Как бывшие бармены начали делать комбучу и зарабатывать миллионы

Inc.Бизнес

Можно ли в России зарабатывать миллионы на чайном грибе? Двое бывших барменов уверены, что да, и намерены это доказать

Текст: Дарья Култаева. Фото: Влад  Шатило для Inc.

Барменам Антону Камилову и Дмитрию Перетятько не хватало для коктейлей качественных тоников по разумной цене. Выход из ситуации нашли логичный, но не самый простой: начали делать тоники сами. Сначала на кухне, а потом на деньги инвесторов запустили производство. Так в 2020 году появилась компания Rawish, а к тоникам добавилась комбуча. В России к ней неоднозначное отношение, многие думают: «Фу, это чайный гриб». Но Камилов и Перетятько верят, что на ней можно зарабатывать миллионы. И небезосновательно: напитки Rawish уже продают в сети «О’кей», «Яндекс.Лавке» и в модных московских заведениях. Но я забегаю вперед.

Rawish в цифрах:

  • 14 млн руб. — стартовые инвестиции.
  • 6 млн руб. — суммарная выручка с запуска в октябре 2020 года.
  • 900 тыс. руб. — ежемесячная выручка.
  • 30–50 тыс. бутылок в месяц — объем производства.
  • 8 сотрудников в штате.

Источник: данные компании

Веселый пинок в жизнь

В 2017 году шеф-бармены бара Bijou Антон Камилов и Дима Перетятько обнаружили, что в России нет качественных тоников. Тоники — основа многих коктейлей, но хорошие импортные сильно повышают стоимость коктейля. При себестоимости коктейлей в небольших барах от 60 руб. цена в 120–150 руб. за тоник делала всё предприятие бессмысленным. Доступные в массовой продаже дешевые тоники часто не подходят по рецептуре, так как содержат сахар и ароматизаторы. «Хотелось прививать культуру потребления, чтобы людям было вкусно, качественно и доступно», — рассказывают Камилов и Перетятько.

Бармены решили запустить собственный бизнес по производству тоников. Следующие три года, продолжая работать в баре, они разрабатывали рецептуру и производили напитки «в подвальных помещениях», дома на кухне и в баре. Домашней и барной посуды для этого было достаточно. Полученный продукт продавали в заведении, в котором работали.

Чтобы запустить серьезное производство, нужны были инвесторы. От идеи запустить производство с владельцами Bijou отказались сразу: «Ребята в нас не сильно поверили, да и мы не видели в них идеальных партнеров». Тогда Дима и Антон написали бизнес-план «на коленке». Это была табличка, в которой бармены постарались продумать каждый шаг: как будут производить, рекламировать, продавать и доставлять. Получилась «нечитабельная история для инвестора». Поэтому они воспользовались онлайн-сервисом, который помогает составить бизнес-план для инвесторов.

Дмитрий Перетятько и Антон Камилов

Через два месяца Дима и Антон разместили готовый бизнес-план на сайте проекта и разослали его коллегам из барной индустрии. В ответ получили 20 предложений о покупке технологии. Этот вариант барменам не подходил, они хотели сами заниматься производством созданных ими напитков, контролируя все бизнес-процессы. Они решили, что запустить полноценное производство пока не получится, и для начала зарегистрировали ИП, через которое продавали барам тоники домашнего производства — Antonic и «Мишка».

Ситуация изменилась, когда ребята познакомились с предпринимателями из сферы IT Кириллом Параской и Натальей Стурза — они были частыми гостями бара. У них завязались приятельские отношения, и Дима с Антоном решили посоветоваться с гостями, которых они знали как «людей из бизнеса», насчет финансовой модели их еще не существующей компании.

На том этапе о партнерстве не было речи — просто помощь советом. Как вспоминает Кирилл Параска, у них тогда создалось впечатление — оказалось, ошибочное, — что у барменов есть понятный план действий, поэтому они решили дать им не только полезный совет, но еще и 14 млн руб. Так у барменов появились инвесторы, а у компании — название, которое предложила Наталья. По замыслу, Rawish — это игра слов, одновременно Ra wish (мечта Бога солнца Ра) и raw wish (сырая/свежая мечта). Как говорят предприниматели, эта встреча стала «веселым пинком в жизнь». Пока Антон с Дмитрием смешивали тоники на собственной кухне и за свой счет, они разрывались между мечтой о бизнесе и работой в баре. Но теперь у проекта появились другие заинтересованные люди, которые сказали: «Давайте уже выходить из бара и заниматься делом». Это совпало с карантином и закрытием баров, и Антон и Дима принялись за дело.

От коровника до «Хлебозавода»

К тоникам добавилась идея производить комбучу. Когда Дима и Антон экспериментировали с тониками, они поняли, что нужно снижать себестоимость продаваемого продукта. Тогда они подумали о набиравшей обороты в США комбуче. На российском рынке напитка хорошего качества с натуральным составом, по словам основателей Rawish, не было.

«Мы стараемся выезжать на качестве продукта, а не на пиаре и привлечении», — настаивают предприниматели. Инвесторы с этой позицией согласны: «Мы с ребятами сошлись на том, что не будем пытаться заработать на плохом продукте, как делают некоторые производители».

Весной 2020 года, в начале пандемии, Дмитрий и Антон договорились о сотрудничестве с онлайн-фудкортом «Много лосося», который стал первым продавать их тоники.

Александр Мутовин

сооснователь «Много лосося»

Rawish нам порекомендовали друзья, мы попробовали, и нам понравилось. Предложили нашей аудитории — ей тоже зашло. Мы пока берем у них относительно небольшие объемы, поэтому динамику продаж оценить сложно, но для нас это важная часть ассортимента, потому что наша аудитория ценит здоровое и вкусное питание и мы выстраиваем соответствующий образ бренда.

Больше половины полученных от Натальи и Кирилла средств пошли на выстраивание производства, закупку оборудования и аренду. Остальная часть — бутылки, этикетки и ингредиенты. Запуск стоил не дорого, потому что основатели ориентировались на производство среднего масштаба: «Мы не планировали сразу на миллион бутылок в месяц выходить, но и не три тысячи продавать».

О процессе производства напитков и необходимом оборудовании Антон и Дима не знали ничего. Инвесторы из диджитал-сферы — тоже. Предприниматели быстро поняли, что готового кейса или универсального специалиста, который точно знает, что нужно для производства, на рынке нет. Ребята посетили несколько выставок оборудования и пару производств. Сначала был план производить на чужих мощностях — так называемое «контрактное производство», когда за каждую произведенную бутылку арендаторы платят владельцу производства определенную сумму.

Этот вариант не подошел: минимальные объемы производимого продукта начинались от 30 тыс. бутылок каждой SKU. Поскольку напитки компании натуральные с достаточно маленьким сроком годности, такое производство оказалось невыгодным. Но во время экскурсий по производствам Антон и Дима изучили процесс и оборудование, поняв, что им нужно.

Несколько производств оказались расположены в подвалах, в которые «страшно было заходить». «Бывший коровник у реки частично переоборудовали. Мне кажется, что вода из этой реки попадает в баки», — вспоминает Антон. От этого варианта, конечно, сразу отказались. Другие рассматриваемые производства необходимо было дооборудовать за свои деньги или заплатить несколько десятков миллионов рублей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Продажи в офлайне: 8 приемов коммуникации с клиентом Продажи в офлайне: 8 приемов коммуникации с клиентом

Gростые техники продаж, которые помогают вести доверительный диалог

Inc.
Новые лица: Dose и Dequine о современной музыке, вдохновении и совместном треке Новые лица: Dose и Dequine о современной музыке, вдохновении и совместном треке

Интервью с Dose и Dequine

Cosmopolitan
«Профессиональные бездельники»: кто такие NEET-сотрудники и как заставить их работать «Профессиональные бездельники»: кто такие NEET-сотрудники и как заставить их работать

Чем NEET-поведение опасно для бизнеса и как включить таких сотрудников в работу

Forbes
Тогда и сейчас: как выглядели в юности Снигирь, Рудова, Климова и другие актрисы Тогда и сейчас: как выглядели в юности Снигирь, Рудова, Климова и другие актрисы

Звезды, которые комплексовали по поводу своей внешности

Cosmopolitan
Психология влияния Психология влияния

Как не стать жертвой мастера влияния и убеждения

kiozk originals
Дроны научились синхронно летать в жесткой сцепке Дроны научились синхронно летать в жесткой сцепке

Разработан алгоритм управления несколькими дронами, объединенными в один модуль

N+1
10 любопытных фактов об интеллекте животных 10 любопытных фактов об интеллекте животных

Отказывать в уме животным, списывая всё на инстинкты – серьёзная ошибка

Популярная механика
Выпустить книгу без одобрения издателя: как устроен и на чём зарабатывает сервис самиздата Ridero Выпустить книгу без одобрения издателя: как устроен и на чём зарабатывает сервис самиздата Ridero

В конструкторе Ridero можно сверстать свою книгу и отправить на продажу

VC.RU
Дмитрий Лысенков: «Хочу сыграть негодяя вселенского масштаба» Дмитрий Лысенков: «Хочу сыграть негодяя вселенского масштаба»

Дмитрий Лысенков мог стать айтишником, но поступил в театральный

Караван историй
7 интересных фактов об Игги Попе 7 интересных фактов об Игги Попе

Игги Поп побывал в СССР и чуть было не стал вокалистом The Doors

Maxim
Мир гармонии Мир гармонии

Эксперт: как вернуть дому природный колорит

Добрые советы
10 способов быстро привести нервы в порядок 10 способов быстро привести нервы в порядок

Cобрали 10 способов успокоить нервы быстро и эффективно

Cosmopolitan
Ночной дожор Ночной дожор

Что есть перед сном, чтобы и голод утолить, и лишнего не набрать?

Лиза
Глубокая заморозка Глубокая заморозка

Процедура сохранения фертильности все больше заботит умы 30-летних

Grazia
Серое существо. Все, что ты хотел знать о крысах, но не додумывался спросить Серое существо. Все, что ты хотел знать о крысах, но не додумывался спросить

Человечество по гроб жизни в прямом смысле слова обязано крысам

Maxim
Больше 50 внуков и минимальная пенсия: как живет самая знаменитая бабушка России Больше 50 внуков и минимальная пенсия: как живет самая знаменитая бабушка России

Как же живет бабушка, у которой 51 внук?

Cosmopolitan
От золота до экопрокладок: кто вошел в список самых перспективных предпринимательниц Азии От золота до экопрокладок: кто вошел в список самых перспективных предпринимательниц Азии

Рассказываем о самых интересных и успешных проектах, созданных женщинами

Forbes
Мать-и-мачеха Мать-и-мачеха

Говоря о себе, я все время хочу сказать, что я мама

Seasons of life
Уксус, лимонад и воздух: 9 самых необычных диет звезд - эффективны или нет? Уксус, лимонад и воздух: 9 самых необычных диет звезд - эффективны или нет?

Знаменитости готовы даже на экстремальные меры, лишь бы скинуть вес

Cosmopolitan
Как внедрять в жизнь полезные навыки, полученные на тренингах Как внедрять в жизнь полезные навыки, полученные на тренингах

Что делать, чтобы не отказываться от наполеоновских планов после тренингов

Psychologies
Нам жизненно необходимы объятия и прикосновения Нам жизненно необходимы объятия и прикосновения

Психологи: как на человека влияет тактильный контакт с другими людьми?

Psychologies
Богатые известные красавцы: как выглядят мужья актрис сериала «Содержанки» Богатые известные красавцы: как выглядят мужья актрис сериала «Содержанки»

С кем счастливы в реальной жизни звезды сериала «Содержанки»

Cosmopolitan
Тяжкий груз: как избавить общество от информационной перегруженности с пользой для него Тяжкий груз: как избавить общество от информационной перегруженности с пользой для него

Извлечение смысла из информационного хаоса путем сортировки

Forbes
Секреты стройных фигур Джоли, Терон и других голливудских звезд возраста 40+ Секреты стройных фигур Джоли, Терон и других голливудских звезд возраста 40+

Актрисы и певицы поделились секретами своих фигур

Cosmopolitan
Британцы построили 400-тонную насыпь для ласточек-береговушек Британцы построили 400-тонную насыпь для ласточек-береговушек

Специалисты построили новый дом для ласточек-береговушек

N+1
От наивной девочки до знойной дивы в мини: как преображалась Ани Лорак От наивной девочки до знойной дивы в мини: как преображалась Ани Лорак

Ани Лорак начала покорять шоу-бизнес еще в детстве

Cosmopolitan
Исследование: AR повышает продажи более дорогих и менее популярных товаров Исследование: AR повышает продажи более дорогих и менее популярных товаров

Активное использование дополненной реальности способно повысить продажи

Inc.
Удивительный гёмбёц: «неваляшка» без грузика внутри Удивительный гёмбёц: «неваляшка» без грузика внутри

Детская игрушка — «неваляшка» всегда возвращается в исходное положение

Популярная механика
Семейная пара без опыта в фудтехе строит сеть кулинарных коворкингов. Нужны ли они домашним кондитерам и рестораторам? Семейная пара без опыта в фудтехе строит сеть кулинарных коворкингов. Нужны ли они домашним кондитерам и рестораторам?

Как Артур и Елизавета Цыкуновы придумали запустить сеть кулинарных коворкингов

Inc.
На дворе уже апрель: 6 способов начать уже осуществлять план целей, составленных на год На дворе уже апрель: 6 способов начать уже осуществлять план целей, составленных на год

У тебя все получится

Playboy
Открыть в приложении