Этот ижевский проект во второй половине 80‑х годов стал известным на всю страну

МотоАвто

Последняя эпопея

Этот ижевский проект во второй половине 80‑х годов стал известным на всю страну. У миллионов советских мотоциклистов наконец‑то появилась надежда получить современную машину.

Текст Сергея Воробьёва. Фото из архива автора

Проект «Иж-Орион» – одна из последних попыток советского мотопрома создать мотоцикл мирового уровня. «Иж-Сириус», 1990 год.

Экспериментальные разработки наших мотозаводов редко становились известны широкой публике – в лучшем случае о них извещали пара крохотных фото в журнале «За рулём». Но благодаря наступившей эпохе гласности стартовавший в Ижевске проект «Орион» вышел из тени. Тогда в прессе и на телевидении поднимались многие актуальные проблемы, о которых умалчивалось прежде. Не обошло вниманием общество и неутешительное положение дел в мотоциклетной промышленности: серийная продукция всех заводов безнадёжно отставала от мирового уровня. Поэтому естественными стали интерес печати и многочисленных мотолюбителей к перспективной модели «Ижа» и надежда на её скорейшее освоение.

Об одном только не упоминали журналисты: новый проект был выстраданной темой для ижевчан. Работа над дорожным мотоциклом класса 500 см3 стартовала в самом начале 60‑х годов, было создано множество разработок, не идущих далее опытных образцов. Но инженеры – в который раз! – с энтузиазмом взялись за работу. Тем более что «верхи» наконец‑то обратили внимание на катастрофическое положение дел: для успеха очередного проекта были выделены огромные средства. В этом плане новому мотоциклу, в отличие от предыдущих, сильно повезло. Центром всеобщего внимания стал четырёхтактный двигатель будущей машины. Попытка запустить в производство подобный мотор в содружестве с чехословацкой Jawa не принесла успеха, и было решено не проектировать оригинальный силовой агрегат, а закупить лицензию у одного из мировых лидеров.

Началось всё с поиска подходящего силового агрегата: современного, обязательно четырёхтактного, экономичного и тяговитого. Последнее качество при эксплуатации в тяжёлых дорожных условиях нашей страны имело большое значение. К тому же в перспективе предполагалось создание модификации с традиционным боковым прицепом, что также предполагает наличие хорошего крутящего момента у тягача.

В итоге поисков и переговоров выбор пал на фирму Yamaha с её мотором XT550. Спортивные модификации этого мотоцикла прекрасно зарекомендовали себя в сложных ралли-рейдах, показав высокую надёжность и выносливость. Кроме двигателя, были приобретены лицензии на некоторые элементы шасси: литые колёса, тормозную систему и телескопическую вилку. Наряду с конструкторской и технологической документацией закупались многофункциональные станки-автоматы с ЧПУ и литейное оборудование. Вскоре на «Ижмаше» закипела работа. К четвёртому кварталу 1989 года завод уже должен был выпустить сотню мотоциклов опытной партии.

Несколько слов о конструкции лицензионного двигателя. Заимствованный от внедорожной модели Yamaha XT550, появившейся на рынке в 1982 году, четырёхтактный мотор мощностью 38 л.с. обладал солидным для одного цилиндра рабочим объёмом в 558 см3. Компенсировал неизбежные при этом вибрации балансирный вал. Короткоходный (92х84 мм) силовой агрегат охлаждался потоком набегающего воздуха. Четыре клапана приводились от одного верхнего распредвала. Коробка передач пятиступенчатая. Привод на заднее колесо цепью. Запуск – только кикстартером. Для смазки узлов двигателя применена схема с сухим картером и отдельным маслобаком, расположенным в корпусе рамы в районе рулевой колонки. В электрооборудовании использована электронная бесконтактная система зажигания.

Лицензионный двигатель Yamaha XT550.

В Ижевске конструкцию пришлось адаптировать под возможности отечественной промышленности, заменяя многие детали советскими аналогами или конструируя заново. Например, вместо оригинального двухкамерного карбюратора пришлось приспосабливать пару отечественных К-62. В результате многих вынужденных переделок мотор потерял в мощности 2 л.с. Приспособлением под возможности существующего производства, а по сути, созданием силового агрегата заново, занимался коллектив инженеров во главе с Ренатом Равиловичем Гизатуллиным.

Что касается самого мотоцикла, то он полностью разрабатывался ижевскими конструкторами. Новинка получила индекс Иж-7.109 и собственное имя «Орион», заимствованное от одной из разработок начала 1960‑х. Первую версию Иж-7.109 создавали специалисты бюро спортивных мотоциклов (начальник Василий Иванович Панов). Разработкой дизайна занимался Владимир Николаевич Колосов, а общим конструированием Александр Михайлович Перевозчиков. В экипажной части, как и у строящегося параллельно эскортного «ИжВега», использовалась современная полностью дуплексная пространственная рама из стальных труб прямоугольного сечения и подвеска заднего колеса с центральным амортизатором и прогрессивной характеристикой. Маятник по аналогии с рамой имел прямоугольное, а не круглое, как прежде, сечение. Как и предусматривалось изначально, в экипажной части применены лицензионные узлы: литые колёса, дисковый тормоз переднего колеса с гидравлическим приводом и пневмогидравлическая телескопическая вилка.

Первый вариант «Иж-Орион», 1987 год.

Внешность мотоцикла получилась запоминающейся и соответствовала эпохе 1980‑х. В его облике удачно сочетались прямые острые формы переднего крыла и литых колёс с мягкими линиями седла и бензобака. При этом само сиденье плавно переходило в бензобак, устраняя резкий перепад и улучшая эргономику водительского места. Дополняли внешний вид декоративные накладки на бензобак, небольшой обтекатель на фаре и традиционные боковые крышки с чётко обозначенными гранями. Оригинально выполнен руль: вместо привычной цельной конструкции он состоял из двух частей, не соединённых между собой и крепившихся к мостику телескопической вилки.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

1951: прощание с «Москвой» 1951: прощание с «Москвой»

Не успела мотопромышленность СССР встать на ноги, как понесла ещё одну утрату

Мото
«Как я пыталась развивать женственность и чем это закончилось» «Как я пыталась развивать женственность и чем это закончилось»

Но что же такое женственность на самом деле?

Psychologies
1949: Новые задачи 1949: Новые задачи

Оказалось, что и плановая экономика иногда способна быстро менять планы

Мото
Лили Джеймс, актриса Лили Джеймс, актриса

Лили Джеймс называют восходящей звездой Голливуда

Худеем правильно
Поедем на водороде Поедем на водороде

Наиболее эффективен для нас электрический транспорт на водородных элементах

Эксперт
Сезонное предложение Сезонное предложение

Какие летние продукты помогут сохранить стройность и зарядиться энергией

Лиза
Чёрный передел: версия 1939 года Чёрный передел: версия 1939 года

Секретный протокол к Пакту о ненападении

Дилетант
Правила бойни. Гласный и негласный этикет «благородной» войны Правила бойни. Гласный и негласный этикет «благородной» войны

Чем убивать нечестно и можно ли отвести на пленном снайпере душу

Maxim
Как убедиться в том, что вы не расист, и начать бороться с дискриминацией Как убедиться в том, что вы не расист, и начать бороться с дискриминацией

Пришло время понять, а точно ли вы не расист, и активно бороться с неравенствами

GQ
Диета при подагре: убираем лишнее, добавляем необходимое Диета при подагре: убираем лишнее, добавляем необходимое

Диета при подагре – практически первая необходимость

Cosmopolitan
Пляшем от печки Пляшем от печки

Хочешь попробовать настоящую русскую кухню? Ищи традиционную русскую печь

Bones
Как умение играть в Техасский холдем помогает в бизнесе Как умение играть в Техасский холдем помогает в бизнесе

Если вы предприниматель и ещё не умеете играть в покер — самое время научиться

Inc.
7 вопросов трихологу 7 вопросов трихологу

Что делать, если вы заметили, что качество шевелюры резко испортилось

Худеем правильно
В деньгах или в их количестве? В деньгах или в их количестве?

Многие уверены, что увеличение доходов сделает нас счастливее. Так ли это?

Psychologies
Как обслуживают машины в России, Европе и США. Таблица Как обслуживают машины в России, Европе и США. Таблица

Почему российские автомобилисты чаще проходят регулярный технический осмотр

РБК
Как появилась жизнь: кто был самым первым на нашей планете Как появилась жизнь: кто был самым первым на нашей планете

Поиск осязаемых следов первой жизни на нашей планете

Популярная механика
Как появилась традиция дарить рождественские открытки в России? Как появилась традиция дарить рождественские открытки в России?

Обычай дарить праздничные открытки пришел в Россию из Европы

Культура.РФ
Лима, Перу Лима, Перу

Перу заслуженно сравнивают с Крымом

Maxim
Терагерцовая щель в науке: чем ее можно «заполнить» Терагерцовая щель в науке: чем ее можно «заполнить»

Одно из будущих возможных применений терагерцового излучения — лечение рака

Популярная механика
«Толстеет от воздуха»: почему инсулин убивает стройность и как изменить рацион «Толстеет от воздуха»: почему инсулин убивает стройность и как изменить рацион

На что обратить внимание в рационе, чтобы ощущать себя более легкой

Cosmopolitan
Кукурузу начали массово употреблять в пищу через пять тысяч лет после одомашнивания Кукурузу начали массово употреблять в пищу через пять тысяч лет после одомашнивания

Сначала маис в основном использовался для приготовления алкогольных напитков

N+1
Что скрывает вечная мерзлота: залежи метана в термокарстовых озерах Что скрывает вечная мерзлота: залежи метана в термокарстовых озерах

Ученые исследовали процессы образования и окисления метана

Популярная механика
«Детские» русские традиции «Детские» русские традиции

Как можно было «застричь язык» ребенку и кому дарить подарок на первый зубик?

Культура.РФ
Помолчите хоть немного. Как шум вокруг нас мешает творить, работать и просто жить Помолчите хоть немного. Как шум вокруг нас мешает творить, работать и просто жить

Отрывок из книги Райана Холидея «Сила спокойствия»

Forbes
От убежища отшельника до машины для жизни. Частые виллы лучших архитекторов современности От убежища отшельника до машины для жизни. Частые виллы лучших архитекторов современности

Шесть частных вилл, созданных лучшими архитекторами современности

Forbes
От фишинга до кибербуллинга: как защитить ребенка в интернете От фишинга до кибербуллинга: как защитить ребенка в интернете

Как школы и родители обеспечивают цифровую безопасность детей

СНОБ
Куда уходит детство Куда уходит детство

Почему люди стали созревать раньше и куда это нас ведет

N+1
Непобедимая коррупция: во сколько она обходится обществу и как ее лечить Непобедимая коррупция: во сколько она обходится обществу и как ее лечить

Коррупция — это серьезная проблема для многих стран мира

Forbes
Снова в школы Снова в школы

Для чего и кому нужна глобальная реформа МГУ

Forbes
Что любил есть Тургенев? Что любил есть Тургенев?

Иван Тургенев был большим ценителем русской кухни

Культура.РФ
Открыть в приложении