История Mindbox

Inc.Бизнес

Практикующий хирург и программист создали IT-компанию на сотни миллионов с помощью отказа от курения и психотерапии

История Mindbox

Текст: Надежда Румак. Фото: Андрей Стекачев для Inc. Russia

В 2006 году выпускник медакадемии имени Сеченова Иван Боровиков случайно узнал о тендере табачного гиганта на разработку ПО для промоакции. Боровиков давно совмещал работу хирурга с предпринимательством и решил, что стоит попробовать. Для разработки программы он позвал Александра Горника. Так познакомились сооснователи компании Mindbox — облачной платформы, работающей с клиентскими данными. С тех пор и компания, и основатели пережили много кризисов, но сейчас среди их клиентов — L’Oreal, «Бургер Кинг», Tefal, 12Storeez и «Додо Пицца», а годовая выручка составила 616 млн руб. (в планах — достичь отметки в 900 млн в 2021 году). В интервью Inc. Иван Боровиков и Александр Горник рассказали, как остались без денег на ипотеку, как справились с кризисом управления с помощью парных сессий у психолога и когда планируют выйти на IPO.

Хирургия бизнеса

Иван Боровиков стал предпринимателем в 90-е, когда он совмещал учебу в ММА имени И. М. Сеченова с подработкой таксистом на старенькой «Таврии», и продажей компьютеров в Инту. С владельцами тамошнего компьютерного магазина он познакомился через комьюнити Fidonet, где поддерживал один из узлов. Такой широкий разброс видов деятельности Иван сейчас объясняет просто — «есть хотелось».

Голод и предприимчивость заставили его открыть чуть позже салон сотовой связи, а потом, уже во время работы хирургом в московской больнице, — компанию виртуальной мобильной связи «АйТиКом». Впрочем, это был низкомаржинальный бизнес, поэтому Боровиков начал искать возможности диверсификации.

Так в 2006 году он открыл в «АйТиКом» новое направление — отдел разработки сайтов и сервисов вида «отправь SMS и скачай мелодию». В этот момент Боровиков случайно услышал о тендере компании «Лиггетт Дукат» (теперь это JTI): табачный производитель искал разработчика промоакции, где нужно было организовать получение секретных кодов с проданных пачек сигарет и распределять призы по участникам. Тендер хирург-предприниматель выиграл.

Выполнять заказ решил с помощью аутсорса, так как основная команда была сильно загружена сайтом журнала «За рулем». Тогда Иван и пригласил Александра Горника на разработку: его порекомендовали знакомые. Проект с табачниками позволил заработать 7 млн руб., а после его завершения выстроилась очередь из FMCG-компаний и агентств, которым нужны были такие же программы: L’oreal, «Балтика», группа ADV. Горника пригласили и на эти проекты. Два года команда обрабатывала входящий поток запросов и не искала клиентов. В 2006 году это направление принесло оборот в 15–20 млн руб., в 2007 году это было уже 30 млн руб.

Компания разработала платформу DirectCRM — облачный софт для проведения промоакций вроде «Введи код с упаковки, отправь СМС и выиграй призы». Через год Боровиков решил оставить врачебную практику — совмещать ее с работой в компании было все труднее, а зарплата хирурга была в 5 раз ниже, чем приносил бизнес. Горник тоже отказался от всех остальных проектов, которыми занимался на фрилансе (среди них, например, были продукты для MTV и Счетной Палаты РФ). «У меня была цель — зарабатывать в соответствии со своим вкладом в бизнес, — говорит Горник. — Был выбор — открывать свою студию аутсорс-разработки или идти к Ивану, где в отделе разработки работали два человека. Я решил идти к Ивану и не прогадал».

Чем больше Боровиков погружался в разработку продукта для маркетинга, тем меньше ему нравилось заниматься виртуальным оператором сотовой связи. К тому же теперь маркетинговое направление приносило достаточный доход и Иван решил выделить его в отдельную компанию — «Айтиком ДиР» (Дизайн и Разработка).

В 2009 году Иван продал часть компании, которая занималась мобильной связью, бывшим сотрудникам, вышел с 2 млн руб. и разработчиками. Тогда же он пригласил Александра Горника стать партнером и вместе вести бизнес по автоматизации: «Он как-то вызывал доверие. Делал больше, чем от него ожидалось».

«Легкий» способ бросить курить

Партнерам в новой компании было непросто. Денег хватало только на зарплаты сотрудников. Себе платили по минимуму — около 70 тыс. руб. Боровиков несколько месяцев не мог выплачивать ипотеку и долги по кредитам, по ночам ему звонили коллекторы, а курить пришлось бросить, потому что на сигареты денег совсем не хватало. Впрочем, теперь Боровиков считает, что это как раз было к лучшему: «Я понял, что тяга к табаку мнимая. Это очень сильно поменяло жизнь к лучшему с точки зрения здоровья, производительности и осознанности».

В 2009 году у компании появилось новое название — Mindbox. Придумали его сообща на мозговом штурме, обсуждая ценности компании, — было решено, что главная ценность — это объединение умных людей, и на следующей итерации появилось слово Mindbox. Домен.RU был кем-то уже занят, но его выкупили за $3 тыс. у первого владельца, который был крайне удивлен.

Компания, которая появилась потому, что основатели увидели огромный спрос, балансировала теперь на грани банкротства. После того как первая волна популярности схлынула, приходилось бороться за каждого клиента, потому что от этого зависело выживание. Компания уперлась в потолок. Работа с FMCG-рынком накладывала некоторые ограничения: «Балтика» не разрешала работать c Efes, GTI не разрешал работать с «БАТ Россия».

С другой стороны, такие ограничения позволили продавливать изменение формы контракта — вместо разовых платежей вида fixed cost/fixed term с компаниями, запрещавшими работать с конкурентами, договаривалось о подписке. В итоге пришло понимание, что подписка — наиболее подходящая модель для разработки ПО с крупными проектами.

В 2012 году долю в компании выкупила крупная рекламная группа, с которой Боровиков и Горник пересекались по клиентам (назвать рекламную группу основатели отказались, по данным «Контур.Фокус», 20,48% Mindbox принадлежит ООО «ОКС груп», управляющей активами российских партнеров японского рекламного холдинга Dentsu. — Inc.) Это была cash-out сделка, деньги перешли напрямую владельцам бизнеса, а не на счет компании. Обоим партнерам нужно было решать острые финансовые проблемы: Боровиков закрыл ипотеку и купил новую машину, Горник купил квартиру бывшей жене с ребенком.

«Кстати, думаю, что это было ошибкой, — говорит Боровиков. — Надо было делать cash-in и бежать быстрее. Но тогда сам по себе тот факт, что большие дяди готовы дать денег (тогда казалось, что много) за долю в твоей фирме, был очень значим».

Привлечение инвестора помогло основателям компании не только деньгами. Появились «взрослые» партнеры — акционеры рекламного холдинга, которые задавали правильные вопросы на советах директоров, помогли отстроить финансовую отчетность и привели несколько крупных клиентов, — появились Danon и «Аэрофлот». А уже после этих успешных историй в Mindbox пришли «Спортмастер», «Дочки-Сыночки», «Эксмо», Hoff — их привлекал лично Боровиков.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Больше жертв — больше героизма? Больше жертв — больше героизма?

После Второй мировой СССР официально был признан одной из пяти великих держав

Дилетант
Совсем другая Совсем другая

Мерием Узерли — без рыжих кудрей и коварства Хюррем-султан

OK!
Дети декабря Дети декабря

Декабристы — безумцы, герои, предатели или лучшие сыны нации?

Дилетант
Шея и зона декольте: 5 эффективных советов по уходу Шея и зона декольте: 5 эффективных советов по уходу

Наша программа красоты поможет твоей шее и зоне декольте выглядеть идеально

Cosmopolitan
Кирилл Люкевич, Ник Касьяненко Кирилл Люкевич, Ник Касьяненко

Режиссер и стрит-арт художник проводят экскурсию по заброшкам Петербурга

Собака.ru
«Сердца в Атлантиде» и «Образы Италии»: 6 совершенно летних книг «Сердца в Атлантиде» и «Образы Италии»: 6 совершенно летних книг

Вспоминаем истории, в компании которых лето не заканчивается никогда

РБК
3 правила идеальной формы бровей 3 правила идеальной формы бровей

Создание образа начинается с оформления бровей

Cosmopolitan
Не в деньгах счастье: богатые наследницы, которым не везет в любви Не в деньгах счастье: богатые наследницы, которым не везет в любви

Они богаты, популярны и могут позволить себе практически всё. Кроме любви

Cosmopolitan
Беременность под запретом и секреты бутерброда: необычные правила Елизаветы II Беременность под запретом и секреты бутерброда: необычные правила Елизаветы II

Елизавета II требует от всех членов своей семьи соблюдения особого протокола

Cosmopolitan
Шеф-повар ресторана Touch Никита Кузьменко — о ферментации и соли из пчел Шеф-повар ресторана Touch Никита Кузьменко — о ферментации и соли из пчел

Интервью с шефом ресторана Touch о том, что такое новая русская кухня

РБК
Слушайся маму: лайфхаки из СССР, которые до сих пор работают Слушайся маму: лайфхаки из СССР, которые до сих пор работают

Некоторые советы, которые дают наши бабушки, не утратили актуальности и сейчас

Cosmopolitan
Маша Белик Маша Белик

Дизайнер Маша Белик. Ее платья носят Юля Снигирь и Софья Эрнст

Собака.ru
«Наша внутренняя обезьяна: Двойственная природа человека» «Наша внутренняя обезьяна: Двойственная природа человека»

Насколько эмпатичны животные?

N+1
Федор Федотов Федор Федотов

Федор Федотов, актер ТЮЗа и хоккеист, сыграл в драме «Серебряные коньки»

Собака.ru
Любовь на экспорт: знаменитые россиянки, вышедшие замуж за иностранцев Любовь на экспорт: знаменитые россиянки, вышедшие замуж за иностранцев

Российские звезды, которые выбрали в мужья заграничных парней

Cosmopolitan
Как выбрать чистку лица под тип кожи: подробная инструкция Как выбрать чистку лица под тип кожи: подробная инструкция

Подробный гид по подбору чистки лица в соответствии с типом кожи

Cosmopolitan
Нет времени объяснять: как запустить продукт просто и быстро Нет времени объяснять: как запустить продукт просто и быстро

Как запустить свой продукт тем, кто хочет сделать это просто и быстро

Inc.
Роды наперекор традициям: как стали мамами Меган Маркл, Кейт Миддлтон и Диана Роды наперекор традициям: как стали мамами Меган Маркл, Кейт Миддлтон и Диана

Елизавета II, принцесса Диана и Меган Маркл стали мамами в разных условиях

Cosmopolitan
Насколько велика знаменитая Великая хартия вольностей Насколько велика знаменитая Великая хартия вольностей

История появления Великой хартии вольностей

Наука и жизнь
12 главных фильмов лета 12 главных фильмов лета

Лучшие фильмы для лета: о британской музыке девяностых и взрослении

РБК
Тени и тушь оставь дома! Собираем правильную косметичку для отпуска Тени и тушь оставь дома! Собираем правильную косметичку для отпуска

Как правильно собрать косметику для поездки

VOICE
Бедность по наследству: как сломать семейный сценарий Бедность по наследству: как сломать семейный сценарий

Почему кто-то становится миллионером, а другие вынуждены жить на копейки?

Psychologies
История Московского университета История Московского университета

Московский университет стал первым светским высшим учебным заведением в России

Культура.РФ
Иван Бунин: хроника непризнанного подвига Иван Бунин: хроника непризнанного подвига

Кого укрывал Иван Бунин во время нацистской оккупации Франции

СНОБ
Почему в токсичных отношениях мы чувствуем себя счастливыми и как из них выйти? Отрывок из книги психолога Шахиды Араби Почему в токсичных отношениях мы чувствуем себя счастливыми и как из них выйти? Отрывок из книги психолога Шахиды Араби

Отрывок из книги Шахиды Араби «Токсичные люди»

СНОБ
«Сердце, которое мы не знаем» «Сердце, которое мы не знаем»

История важнейших открытий и будущее лечения сердечно-сосудистых заболеваний

N+1
7 неочевидных факторов, которые влияют на уровень вашего дохода 7 неочевидных факторов, которые влияют на уровень вашего дохода

Почему некоторые люди не могут зарабатывать больше?

Psychologies
«Вы ботаник? Это прекрасно!»: Пол Грэм о том, почему «яростные ботаники» — недооценённая группа «Вы ботаник? Это прекрасно!»: Пол Грэм о том, почему «яростные ботаники» — недооценённая группа

Эти люди часто кажутся застенчивыми, но они умны и конкурентноспособны

VC.RU
Это провокация Это провокация

Гарри Нуриев рассказал, кто и что интересует его в современном искусстве

AD
«Спрос на российский север намного выше, чем на юг»: в какую сторону движется мировой яхтенный рынок «Спрос на российский север намного выше, чем на юг»: в какую сторону движется мировой яхтенный рынок

Как суперъяхты становятся экологичнее с каждым годом

Forbes
Открыть в приложении