Как бывшие бармены начали делать комбучу и зарабатывать миллионы

Inc.Бизнес

Можно ли в России зарабатывать миллионы на чайном грибе? Двое бывших барменов уверены, что да, и намерены это доказать

Текст: Дарья Култаева. Фото: Влад  Шатило для Inc.

Барменам Антону Камилову и Дмитрию Перетятько не хватало для коктейлей качественных тоников по разумной цене. Выход из ситуации нашли логичный, но не самый простой: начали делать тоники сами. Сначала на кухне, а потом на деньги инвесторов запустили производство. Так в 2020 году появилась компания Rawish, а к тоникам добавилась комбуча. В России к ней неоднозначное отношение, многие думают: «Фу, это чайный гриб». Но Камилов и Перетятько верят, что на ней можно зарабатывать миллионы. И небезосновательно: напитки Rawish уже продают в сети «О’кей», «Яндекс.Лавке» и в модных московских заведениях. Но я забегаю вперед.

Rawish в цифрах:

  • 14 млн руб. — стартовые инвестиции.
  • 6 млн руб. — суммарная выручка с запуска в октябре 2020 года.
  • 900 тыс. руб. — ежемесячная выручка.
  • 30–50 тыс. бутылок в месяц — объем производства.
  • 8 сотрудников в штате.

Источник: данные компании

Веселый пинок в жизнь

В 2017 году шеф-бармены бара Bijou Антон Камилов и Дима Перетятько обнаружили, что в России нет качественных тоников. Тоники — основа многих коктейлей, но хорошие импортные сильно повышают стоимость коктейля. При себестоимости коктейлей в небольших барах от 60 руб. цена в 120–150 руб. за тоник делала всё предприятие бессмысленным. Доступные в массовой продаже дешевые тоники часто не подходят по рецептуре, так как содержат сахар и ароматизаторы. «Хотелось прививать культуру потребления, чтобы людям было вкусно, качественно и доступно», — рассказывают Камилов и Перетятько.

Бармены решили запустить собственный бизнес по производству тоников. Следующие три года, продолжая работать в баре, они разрабатывали рецептуру и производили напитки «в подвальных помещениях», дома на кухне и в баре. Домашней и барной посуды для этого было достаточно. Полученный продукт продавали в заведении, в котором работали.

Чтобы запустить серьезное производство, нужны были инвесторы. От идеи запустить производство с владельцами Bijou отказались сразу: «Ребята в нас не сильно поверили, да и мы не видели в них идеальных партнеров». Тогда Дима и Антон написали бизнес-план «на коленке». Это была табличка, в которой бармены постарались продумать каждый шаг: как будут производить, рекламировать, продавать и доставлять. Получилась «нечитабельная история для инвестора». Поэтому они воспользовались онлайн-сервисом, который помогает составить бизнес-план для инвесторов.

Дмитрий Перетятько и Антон Камилов

Через два месяца Дима и Антон разместили готовый бизнес-план на сайте проекта и разослали его коллегам из барной индустрии. В ответ получили 20 предложений о покупке технологии. Этот вариант барменам не подходил, они хотели сами заниматься производством созданных ими напитков, контролируя все бизнес-процессы. Они решили, что запустить полноценное производство пока не получится, и для начала зарегистрировали ИП, через которое продавали барам тоники домашнего производства — Antonic и «Мишка».

Ситуация изменилась, когда ребята познакомились с предпринимателями из сферы IT Кириллом Параской и Натальей Стурза — они были частыми гостями бара. У них завязались приятельские отношения, и Дима с Антоном решили посоветоваться с гостями, которых они знали как «людей из бизнеса», насчет финансовой модели их еще не существующей компании.

На том этапе о партнерстве не было речи — просто помощь советом. Как вспоминает Кирилл Параска, у них тогда создалось впечатление — оказалось, ошибочное, — что у барменов есть понятный план действий, поэтому они решили дать им не только полезный совет, но еще и 14 млн руб. Так у барменов появились инвесторы, а у компании — название, которое предложила Наталья. По замыслу, Rawish — это игра слов, одновременно Ra wish (мечта Бога солнца Ра) и raw wish (сырая/свежая мечта). Как говорят предприниматели, эта встреча стала «веселым пинком в жизнь». Пока Антон с Дмитрием смешивали тоники на собственной кухне и за свой счет, они разрывались между мечтой о бизнесе и работой в баре. Но теперь у проекта появились другие заинтересованные люди, которые сказали: «Давайте уже выходить из бара и заниматься делом». Это совпало с карантином и закрытием баров, и Антон и Дима принялись за дело.

От коровника до «Хлебозавода»

К тоникам добавилась идея производить комбучу. Когда Дима и Антон экспериментировали с тониками, они поняли, что нужно снижать себестоимость продаваемого продукта. Тогда они подумали о набиравшей обороты в США комбуче. На российском рынке напитка хорошего качества с натуральным составом, по словам основателей Rawish, не было.

«Мы стараемся выезжать на качестве продукта, а не на пиаре и привлечении», — настаивают предприниматели. Инвесторы с этой позицией согласны: «Мы с ребятами сошлись на том, что не будем пытаться заработать на плохом продукте, как делают некоторые производители».

Весной 2020 года, в начале пандемии, Дмитрий и Антон договорились о сотрудничестве с онлайн-фудкортом «Много лосося», который стал первым продавать их тоники.

Александр Мутовин

сооснователь «Много лосося»

Rawish нам порекомендовали друзья, мы попробовали, и нам понравилось. Предложили нашей аудитории — ей тоже зашло. Мы пока берем у них относительно небольшие объемы, поэтому динамику продаж оценить сложно, но для нас это важная часть ассортимента, потому что наша аудитория ценит здоровое и вкусное питание и мы выстраиваем соответствующий образ бренда.

Больше половины полученных от Натальи и Кирилла средств пошли на выстраивание производства, закупку оборудования и аренду. Остальная часть — бутылки, этикетки и ингредиенты. Запуск стоил не дорого, потому что основатели ориентировались на производство среднего масштаба: «Мы не планировали сразу на миллион бутылок в месяц выходить, но и не три тысячи продавать».

О процессе производства напитков и необходимом оборудовании Антон и Дима не знали ничего. Инвесторы из диджитал-сферы — тоже. Предприниматели быстро поняли, что готового кейса или универсального специалиста, который точно знает, что нужно для производства, на рынке нет. Ребята посетили несколько выставок оборудования и пару производств. Сначала был план производить на чужих мощностях — так называемое «контрактное производство», когда за каждую произведенную бутылку арендаторы платят владельцу производства определенную сумму.

Этот вариант не подошел: минимальные объемы производимого продукта начинались от 30 тыс. бутылок каждой SKU. Поскольку напитки компании натуральные с достаточно маленьким сроком годности, такое производство оказалось невыгодным. Но во время экскурсий по производствам Антон и Дима изучили процесс и оборудование, поняв, что им нужно.

Несколько производств оказались расположены в подвалах, в которые «страшно было заходить». «Бывший коровник у реки частично переоборудовали. Мне кажется, что вода из этой реки попадает в баки», — вспоминает Антон. От этого варианта, конечно, сразу отказались. Другие рассматриваемые производства необходимо было дооборудовать за свои деньги или заплатить несколько десятков миллионов рублей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

6 секретов мышления по-настоящему богатых людей 6 секретов мышления по-настоящему богатых людей

Зарабатывать деньги нужно, думая нестандартно: как это делают богатые люди?

Inc.
Бьешь как девчонка: как российский женский бокс отвоевывает место в мировом спорте Бьешь как девчонка: как российский женский бокс отвоевывает место в мировом спорте

Как развивается российский женский бокс

Forbes
IT-разработка «внутри» или готовое решение: что выбрать IT-разработка «внутри» или готовое решение: что выбрать

Стоит ли IT-компании разрабатывать ПО с нуля или лучше купить готовое решение?

Inc.
Как удалить аккаунт в Инстаграме, не потеряв свои данные Как удалить аккаунт в Инстаграме, не потеряв свои данные

Как удалить аккаунт в Инстаграме навсегда с телефона на Андроид или айфона

CHIP
Две недели в середине лета: история о любви, абьюзе и смерти Две недели в середине лета: история о любви, абьюзе и смерти

Трогательный рассказ о насилии и любви, жизни и смерти

Psychologies
Не растряси: как настроить подвеску на мотовездеходе Не растряси: как настроить подвеску на мотовездеходе

Как подготовить мотовездеход к испытаниям

Популярная механика
«Великий» — один из наиболее удачных проектов Джонни Деппа за последние годы «Великий» — один из наиболее удачных проектов Джонни Деппа за последние годы

Что нужно знать о новом фильме Джонни Деппа

GQ
Очаровательные девушки! Как выглядят дочери Деппа, Лоу, Касселя и других актеров Очаровательные девушки! Как выглядят дочери Деппа, Лоу, Касселя и других актеров

Дочери Джонни Деппа, Джуда Лоу и других актеров выросли красивыми и талантливыми

Cosmopolitan
Любимые женщины культового актера Данилы Козловского: от Боярской до Акиньшиной Любимые женщины культового актера Данилы Козловского: от Боярской до Акиньшиной

Данила Козловский – один из самых успешных российских артистов, любимчик женщин

Cosmopolitan
Иисус против Сатаны: как дизайнеры из Бруклина продают подделки за тысячи долларов и судятся с Nike Иисус против Сатаны: как дизайнеры из Бруклина продают подделки за тысячи долларов и судятся с Nike

Зачем стартап из Нью-Йорка выпускает очевидные подделки?

Forbes
Тайные романы и разводы: личная жизнь звезд сериала «Тест на беременность» Тайные романы и разводы: личная жизнь звезд сериала «Тест на беременность»

Сериал о буднях работников акушерского отделения завоевал симпатии россиян

Cosmopolitan
10 самых красивых актрис российских сериалов 10 самых красивых актрис российских сериалов

10 актрис отечественных сериалов, которые завоевали сердца всех телезрителей

Cosmopolitan
«Бабочка» не жмет? «Бабочка» не жмет?

Эксперт объясняет, как понять, что со щитовидной железой что-то не в порядке

Лиза
Дать жару: какие выгоды от глобального потепления обнаружили экономисты для России Дать жару: какие выгоды от глобального потепления обнаружили экономисты для России

Глобальное потепление может оказаться выгодным для северных территорий России

Forbes
Кто придумывает, строит квесты и опасны ли они для человека Кто придумывает, строит квесты и опасны ли они для человека

Вопросы о квестах и интерактивных шоу гендиректору сети «Клаустрофобия»

Maxim
Сервис доставки продуктов за 15 минут в Калифорнии с российскими корнями привлек $2 млн Сервис доставки продуктов за 15 минут в Калифорнии с российскими корнями привлек $2 млн

Как россиянин Виталий Александров основал сервис доставки продуктов Food Rocket

Forbes
Тайный сын: муж скрывал от меня рождение ребенка Тайный сын: муж скрывал от меня рождение ребенка

Измена — большое испытание в жизни пары

Psychologies
Археологи отлили наконечники стрел по скифским технологиям Археологи отлили наконечники стрел по скифским технологиям

Самое массовое скифское изделие изготавливалось литьем в глиняных формах

N+1
Пентаграмма «дружелюбия»: WSJ составила карту взаимоотношений Amazon, Google, Microsoft, Apple и Facebook Пентаграмма «дружелюбия»: WSJ составила карту взаимоотношений Amazon, Google, Microsoft, Apple и Facebook

Как пять крупнейших ИТ-компаний в целом конкурируют между собой

VC.RU
«Beats продала товара на полмиллиарда долларов до первой рекламы»: как рэпер и продюсер изменили музыкальный бизнес «Beats продала товара на полмиллиарда долларов до первой рекламы»: как рэпер и продюсер изменили музыкальный бизнес

История тандема рэпера Dr. Dre и продюсера Джимми Айовина

VC.RU
Александр Чернокульский: «Я за преодоление всех проблем технологическими прорывами» Александр Чернокульский: «Я за преодоление всех проблем технологическими прорывами»

Ученые верят: у нас еще есть шанс спасти собственную планету

РБК
Инструкция для отечественной торговли: есть ли кодекс профессиональной этики у современного искусства Инструкция для отечественной торговли: есть ли кодекс профессиональной этики у современного искусства

Зачем российскому рынку современного искусства профессиональная этика?

Forbes
Порно как способ поговорить о важном: зачем смотреть сериал Happy End о вебкам-бизнесе Порно как способ поговорить о важном: зачем смотреть сериал Happy End о вебкам-бизнесе

В «Happy End» тема вебкам-видео приводит в действие драматургические шестеренки

Forbes
Что такое NFT и зачем вам это знать Что такое NFT и зачем вам это знать

NFT — большой бизнес, по крайней мере сейчас

Inc.
Про ростки и листики Про ростки и листики

Мало кто понимает, как употреблять проростки, а главное – в чём их польза.

Здоровье
Сколько весят волосы? Ответ на вопрос, который не дает тебе покоя Сколько весят волосы? Ответ на вопрос, который не дает тебе покоя

Выясняем, сколько весят волосы на голове

Playboy
7 способов испортить любой разговор 7 способов испортить любой разговор

Семь типичных ошибок, которые могут испортить беседу

Psychologies
Тонкий намек Тонкий намек

Как ухаживать за тонкими волосами

Лиза
Любимые мужчины роковой красотки Оксаны Акиньшиной: от Шнурова до Козловского Любимые мужчины роковой красотки Оксаны Акиньшиной: от Шнурова до Козловского

Мужчины, которые очаровали Оксану Акиньшину

Cosmopolitan
Не умела даже включать плиту: история самой знаменитой эскортницы Японии Не умела даже включать плиту: история самой знаменитой эскортницы Японии

Какой была жизнь самой знаменитой гейши Японии Минэко Ивасаки

Cosmopolitan
Открыть в приложении