Нам казалось, что это нормальная девчонка, бывают такие, ничего страшного. После этого звонка все пошло-поехало. Дуня «крышевала» нас весь путь создания проекта. Все получилось благодаря ей, конечно.

— Мы привыкли к сложным образам обаятельного мерзавца-мужчины, в которых все влюблялись и в литературе, и в кино. Но к женщине такой образ как будто бы до сих пор не применим, и поэтому ваша героиня вызывает споры. Как вы себе сами это объясняете? И как вы искали баланс между ее обаянием и отрицательными чертами?

Любовь Аксенова: Изначально предложение сыграть Наташу Кустову было озвучено мне Авдотьей Смирновой. Еще до того, как я прочитала сценарий, она сказала: «Героиня — обаятельная сволочь. Мне кажется, ты справишься». И потом, когда мы начали работать над ролью и встречались с девочками, я и сама думала, что в момент, когда Наташа оказывается перед опасностью потерять жизнь, в ней включается определенный движок. Когда она начинает совершать действия, которые будто и не хочет делать, происходит какое-то добро. И она сама не может в это поверить. Этот движок, который выводит ее на такие поступки, мне кажется, есть в каждом человеке.

И возможно, когда человек видит эту героиню, в которой есть и плохое, и хорошее, он подключается, ставя себя на ее место. Понимает, что мы все одновременно умеем извлекать выгоду, брать то, что хотим, и закрывать глаза на кого-то другого. В нас всех это есть. Грубо говоря, Натаха есть в каждом.

Елизавета Тихонова: У Маши есть версия, почему происходит такое сумасшедшее подключение к настолько отрицательной героине. Тем более, к женщине. Дело не в гендере, а в том, что с каждым человеком с детства происходит некое «окультуривание». У ребенка изначально есть рефлекс: «Дай, дай, дай, я хочу, мне надо». Родители, школа, университет гасят в нем эти абсолютно животные рефлексы. А у Наташи эти рефлексы оголены. Каждый человек по сути и есть Наташа. Мужчина это или женщина — не важно. Откровенная Наташина установка «Дай» в той или иной мере присутствует у всех, вопрос только того самого «окультуривания».

Перед написанием этой истории мы с Машей спорили и рассуждали, нужна нам хорошая героиня или плохая. Представим хорошего человека: он жил, был светлым, добрым, женатым и вдруг у него отказали почки. Не факт, что родные или жена пожертвовали бы ему почку, и он вообщем-то мог бы оказаться в тех же обстоятельствах, что и Наташа. Но с Наташей история получилась веселее и острее.

Мария Шульгина: Почему эта героиня не вызывает отторжение? Потому что она сделана с большой симпатией и любовью. Такие проявления, абсолютно инстинктивные, животные, но искренние: «Мне надо — дай. А, тебе, оказывается, тоже надо? Окей». Мы всегда что-то просим от жизни, от людей. Мы просто вуалируем это некой приличной оберткой вежливости, какого-то альтруизма: «Нет, мне не надо, пожалуйста, ни в коем случае не отдавай мне свою почку. Я так не хочу, чтобы ты пострадала». И ждешь, что тебе в ответ скажут: «Нет, я тебе все-таки ее отдам, возьми пожалуйста». И это и есть культурное лицемерие, которое прикрывает то, чем является Наташа. Наташа — голый прямой диалог. И этим она дико симпатична, если ее принять в себе. Мне кажется, что ее поведение очень честное и детское. Наташа не вызывает у меня ощущения того, что она негодяйка.

Актриса Любовь Аксенова и режиссер Мария Шульгина во время съемок сериала «Почка» (Фото предоставлено пресс-службой Kion)

— Я часто слышала при обсуждениях этого сериала, что зло в нем воспринимается как порождение системы, в которой мы все живем. Насколько вы согласны с тем, что вашу работу называют остросоциальной? Является ли она критикой общества и системы, в которой мы все вынуждены проявлять, возможно, свои нелучшие качества?

Елизавета Тихонова: Если говорить о коррупции, есть же страны, где ее победили, например, Арабские Эмираты, Германия и другие. Ну а мы просто живем с этим. Например, я сдавала в 2014 году на права. В моей группе был только один человек, который не попытался дать взятку. И он один не получил права. Когда я сидела с инспектором в машине, он говорил: «Поворачивай направо», а я поворачивала налево, потому что я путаю право и лево. Но я сдала, у меня было «пять». А этот парень не сдал, хотя водил лучше всех и это была его третья попытка. Он принципиально хотел их получить. Но зато благодаря такому странному, уродливому взаимодействию и круговой поруке, у нас в стране всегда есть место случайности и какому-то человеческому отношению.

— Мне кажется, что тут скорее боль не в коррупции, а в том, что такие героини, как Наташа, выходят из дисфункциональных семей, где действительно часто отцы бросают своих детей, где часто алкоголь вмешивается в жизнь, где часто не хватает сил и денег дать детям образование. И коррупция тут скорее следствие, а не причина. Что вам было важно показать с точки зрения роли семьи?

Мария Шульгина: Мы с Лизой — два разных мира. Я выросла в семье, где если человек заболеет, ему отдадут почку. Я выросла в ощущении поддержки, опеки, любви и уверенности в том, что тебе точно все помогут. У Лизы наоборот. В силу того, что мы работаем вместе, я знаю, что у нее обратное ощущение — ее вряд ли поддержат. И эти два мира мы представили в фильме на примере соседа Наташи по диализу, который отказывается брать у мамы почку, и самой Наташи, которая, наоборот, требует почку от родственников. В эту линию заложено двойственное восприятие. Прав ли сосед, когда обрекает мать на муки, связанные с тем, что она не может ему помочь? Когда он отказывается, кажется, что он благороден. Но это благородство гораздо более деструктивное, чем требовательность главной героини. И для нас было важно разобрать каждую из двух семейных моделей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Комната по соседству» в Венеции: как живой классик Альмодовар осмысляет тему смерти «Комната по соседству» в Венеции: как живой классик Альмодовар осмысляет тему смерти

Почему «Комнату» классика Педро Альмодовара определенно стоит смотреть?

Forbes
Лечит даже цистит и изжогу: неочевидные преимущества гиалуроновой кислоты Лечит даже цистит и изжогу: неочевидные преимущества гиалуроновой кислоты

Гиалуроновая кислота имеет массу применений

Cosmopolitan
13 игр с поцелуями — от тех, которые оживят вашу прелюдию, до тех, которые подойдут для вечеринки 13 игр с поцелуями — от тех, которые оживят вашу прелюдию, до тех, которые подойдут для вечеринки

Игры с поцелуями: как насчет еще одного повода поцеловаться?

VOICE
«Ты никогда не сможешь убедить людей покупать очки в онлайне»: история Warby Parker, которой удалось изменить рынок «Ты никогда не сможешь убедить людей покупать очки в онлайне»: история Warby Parker, которой удалось изменить рынок

Компанию основали студенты бизнес-школы, недовольные высокими ценами на очки

VC.RU
Мы выбираем друг друга не случайно Мы выбираем друг друга не случайно

Выбор партнера предопределен всем предшествующим ходом нашей жизни

Psychologies
Славься Джейк Славься Джейк

Джейк Джилленхол – один из главных голливудских актеров

Esquire
Наталья Матвеева. Стиль — вне моды и времени Наталья Матвеева. Стиль — вне моды и времени

Интервью с основательницей российского бренда Re-Look Furs

Караван историй
Бойня в День святого Валентина: самая кровавая разборка гангстеров в Чикаго Бойня в День святого Валентина: самая кровавая разборка гангстеров в Чикаго

Не отменять же, в самом деле, из-за дурацкого праздника массовое убийство

Maxim
Флирт, дилдо и болезни: 7 самых странных законов о сексе в США Флирт, дилдо и болезни: 7 самых странных законов о сексе в США

Архаичные, нелепые и немного безумные законы о сексе в США

Playboy
Стороны света Стороны света

Актриса Светлана Ходченкова — о том, как иногда полезно покинуть зону комфорта

Grazia
12 самых интересных нарядов королевы Елизаветы II 12 самых интересных нарядов королевы Елизаветы II

Лучшие образы Екатерины II и секреты, которые за ними скрываются

РБК
Самый богатый знак зодиака — кому звезды обещают богатство? Самый богатый знак зодиака — кому звезды обещают богатство?

Хочешь узнать, кому на роду написано быть богатым? Читай наш гороскоп

VOICE
Дом, который построил Джек: как прийти в гости к англичанину и не опозориться Дом, который построил Джек: как прийти в гости к англичанину и не опозориться

К чему быть готовым, чтобы не ударить в грязь лицом перед англичанином?

Playboy
Синтетические люди и оцифрованные вещи: как метавселенные изменят наш мир Синтетические люди и оцифрованные вещи: как метавселенные изменят наш мир

Выступления с CG EVENT — о киберпанке и метавселенных

Популярная механика
Как почтовые марки защищают от подделок? Как почтовые марки защищают от подделок?

Как подделывают почтовые марки и как с этим борются?

Популярная механика
Массовая электрификация: когда электротранспорт захватит все дороги мира Массовая электрификация: когда электротранспорт захватит все дороги мира

Почему электротранспорт до сих пор не захватил рынок?

Популярная механика
Давай не сейчас Давай не сейчас

Если муж не хочет иметь детей

Лиза
Гуппи оказались подвержены иллюзиям Эббингауза и Дельбёфа Гуппи оказались подвержены иллюзиям Эббингауза и Дельбёфа

Гуппи подвержены оптическим иллюзиям, но воспринимают их иначе, чем люди

N+1
Как России бороться с западной пропагандой Как России бороться с западной пропагандой

Как Владимир Путин и его окружение могут реагировать на антироссийские мифы

СНОБ
Как принимают экзамены на «права» в США, Германии, Японии, Великобритании и Китае. Как принимают экзамены на «права» в США, Германии, Японии, Великобритании и Китае.

Экзамен на право управления автомобилем — показатель уровня демократии в стран

Maxim
Почему предложения РСПП по защите бизнесменов от ареста не остановят силовиков Почему предложения РСПП по защите бизнесменов от ареста не остановят силовиков

Возможно, чтобы защитить себя, бизнесменам нужно защищать всех

Forbes
Дух старой школы: 10 любопытных групп о ретро-компьютерах, которые можно найти в сети Дух старой школы: 10 любопытных групп о ретро-компьютерах, которые можно найти в сети

Если ищете электронную открытку для друга-программиста, вам точно сюда

Популярная механика
Семь фото автомобилей столетней давности Семь фото автомобилей столетней давности

Автомобили из прошлого века

Maxim
Вылечить нельзя, но помочь можно: всё, что нужно знать про эндометриоз Вылечить нельзя, но помочь можно: всё, что нужно знать про эндометриоз

К чему может привести эндометриоз?

Cosmopolitan
Как пробудившийся в Исландии вулкан пробуждает и человеческие чувства? Фрагмент романа Сигридур Бьёрнсдоттир «Вулканы, любовь и прочие бедствия» Как пробудившийся в Исландии вулкан пробуждает и человеческие чувства? Фрагмент романа Сигридур Бьёрнсдоттир «Вулканы, любовь и прочие бедствия»

Вулканическая активность — часть исландской жизни

Esquire
Третья версия интернета: почему технология web3 интереснее раскрученной метавселенной Третья версия интернета: почему технология web3 интереснее раскрученной метавселенной

Следующей версией интернета будет не метавселенная в стиле Meta, а web3

Forbes
Почему он Почему он

Как работают тесты на беременность?

VOICE
6 мифов о женской сексуальности. Комментарий сексолога 6 мифов о женской сексуальности. Комментарий сексолога

Заблуждения о женской психологи и физиологии

РБК
Дело Кантора живет: как математики всех стран соединились Дело Кантора живет: как математики всех стран соединились

Галле Георг Кантор был недоволен уровнем взаимодействия математиков

N+1
Приказано: выжить Приказано: выжить

«Все плохо» – такими бывают ощущения родителей и их детей на пике пубертата

Psychologies
Открыть в приложении