Путеводитель по русским, которых не было
6 настоящих историй о ненастоящих людях
В этом году исполняется 80 лет подвигу 28 панфиловцев, увековеченному в бесконечных топонимах по всему СССР. О том, что историю 28 панфиловцев выдумал в 1941 году журналист «Красной звезды», стало известно уже в 1948 году, когда прокуратура СССР провела официальное расследование и установила, что в боях по Волоколамскому направлению в ноябре 1941 года принимали участие не 28, а 1534 военнослужащих. Выводы прокуратуры, однако, не помешали славе 28 панфиловцев. К 80-летию мистификации, до сих пор выступающей одним из символов героизма советского народа, Ульяна Волохова вспомнила других не существовавших героев русской истории и выяснила их биографии.
Изобретатель велосипеда Ефим Артамонов
1776 — 1815
Биография Ефима Артамонова примечательна: родился в семье крепостного в районе Челябинска и в детстве помогал отцу в ремонте барж, в 14 лет отправился работать на Нижнетагильский завод и, чтобы навещать родных, проходил пешком по 85 км. Считается, что мысль об индивидуальном средстве перемещения зародилась у него именно во время этих походов. В какой момент план удалось реализовать, неизвестно, но в 1800 году в Екатеринбурге Артамонов был бит розгами за то, что «в день Ильи Пророка ездил на диковинном самокате», чем пугал лошадей, которые вставали на дыбы и «увечья прохожим чинили немалые». Диковинный самокат представлял собой два колеса и деревянное сиденье между ними, к переднему колесу были прикреплены педали, которые и приводили конструкцию в движение. В 1801 году Артамонов проехал на своем устройстве от Урала до Петербурга, и император пожаловал ему за изобретение 25 рублей и вольную. Изобретение получило распространение среди уральских рабочих, но управляющим заводов это не понравилось — велосипеды были уничтожены, а рабочие вместе с Артамоновым высечены. До конца жизни Артамонов работал на уральских заводах, успев изобрести еще насос для откачки воды на баржах и построить первый автомобиль с паровым двигателем.
История о русском мужике, который за 84 года до изобретения педального велосипеда построил его действующий прототип, стала известна в 1896 году: в книге «Исторический очерк уральских заводов» о нем упомянул экономист Василий Белов — без особых подробностей. Деталями жизнь Артамонова обросла уже в советские годы: на волне борьбы с низкопоклонством перед Западом его историю вспомнили и, публикуя в газетах, справочниках и книгах, стали постепенно дополнять. Так в его биографии появились бесконечные порки при царском режиме и новые изобретения, а сам велосипед из средства передвижения превратился в своего рода символ свободы, которую капиталисты-управляющие отняли у рабочих. В 1950 году статья об Артамонове была помещена в Большую советскую энциклопедию. Под сомнение существование Артамонова поставили уже в 1980-х, когда стали появляться статьи, в которых утверждалось, что в означенные годы ни человек по имени Ефим Артамонов с Урала, ни транспортное средство, похожее на велосипед, ни в каких источниках не упоминаются. Сейчас Артамонов и его велосипед считаются мистификацией, хотя по-прежнему неизвестно, был ли ее создателем Белов или его ввели в заблуждение.
Пионер воздухоплавания Крякутной
XVIII век
О Крякутном известно немного: родился где-то в Костромском уезде, служил подьячим у рязанского воеводы. Зато точно известен год, когда он совершил первый полет. В 1731 году он смастерил некий «фурвин», то есть огромный шар, «надул его поганым и вонючим», приделал под ним место для пассажира, уселся и поднялся в воздух. Полет продлился недолго: Крякутной поднялся выше березы, но порыв ветра ударил его о колокольню, он зацепился за веревку колокола и только благодаря этому выжил. Жители Рязани встретили эксперименты с шаром агрессивно: сначала Крякутного хотели живьем закопать в землю или сжечь, но потом решили просто выгнать из города. Крякутной ушел в Москву, и больше о его жизни ничего не известно.
Признания своих достижений Крякутной удостоился спустя 170 лет. В 1901 году в газете «Россия» его историю рассказал математик и историк воздухоплавания Александр Родных, ссылаясь на рукопись «О воздушном летании в России с 906 лета по Р.Х.», хранившуюся в собрании библиофила Якова Березина-Ширяева. Рукопись происходила из коллекции другого библиофила Александра Сулакадзева (1771–1829), известного своими мистификациями и фантазиями на историческую тему, вполне распространенными в период романтического увлечения историей. В 1962 году, однако, историк Дмитрий Лихачев доказал, что использованная Родных рукопись была результатом двойной фальсификации: изначально речь в ней шла о немце, но затем кто-то исправил фразу «немец крещеной Фурцель» на «нерехтец Крякутной фурвин», в результате чего и появился никому не известный русский изобретатель. Скорее всего, правку в текст внес сам Родных, мечтавший утвердить приоритет русских в воздухоплавании. «Рукопись эта,— писал он,— весьма важна для нашей матушки России, так как указывает, что первенство в деле изобретения воздушных шаров принадлежит России еще за 60 лет до появления во Франции монгольфьеров и шарльеров».