Как бывшие бармены начали делать комбучу и зарабатывать миллионы

Inc.Бизнес

Можно ли в России зарабатывать миллионы на чайном грибе? Двое бывших барменов уверены, что да, и намерены это доказать

Текст: Дарья Култаева. Фото: Влад  Шатило для Inc.

Барменам Антону Камилову и Дмитрию Перетятько не хватало для коктейлей качественных тоников по разумной цене. Выход из ситуации нашли логичный, но не самый простой: начали делать тоники сами. Сначала на кухне, а потом на деньги инвесторов запустили производство. Так в 2020 году появилась компания Rawish, а к тоникам добавилась комбуча. В России к ней неоднозначное отношение, многие думают: «Фу, это чайный гриб». Но Камилов и Перетятько верят, что на ней можно зарабатывать миллионы. И небезосновательно: напитки Rawish уже продают в сети «О’кей», «Яндекс.Лавке» и в модных московских заведениях. Но я забегаю вперед.

Rawish в цифрах:

  • 14 млн руб. — стартовые инвестиции.
  • 6 млн руб. — суммарная выручка с запуска в октябре 2020 года.
  • 900 тыс. руб. — ежемесячная выручка.
  • 30–50 тыс. бутылок в месяц — объем производства.
  • 8 сотрудников в штате.

Источник: данные компании

Веселый пинок в жизнь

В 2017 году шеф-бармены бара Bijou Антон Камилов и Дима Перетятько обнаружили, что в России нет качественных тоников. Тоники — основа многих коктейлей, но хорошие импортные сильно повышают стоимость коктейля. При себестоимости коктейлей в небольших барах от 60 руб. цена в 120–150 руб. за тоник делала всё предприятие бессмысленным. Доступные в массовой продаже дешевые тоники часто не подходят по рецептуре, так как содержат сахар и ароматизаторы. «Хотелось прививать культуру потребления, чтобы людям было вкусно, качественно и доступно», — рассказывают Камилов и Перетятько.

Бармены решили запустить собственный бизнес по производству тоников. Следующие три года, продолжая работать в баре, они разрабатывали рецептуру и производили напитки «в подвальных помещениях», дома на кухне и в баре. Домашней и барной посуды для этого было достаточно. Полученный продукт продавали в заведении, в котором работали.

Чтобы запустить серьезное производство, нужны были инвесторы. От идеи запустить производство с владельцами Bijou отказались сразу: «Ребята в нас не сильно поверили, да и мы не видели в них идеальных партнеров». Тогда Дима и Антон написали бизнес-план «на коленке». Это была табличка, в которой бармены постарались продумать каждый шаг: как будут производить, рекламировать, продавать и доставлять. Получилась «нечитабельная история для инвестора». Поэтому они воспользовались онлайн-сервисом, который помогает составить бизнес-план для инвесторов.

Дмитрий Перетятько и Антон Камилов

Через два месяца Дима и Антон разместили готовый бизнес-план на сайте проекта и разослали его коллегам из барной индустрии. В ответ получили 20 предложений о покупке технологии. Этот вариант барменам не подходил, они хотели сами заниматься производством созданных ими напитков, контролируя все бизнес-процессы. Они решили, что запустить полноценное производство пока не получится, и для начала зарегистрировали ИП, через которое продавали барам тоники домашнего производства — Antonic и «Мишка».

Ситуация изменилась, когда ребята познакомились с предпринимателями из сферы IT Кириллом Параской и Натальей Стурза — они были частыми гостями бара. У них завязались приятельские отношения, и Дима с Антоном решили посоветоваться с гостями, которых они знали как «людей из бизнеса», насчет финансовой модели их еще не существующей компании.

На том этапе о партнерстве не было речи — просто помощь советом. Как вспоминает Кирилл Параска, у них тогда создалось впечатление — оказалось, ошибочное, — что у барменов есть понятный план действий, поэтому они решили дать им не только полезный совет, но еще и 14 млн руб. Так у барменов появились инвесторы, а у компании — название, которое предложила Наталья. По замыслу, Rawish — это игра слов, одновременно Ra wish (мечта Бога солнца Ра) и raw wish (сырая/свежая мечта). Как говорят предприниматели, эта встреча стала «веселым пинком в жизнь». Пока Антон с Дмитрием смешивали тоники на собственной кухне и за свой счет, они разрывались между мечтой о бизнесе и работой в баре. Но теперь у проекта появились другие заинтересованные люди, которые сказали: «Давайте уже выходить из бара и заниматься делом». Это совпало с карантином и закрытием баров, и Антон и Дима принялись за дело.

От коровника до «Хлебозавода»

К тоникам добавилась идея производить комбучу. Когда Дима и Антон экспериментировали с тониками, они поняли, что нужно снижать себестоимость продаваемого продукта. Тогда они подумали о набиравшей обороты в США комбуче. На российском рынке напитка хорошего качества с натуральным составом, по словам основателей Rawish, не было.

«Мы стараемся выезжать на качестве продукта, а не на пиаре и привлечении», — настаивают предприниматели. Инвесторы с этой позицией согласны: «Мы с ребятами сошлись на том, что не будем пытаться заработать на плохом продукте, как делают некоторые производители».

Весной 2020 года, в начале пандемии, Дмитрий и Антон договорились о сотрудничестве с онлайн-фудкортом «Много лосося», который стал первым продавать их тоники.

Александр Мутовин

сооснователь «Много лосося»

Rawish нам порекомендовали друзья, мы попробовали, и нам понравилось. Предложили нашей аудитории — ей тоже зашло. Мы пока берем у них относительно небольшие объемы, поэтому динамику продаж оценить сложно, но для нас это важная часть ассортимента, потому что наша аудитория ценит здоровое и вкусное питание и мы выстраиваем соответствующий образ бренда.

Больше половины полученных от Натальи и Кирилла средств пошли на выстраивание производства, закупку оборудования и аренду. Остальная часть — бутылки, этикетки и ингредиенты. Запуск стоил не дорого, потому что основатели ориентировались на производство среднего масштаба: «Мы не планировали сразу на миллион бутылок в месяц выходить, но и не три тысячи продавать».

О процессе производства напитков и необходимом оборудовании Антон и Дима не знали ничего. Инвесторы из диджитал-сферы — тоже. Предприниматели быстро поняли, что готового кейса или универсального специалиста, который точно знает, что нужно для производства, на рынке нет. Ребята посетили несколько выставок оборудования и пару производств. Сначала был план производить на чужих мощностях — так называемое «контрактное производство», когда за каждую произведенную бутылку арендаторы платят владельцу производства определенную сумму.

Этот вариант не подошел: минимальные объемы производимого продукта начинались от 30 тыс. бутылок каждой SKU. Поскольку напитки компании натуральные с достаточно маленьким сроком годности, такое производство оказалось невыгодным. Но во время экскурсий по производствам Антон и Дима изучили процесс и оборудование, поняв, что им нужно.

Несколько производств оказались расположены в подвалах, в которые «страшно было заходить». «Бывший коровник у реки частично переоборудовали. Мне кажется, что вода из этой реки попадает в баки», — вспоминает Антон. От этого варианта, конечно, сразу отказались. Другие рассматриваемые производства необходимо было дооборудовать за свои деньги или заплатить несколько десятков миллионов рублей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Один за всех: Как искусственный интеллект помогает HR в эпоху кадрового голода Один за всех: Как искусственный интеллект помогает HR в эпоху кадрового голода

Какие задачи для HR решает искусственный интеллект?

Inc.
Тромбоциты вооружили фототермальной и иммунотерапией для борьбы с раком Тромбоциты вооружили фототермальной и иммунотерапией для борьбы с раком

Ученые разработали комбинированный метод лечения злокачественных новообразований

N+1
3 шага, которые позволят сменить работу без финансовых рисков и потерь 3 шага, которые позволят сменить работу без финансовых рисков и потерь

Решение сменить работу связано с финансовым риском. Как его не допустить?

Inc.
«Змей» на Netflix: как снять реальную историю серийного убийцы и не облажаться «Змей» на Netflix: как снять реальную историю серийного убийцы и не облажаться

Почему у Netflix получился учебник по отработке историй про маньяков

Esquire
7 законов психологии, которые изменят твою жизнь: что о них нужно знать и как ими пользоваться 7 законов психологии, которые изменят твою жизнь: что о них нужно знать и как ими пользоваться

Что такое законы психологии и как правильно их применять

VOICE
За последние 25 лет пестициды стали более токсичными для беспозвоночных За последние 25 лет пестициды стали более токсичными для беспозвоночных

Пестициды стали менее токсичными для рыб, млекопитающих и птиц

N+1
Кризис жанра: каким стало семнадцатое послание Владимира Путина Кризис жанра: каким стало семнадцатое послание Владимира Путина

Андрей Колесников: 17-е послание Владимира Путина и госрегулирование экономики

Forbes
«Денег не дам»: как влияет экономическое насилие на женщин «Денег не дам»: как влияет экономическое насилие на женщин

Домашнее насилие обычно ассоциируется с побоями. Но есть и другие его проявления

Cosmopolitan
Правила жизни Владимира Ленина Правила жизни Владимира Ленина

Владимир Ленин: политика есть концентрированное выражение экономики

Esquire
Хотите счастья в отношениях? Начните с правильных ожиданий Хотите счастья в отношениях? Начните с правильных ожиданий

Чего стоит ожидать от отношений, а от каких притязаний лучше отказаться?

Psychologies
«Продюсер — это человек, которому больше всех надо, чтобы все получилось» «Продюсер — это человек, которому больше всех надо, чтобы все получилось»

Продюсер Ирина Сосновая — о буме сериалов, Netflix и проблемах индустрии

Esquire
Яхина, Манижа, Ярмыш. Может ли культура быть вне политики Яхина, Манижа, Ярмыш. Может ли культура быть вне политики

Общество впадает в детство, в младенчество

СНОБ
Скотт Иствуд: «Многие пытаются подражать Гаю Ричи, но повторить ни у кого не получается» Скотт Иствуд: «Многие пытаются подражать Гаю Ричи, но повторить ни у кого не получается»

Скотт Иствуд разговорился про Гая Ричи и про мужицкие боевики

Maxim
Что и как нужно пить во время занятий спортом Что и как нужно пить во время занятий спортом

Как правильно соблюдать питьевой баланс во время тренировок?

GQ
С силиконом и без: звезды, которые избавились от грудных имплантов С силиконом и без: звезды, которые избавились от грудных имплантов

Неужели эра силикона, захватившая нас в 90-х, вот-вот канет в Лету?

Cosmopolitan
«Вероятности и неприятности. Математика повседневной жизни» «Вероятности и неприятности. Математика повседневной жизни»

Как можно объяснить жизнь, полную досадных закономерностей

N+1
Ах, какой был мужчина: 5 звезд, чьи мужья и женихи имели проблемы с законом Ах, какой был мужчина: 5 звезд, чьи мужья и женихи имели проблемы с законом

Кого из звезд судьба связала с "плохими парнями"

Cosmopolitan
«Хотим, чтобы нашу пиццу попробовал Джек Ма»: как «Додо» пять лет пыталась занять рынок Китая — и почему покидает страну «Хотим, чтобы нашу пиццу попробовал Джек Ма»: как «Додо» пять лет пыталась занять рынок Китая — и почему покидает страну

Почему «Додо» уходит из Китая

VC.RU
Ваши друзья не пьют алкоголь? Не говорите им эти 7 фраз Ваши друзья не пьют алкоголь? Не говорите им эти 7 фраз

Какие фразы лучше не адресовать трезвеннику на вечеринке?

Psychologies
Почему в США был запрещен нарезанный хлеб? Почему в США был запрещен нарезанный хлеб?

История о том, как пальцы американских домохозяек оказались в опасности

Maxim
Ароматный шлейф принцессы Ароматный шлейф принцессы

Princesse Marina de Bourbon — знаковое название Дома парфюмерии

Караван историй
Устраняла конкуренток, работала учителем: неизвестные факты и мифы о Пугачёвой Устраняла конкуренток, работала учителем: неизвестные факты и мифы о Пугачёвой

Интересные и удивительные факты о жизни Аллы Пугачевой

Cosmopolitan
Рыцарь счастливого образа Рыцарь счастливого образа

Сэр Энтони Хопкинс в драме «Отец»

GQ
Опасные вещи, которых боялись в Советском Союзе Опасные вещи, которых боялись в Советском Союзе

Советские городские легенды

Maxim
По грани вычислимого По грани вычислимого

Чем известен лауреат Абелевской премии 2021 года

N+1

Фильм «Минари», шестикратный номинант на «Оскар» о жизни корейских иммигрантов

Esquire
«Кроватка», Rambler и интернет по карточкам: как выглядел рунет в 1990-е «Кроватка», Rambler и интернет по карточкам: как выглядел рунет в 1990-е

Как выглядело интернет-пространство в России более четверти века назад.

Популярная механика
Русские сезоны Русские сезоны

Михаил Зыгарь и Родион Чепель рассказывают, как там в Териберке

Собака.ru
Вся правда о современных свиданиях Вся правда о современных свиданиях

Искать партнера сегодня — все равно что перемещаться по минному полю

Psychologies
Взбитые сливки Взбитые сливки

Хозяйка этого дома обожает интерьеры французских дворцов

AD
Открыть в приложении