«Мы разговариваем движениями»: хореограф Юрий Посохов о мировой премьере «Чайки» в Большом театре
В Большом театре — мировая премьера балета «Чайка» на музыку Ильи Демуцкого. Хореограф-постановщик — Юрий Посохов. Автор либретто и режиссер — Александр Молочников. Forbes Life спросил у Юрия Посохова, чем его «Чайка» отличается от спектакля Майи Плисецкой и почему на сцене Большого нельзя повторить перформанс Павленского
Юрий Посохов, бывший премьер Большого театра, Датского королевского балета и Балета Сан-Франциско — хореограф с мировым именем. Его балеты идут на сценах Америки, Австралии, Дании, Грузии. Посохов — многократный победитель национальной театральной премии «Золотая маска», автор спектаклей в репертуаре Большого «Герой нашего времени» и «Нуреев», поставленных совместно с режиссером Кириллом Серебренниковым. В 2016 году «Герой нашего времени» признан лучшим балетным спектаклем сезона, в 2019 балет «Нуреев» — лучшей работой хореографа. В 2018 Посохов удостоен приза Международной ассоциации деятелей хореографии Benois de la Danse за хореографию балета «Нуреев». В 2021 — обладатель Benois de la Danse за хореографию спектакля «Анна Каренина» в Балете Джоффри.
— Московские театры полны «Чайками». Что в этой пьесе, на ваш взгляд, такого остро актуального? Чем она вас привлекла?
— Я видел эту тенденцию много раз. Наступает момент, когда все начинают ставить одну и ту же пьесу. Видимо, текст входит в резонанс со временем.
Можно считать, что мы это уловили первыми, задумав нашу «Чайку» два года тому назад. В балете процесс создания спектакля длится гораздо дольше, чем в драматическом театре. Но чем больше мы работаем над «Чайкой», тем больше я убеждаюсь: характеры, ситуации — все очень современное, узнаваемое. Персонажи все живые, интересные. Сначала мне Треплев был очень интересен, симпатичен, потом Сорин понравился, а потом я к Медведенко расположился. Никто его не слушает, а он тут, рядом с нами, милый симпатичный маленький человек.
И это не только наше национальное восприятие. У меня в команде работают англичане (сценограф спектакля — Том Пай, художник по костюмам — Эмма Райотт, — прим. Forbes Life), они Чехова очень тонко чувствуют. Декорации получились парящие, нереалистичные, возвышенные.
А вообще «Чайка» для меня — особенная тема, очень личная. Когда я только пришел в Большой в 1982 году, шла «Чайка» Майи Михайловны Плисецкой. Танцевали мои любимые артисты, Александр Богатырев, Виктор Барыкин. С Виктором я сейчас работаю над своей «Чайкой». 40 лет спустя.
— Вы участвовали в той «Чайке»?
— Да, в кордебалете. Была такая сцена: приходил народ, дрыгался-дрыгался и уходил. На этом моя роль в «Чайке» заканчивалась. Спектакль давали, когда труппа уезжала на большие гастроли. «Спартаки» улетали, а в театре оставались невыездные. В Большом было правило: первые два года новичков за границу не брали. И вот за это время я выучил «Чайку» Плисецкой наизусть. Помню даже запахи этого спектакля, совершенно особенные.
— Французские? Костюмы же делал Пьер Карден.
— Да, за Майей Михайловной развевался шлейф каких-то сказочных ароматов. Это была очаровательная история. Мне очень нравился спектакль.
— Майя Михайловна была бессменной Ниной Заречной?
— Да. Но она и в жизни была Ниной Заречной. Наш спектакль другой. Он не строится вокруг одной балерины. Мы приблизили возраст исполнителей к чеховским героям, к тому, как их задумал драматург.