История Yalla!Market
Как российские предприниматели завоевывают рынок экспресс-доставки продуктов в Дубае.
В апреле 2021 года Леонид Довбенко (до июля 2021 года — Комиссаров) вместе с другом Станиславом Селезневым запустили Yalla!Market. Это первый в Дубае сервис экспресс-доставки продуктов из дарксторов. Сейчас курьеры Yalla привозят пользователям еду и товары для дома за 15 минут, выполняя до 5 тыс. заказов в месяц. В ноябре 2021 года стартап закрыл pre-seed раунд на $2,3 млн, в котором участвовали дубайские фонды Wamda и Dubai Angel Investors, а также пул местных и российских бизнес-ангелов. По его итогам оценка Yalla достигла $10 млн.
Снабженцы ресторанов
У Довбенко и Селезнева уже был опыт работы в Дубае — в 2019 году они открыли там представительство своей компании DocsInBox, которую в 2015 году запустили вместе со знакомым по петербургскому Политеху Андреем Анфиногеновым и ресторатором Эммануилом Эмануиловым. Сервис автоматизирует документооборот между ресторанами и поставщиками и является одним из самых крупных игроков в нише. За пандемийный 2020 год выручка российского DocsInBox составила 141,8 млн руб., прибыль — 9,3 млн руб. (данные за 2021 год компания не раскрывает). Однако повторить успех в ОАЭ партнерам не удалось.
— В России часть ценности сервиса создается за счет государства, которое постоянно выдвигает новые требования к рестораторам по учету продуктов и алкоголя. Но основная ценность DocsInBox в том, что рестораторы, когда все закупки оцифрованы, в режиме реального времени могут видеть скачки цен на продукты и быстро реагировать. В Дубае нет такого количества требований со стороны государства, а цены не меняются годами, — местная валюта привязана к доллару, инфляции нет, — объясняет Довбенко.
К 2020 году через серию пивотов партнеры от документооборота пришли к модели маркетплейса, на котором рестораторы могут искать поставщиков. Он получил название Tawreed (в переводе с арабского — «снабжение». — Прим. Inc.) и работает в формате b2b, отвечая за склады и логистику последней мили. На данный момент у него 150 клиентов в Дубае. Основатели зарабатывают на марже с продаж товаров, которая составляет от 2% до 10%. Месячная выручка сервиса — около 3 млн руб., но он до сих пор не вышел в прибыль.
В процессе развития Tawreed Довбенко успел побывать в разных районах Дубая и других эмиратах. Одно из отличий ОАЭ от России, по его словам, в том, что местные девелоперы строят не отдельные дома, а сразу целые районы — десятки жилых кварталов, детские сады, школы, парки, молл, аттракционы, и т .д.
— Я увидел много районов, в которых дома заселены, парковки забиты машинами, но при этом есть всего один работающий магазин или ресторан. Стало понятно, что наша бизнес-модель там работать не будет, но еда людям нужна прямо сейчас. Тогда пришла идея разделить команду — часть продолжила развивать b2b-направление, а мы [c Селезневым] решили делать сервис доставки продуктов из дарксторов, — рассказывает Довбенко.
Yalla в названии стартапа — популярное в арабском мире слово, у которого несколько аналогов в русском, самые близкие по значению — «давай», «вперед» и «быстрее». Оно также написано на кнопке, которую нажимаешь, чтобы вызвать такси через местный Uber — Careem.
На «Самокате» в Дубай
С идеей запустить аналог успешно работающих на российском рынке сервисов доставки продуктов в другой стране Довбенко и Селезнев пришли к Анастасии Грашкиной, Михаилу Немцану и Янине Лисовской. Анастасия и Михаил — супруги и создатели сервиса доставки готовых блюд для правильного питания BeFit, Янина — бывший гендиректор «Самоката», где была с самого основания и запускала первые дарксторы. Они создавали для Yalla айдентику, формировали ассортимент и искали курьеров. Однако летом Михаил и Анастасия перестали работать над проектом и перешли в статус инвесторов. Лисовская, которая занимала пост операционного директора, покинула его в ноябре.
— BeFit — бизнес довольно молодой (запущен в 2017 году. — Прим. Inc.) и выращен без капли инвестиций, поэтому в России, когда ребята перешли к нам на full time, все начало сыпаться. Yalla!Market при этом активно рос, и когда стало понятно, что в Дубай придется переезжать, они сделали выбор в пользу BeFit. С Яной такая же история. Так как операционный бизнес плотно привязан к земле, она планировала большую часть времени проводить в ОАЭ, но в итоге не смогла по личным обстоятельствам, — объясняет Довбенко.
Часть команды Yalla из 20 человек, которая занимается онлайном, перешла из Tawreed, часть привели Немцаны, часть Довбенко и Селезнев наняли на месте. Многие из них — бывшие сотрудники местного Amazon и японской сети супермаркетов 7-Eleven, которая ушла из ОАЭ в прошлом году.
Первая версия приложения Yalla была создана на базе IT-решений DocsInBox и iiko, разработчика софта для автоматизации кафе и ресторанов, который в 2005 году был запущен Давидом Яном и Максимом Нальским. В 2018 году Довбенко организовал выход компании на рынок ОАЭ, создав iiko Middle East. Однако для полноценной работы сервиса доставки этого было недостаточно и фаундеры нашли разработчиков, которые развивали сеть дарксторов Fres в Чехии. На базе их исходного кода были созданы мобильное приложение, система управления складом с отдельными приложениями для пикеров и курьеров и ERP-система.
Всего на старте фаундеры вложили в стартап $100 тыс. своих средств, еще $150 тыс. они привлекли от пула частных инвесторов после того, как Довбенко рассказал о запуске Yalla!Market в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и предложил его поддержать. В их числе были создатели сервиса аналитики Mozg.rest Сергея Ицков и Виолетта Гвоздовская, IT-предприниматель Алексей Кучин, гендиректор логистической компании Aramex в Казахстане Алихан Лесов, а также Вадим Дубровин, который после присоединился к проекту в качестве директора по инвестициям.