Этот ижевский проект во второй половине 80‑х годов стал известным на всю страну

МотоАвто

Последняя эпопея

Этот ижевский проект во второй половине 80‑х годов стал известным на всю страну. У миллионов советских мотоциклистов наконец‑то появилась надежда получить современную машину.

Текст Сергея Воробьёва. Фото из архива автора

Проект «Иж-Орион» – одна из последних попыток советского мотопрома создать мотоцикл мирового уровня. «Иж-Сириус», 1990 год.

Экспериментальные разработки наших мотозаводов редко становились известны широкой публике – в лучшем случае о них извещали пара крохотных фото в журнале «За рулём». Но благодаря наступившей эпохе гласности стартовавший в Ижевске проект «Орион» вышел из тени. Тогда в прессе и на телевидении поднимались многие актуальные проблемы, о которых умалчивалось прежде. Не обошло вниманием общество и неутешительное положение дел в мотоциклетной промышленности: серийная продукция всех заводов безнадёжно отставала от мирового уровня. Поэтому естественными стали интерес печати и многочисленных мотолюбителей к перспективной модели «Ижа» и надежда на её скорейшее освоение.

Об одном только не упоминали журналисты: новый проект был выстраданной темой для ижевчан. Работа над дорожным мотоциклом класса 500 см3 стартовала в самом начале 60‑х годов, было создано множество разработок, не идущих далее опытных образцов. Но инженеры – в который раз! – с энтузиазмом взялись за работу. Тем более что «верхи» наконец‑то обратили внимание на катастрофическое положение дел: для успеха очередного проекта были выделены огромные средства. В этом плане новому мотоциклу, в отличие от предыдущих, сильно повезло. Центром всеобщего внимания стал четырёхтактный двигатель будущей машины. Попытка запустить в производство подобный мотор в содружестве с чехословацкой Jawa не принесла успеха, и было решено не проектировать оригинальный силовой агрегат, а закупить лицензию у одного из мировых лидеров.

Началось всё с поиска подходящего силового агрегата: современного, обязательно четырёхтактного, экономичного и тяговитого. Последнее качество при эксплуатации в тяжёлых дорожных условиях нашей страны имело большое значение. К тому же в перспективе предполагалось создание модификации с традиционным боковым прицепом, что также предполагает наличие хорошего крутящего момента у тягача.

В итоге поисков и переговоров выбор пал на фирму Yamaha с её мотором XT550. Спортивные модификации этого мотоцикла прекрасно зарекомендовали себя в сложных ралли-рейдах, показав высокую надёжность и выносливость. Кроме двигателя, были приобретены лицензии на некоторые элементы шасси: литые колёса, тормозную систему и телескопическую вилку. Наряду с конструкторской и технологической документацией закупались многофункциональные станки-автоматы с ЧПУ и литейное оборудование. Вскоре на «Ижмаше» закипела работа. К четвёртому кварталу 1989 года завод уже должен был выпустить сотню мотоциклов опытной партии.

Несколько слов о конструкции лицензионного двигателя. Заимствованный от внедорожной модели Yamaha XT550, появившейся на рынке в 1982 году, четырёхтактный мотор мощностью 38 л.с. обладал солидным для одного цилиндра рабочим объёмом в 558 см3. Компенсировал неизбежные при этом вибрации балансирный вал. Короткоходный (92х84 мм) силовой агрегат охлаждался потоком набегающего воздуха. Четыре клапана приводились от одного верхнего распредвала. Коробка передач пятиступенчатая. Привод на заднее колесо цепью. Запуск – только кикстартером. Для смазки узлов двигателя применена схема с сухим картером и отдельным маслобаком, расположенным в корпусе рамы в районе рулевой колонки. В электрооборудовании использована электронная бесконтактная система зажигания.

Лицензионный двигатель Yamaha XT550.

В Ижевске конструкцию пришлось адаптировать под возможности отечественной промышленности, заменяя многие детали советскими аналогами или конструируя заново. Например, вместо оригинального двухкамерного карбюратора пришлось приспосабливать пару отечественных К-62. В результате многих вынужденных переделок мотор потерял в мощности 2 л.с. Приспособлением под возможности существующего производства, а по сути, созданием силового агрегата заново, занимался коллектив инженеров во главе с Ренатом Равиловичем Гизатуллиным.

Что касается самого мотоцикла, то он полностью разрабатывался ижевскими конструкторами. Новинка получила индекс Иж-7.109 и собственное имя «Орион», заимствованное от одной из разработок начала 1960‑х. Первую версию Иж-7.109 создавали специалисты бюро спортивных мотоциклов (начальник Василий Иванович Панов). Разработкой дизайна занимался Владимир Николаевич Колосов, а общим конструированием Александр Михайлович Перевозчиков. В экипажной части, как и у строящегося параллельно эскортного «ИжВега», использовалась современная полностью дуплексная пространственная рама из стальных труб прямоугольного сечения и подвеска заднего колеса с центральным амортизатором и прогрессивной характеристикой. Маятник по аналогии с рамой имел прямоугольное, а не круглое, как прежде, сечение. Как и предусматривалось изначально, в экипажной части применены лицензионные узлы: литые колёса, дисковый тормоз переднего колеса с гидравлическим приводом и пневмогидравлическая телескопическая вилка.

Первый вариант «Иж-Орион», 1987 год.

Внешность мотоцикла получилась запоминающейся и соответствовала эпохе 1980‑х. В его облике удачно сочетались прямые острые формы переднего крыла и литых колёс с мягкими линиями седла и бензобака. При этом само сиденье плавно переходило в бензобак, устраняя резкий перепад и улучшая эргономику водительского места. Дополняли внешний вид декоративные накладки на бензобак, небольшой обтекатель на фаре и традиционные боковые крышки с чётко обозначенными гранями. Оригинально выполнен руль: вместо привычной цельной конструкции он состоял из двух частей, не соединённых между собой и крепившихся к мостику телескопической вилки.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рейтинг брендов Рейтинг брендов

Новые марки, которые стали заметны на рынке за год

Forbes
Ася Волошина Ася Волошина

Пьесы яркого драматурга новой школы Аси Волошиной ставят театры от БДТ до МХТ

Собака.ru
Bajaj BM 150X Bajaj BM 150X

Зимняя езда на мотоцикле Bajaj Boxer BM 150X

Мото
Панцири морских черепах оказались домом для тысяч микроскопических животных Панцири морских черепах оказались домом для тысяч микроскопических животных

Черепаший панцирь помогает живым существам расселяться по океанам

N+1
Летние сны Летние сны

В этой истории соединились два летних воспоминания, рассказанные двумя Катями

Seasons of life
В сердцах шимпанзе обнаружили кости В сердцах шимпанзе обнаружили кости

В сердце шимпанзе впервые обнаружили костные структуры

N+1
Поля морей Поля морей

Новые технологии сельского хозяйства: фермы в океане

Популярная механика
Как успешно пройти онлайн-собеседование Как успешно пройти онлайн-собеседование

Не забывайте про несколько простых правил при прохождении собеседования онлайн

Psychologies
От застенчивого студента до легенды: как сложилась судьба Леонида Куравлева От застенчивого студента до легенды: как сложилась судьба Леонида Куравлева

Леонида Куравлева любила вся страна — каждая его роль становилась культовой

Cosmopolitan
Дети «Дома-2»: как живут малыши, которые родились на глазах у всей страны Дети «Дома-2»: как живут малыши, которые родились на глазах у всей страны

В этом году российскому реалити-шоу «Дом-2» исполнилось 16 лет

Cosmopolitan
Кража с обломом. 20 cамых смешные ограбления двухтысячных Кража с обломом. 20 cамых смешные ограбления двухтысячных

Идиотами оказываются то грабители, то пострадавшие

Maxim
Уши, ключицы, шея, декольте — места, которые ты не красишь, а зря Уши, ключицы, шея, декольте — места, которые ты не красишь, а зря

Какие детали образа стоит подчеркнуть, чтобы выглядеть безупречно

Cosmopolitan
Двуличность Двуличность

Metzeler пытается разрешить вековые проблемы шин для мотоциклов

Мото
Полнолуние Полнолуние

Родкер лежал в лунном кратере среди отработанных ракетных дюз

Наука и жизнь
«Я всегда считал, что обязан Вам жизнью» «Я всегда считал, что обязан Вам жизнью»

Единственный защитник заключённого, реальный его защитник — лагерный врач

Дилетант
Без паники, Илон. 8 автомобилей, которые могли улететь в космос Без паники, Илон. 8 автомобилей, которые могли улететь в космос

Проекты, которые способны удивить главу Tesla

РБК
Разговорчики в строю Разговорчики в строю

Адвокат Добровинский выполняет заявки читателей

Tatler
Приготовиться к потерям Приготовиться к потерям

Частные инвесторы слабо представляют, какие убытки могут понести

Эксперт
Ложная беременность: обман разума или обман тела? Ложная беременность: обман разума или обман тела?

Какие «игры разума» могут настолько повлиять на физиологию?

Psychologies
Разрубить Гордиев узел референдума Разрубить Гордиев узел референдума

В пользу стратегии «голосовать» — опыт Белоруссии, Собчак и Македонского

СНОБ
Наследственная стратегия как способ сохранить богатство семьи Наследственная стратегия как способ сохранить богатство семьи

Как обезопасить капитал и какие ошибки ждут главу семьи в делах о наследстве

СНОБ
Тигр? Тигр! Тигр? Тигр!

У Triumph Tiger Explorer есть все задатки для того, чтобы быть популярным

Мото
Ирина Актуганова Ирина Актуганова

Ирина Актуганова сделала первую в России постоянную сайнсарт-экспозицию

Собака.ru
Цикорий: доказанная польза для мужчин и возможные побочные эффекты Цикорий: доказанная польза для мужчин и возможные побочные эффекты

Цикорий — здоровая альтернатива кофе или что-то большее?

Playboy
Целебный эффект молодой крови списали на разбавление старой Целебный эффект молодой крови списали на разбавление старой

Разбавление плазмы крови физраствором оказывает укрепляющий эффект на ткани

N+1
Новая программа находит родственные участки геномов разных животных Новая программа находит родственные участки геномов разных животных

Инструменты, которые помогают выяснить, насколько два вида близки друг к другу

Популярная механика
От Голливуда до От Голливуда до

Эти фильмы стоит посмотреть даже тем, кто не увлекается автогонками

Популярная механика
Упражнения со свободным весом, которые помогут выжать максимум из домашнего инвентаря Упражнения со свободным весом, которые помогут выжать максимум из домашнего инвентаря

Объясняем, как набрать массу и раскачаться, когда фитнес-центры закрыты

GQ
Тайны таяния Тайны таяния

Россия стремительно теряет арктические льды

Огонёк
Как повторить культовую прическу Клинта Иствуда Как повторить культовую прическу Клинта Иствуда

Канонический образ Клинта Иствуда – ваше спасение жарким летом

GQ
Открыть в приложении