На какие дистанции стреляют профессиональные снайперы: счет на километры
Многие стрелки из нарезного оружия всю жизнь помнят первый выстрел с оптическим прицелом – подсознательно хочется прижаться глазом поближе к окуляру прицела, и в итоге неофит при выстреле крепко получает прицелом прямо промеж глаз. И чем больше калибр и сильнее заряд – тем ярче отметка на лбу, нередко до крови. Как правило, урок запоминается на всю жизнь – получить в лоб вторично можно только в пылу охотничьего азарта.
Вот и я, укладываясь за винтовку СВЛ калибра .408, более напоминающую противотанковое, чем охотничье оружие, с опаской вспомнил свой детский опыт и порадовался, что на мне стрелковые очки: в случае чего примут удар на себя. Но отказываться от стрельбы я не стал — мало кому довелось в жизни стрелять за два километра. Достаю из-за пазухи согретый патрон, вставляю в прорезь затвора, досылаю, нахожу перекрестьем прицела маленькую белую точку — именно так даже в мощный прицел видится стальная пластина 50 x 50 см — и плавно начинаю давить на спуск. Выстрел! Ура! Лоб цел! Отдача меньше, чем у моего охотничьего ружья 12-го калибра. В прицел мишени не видно — при отдаче картинка сместилась. Но коллега, прижавшись глазом к 100-кратному монокуляру, кричит: «Есть попадание!» Эх, сюда бы моих дворовых пацанов, да сбросить лет 25!
Запредельная стрельба
Стрельбу «за два километра» часто относят к разряду баек и киношных штучек. Тем не менее это вполне реальный спорт. Правда, сверхдорогой и редкий. Однако сверхдальняя стрельба — не обязательно на несколько километров. «Это стрельба за пределами сверхзвукового диапазона, — говорит Влад Лобаев, владелец компании «Царь-пушка», один из самых авторитетных российских стрелков на сверхдальние дистанции и изготовитель высокоточных винтовок. — Необходимым условием является трансзвуковой переход либо вовсе стрельба на дозвуке. Поэтому для разных калибров сверхдальней считается стрельба на определенные дистанции. В калибре .223 сверхдальней будет стрельба уже на километр, для .338 — более 1200−1300 м, для .408 CheyTac — более 2200−2300 м».
Стрельба на сверхдальние расстояния имеет интерес только для демонстрации возможностей патрона и оружия. В снайпинге она не применяется из-за невысокой вероятности попадания первым выстрелом. Для боевых применений необходимо гарантированное попадание.
Лучшие из лучших
Особых секретов в сверхдальних винтовках нет — все бенчрест-оружейники способны создать такую систему, поскольку все приемы и технологии винтовок для «короткого» бенчреста с небольшими нюансами применяются и в сверхдальней стрельбе. Построение системы начинается с выбора калибра. Скажем сразу, «противотанковый» калибр .50BMG (12,7 x 99 Browning) туда не входит — он запрещен в бенчресте. Исторически сложилось так, что развитием калибра .50 в США занимается отдельная организация FCSA (Fifty Caliber Shooters Association).
Полюбившимися военным дальнобойными калибрами .338 Lapua Magnum и .416 Rigby также не стреляют — характеристики до рекордных слегка не дотягивают, хотя их с удовольствием берут за основу. На базе .338 LM, например, делают рекордные системы калибров .338 Improved и .338 Snipetac. Но доминирующим до недавнего времени был специфический калибр .338/.416 Rigby, построенный на основе гильзы .416 с обжатым под калибр .338 дульцем, что давало возможность пустить 300-грановую (19-граммовую) пулю с базовой скоростью 920 м/с. В США, кстати, есть группа охотников (десятка два) на сверхдальних дистанциях, которые применяли как раз калибр .338/.416 Rigby. Медведь ими был взят на 3100 м, а олень — на 3200!
Нынешний сверхдальний хит — калибр .408, который занял нишу между калибрами .338 LM и .50 BMG и изначально предназначался исключительно для военного применения. .408 идеально подходил для дальнобойной и в то же время не запредельно тяжелой винтовки.
Кинозвезда
Калибр .408 удивительно удачно пропиарили. Лев Толстой всех стрелков на дальние дистанции — Стивен Хантер, написавший серию романов про одного из лучших снайперов в мире Боба Ли Суэггера. Самым лучшим из этих романов, безусловно, был первый — «Снайпер» (в оригинале Point of Impact). Помимо превосходного сюжета книга завоевала популярность среди профессионалов своей достоверностью — все нюансы работы снайпера в ней описаны без ляпов (имеется в виду англоязычный вариант, русский переводчик наделал кучу ошибок), чего до Хантера не бывало. Как, впрочем, и после. Знакомые снайперы с баллистическими калькуляторами пересчитывали выстрелы, описанные в романе, и удивлялись, насколько точно там все указано.
Учитывая популярность стрелковых дисциплин в США, Голливуд просто не мог не снять по этому роману фильм, и в 2007 году на экраны вышел «Стрелок» (Shooter) с Марком Уолбергом в роли Суэггера. Но главная роль в фильме принадлежит не актеру, а снайперской винтовке CheyTac M200 Intervention калибра .408, из которой герой почти с двух километров попал в консервную банку. На следующий день после выхода фильма лавина запросов подвесила сайт компании-производителя, а .408 стал в США королевским калибром.