По солёному шоссе
Wild Atlantic Highway — дорога с таким именем не может не манить коллекционера впечатлений. Идущая от Белфаста, столицы Северной Ирландии, практически до Корка на юге острова, дорога очерчивает причудливый силуэт западного побережья и проходит через большую часть самых значимых достопримечательностей зелёного острова.
В эту поездку я отправился с моим приятелем Костей Гороховым. Через Белоруссию и Клайпеду быстренько докатили до Евротоннеля, через который осуществляется железнодорожное сообщение между Британскими островами и континентом, и заехали в недра поезда. Единственным приключением по дороге стало то, что где‑то в окрестностях Минска на моём Buell Ulysses приказал долго жить подшипник, но известный кастомайзер и мой добрый знакомый Юра Шиф оперативно пришёл на помощь, и мы даже не опоздали на паром.
Сразу замечу, что это был год, когда, с учётом всех моих азиатских поездок, по левой стороне дороги я проехал чуть ли не больше, чем по правой, поэтому Англия с её левосторонним движением сюрпризом не стала. Объехав Лондон по дуге, мы направились в город Линкольн, где уже на следующий день стартовал Superrally, один из самых занятных съездов любителей Harley-Davidson, кочующий из года в год по разным европейским странам.
На фестиваль съезжается огромное количество интересных людей. Тут вы встретите представителей всего мира – от самых далёких уголков Европы до Америки и даже Японии. Это его, собственно, и спасает, потому как программы из пива, сосисок и концерта кавер--групп в наше время явно недостаточно для успеха мероприятия.
Мой совет путешественникам: ни в коем случае не надо передвигаться по Британии автострадами! Здесь особенно очевидно преимущество провинциальных дорожек. Вы попадаете в настоящую старую Англию, где кусты и газоны подстрижены гораздо опрятнее их хозяев, домики сошли с иллюстраций классических романов, а пейзажи одновременно красивы и ненавязчивы, так что здесь можно прожить целый век без риска, что вид из окна когда‑нибудь опостылит.
Путеводители рекомендуют всевозможные достопримечательности, руины замков, галереи и соборы. И это всё интересно. Но куда интереснее погулять по старым улочкам, посмотреть на старушек, одетых с иголочки, которые мирно греют старые кости на лавочке в парке, зайти в паб и пропустить пинту пива. Кухня только подвела! После многих неудачных экспериментов с классической английской кулинарией я понял, что колониальные забегаловки – вот мой выбор на будущее.
Шотландия
Моя старая мечта. Ещё за несколько лет до описываемой поездки я впервые попал на самый краешек этой страны, заехав сюда на машине в конце дождливого ноября. И мне сразу понравилось. Всё показалось немного другим, нежели в Англии. И, конечно же, антураж – старые, чёрные от времени церкви, бескрайние пастбища, раскинутые на холмах, очерченные древней каменной кладкой. И я твёрдо решил сюда вернуться! Отчасти поэтому вместо того, чтобы отправиться в Ирландию через Уэльс, мы выбрали северный путь и теперь двигались по направлению к Эдинбургу.
Особое удовольствие во время путешествий получаешь от достижения неких новых рубежей. Да что уж, многие только ради этого и едут! Въезжая в Эдинбург, мы ощутили это. Вроде бы город на слуху, знаком с детства, но… Я попросту не знал о нём ничего! Красивый, широкий, каменный, основательный город с кучей уютных маленьких улочек и подворотен, таящих немало сюрпризов. Мне нравится такая архитектура и такая атмосфера.
В Эдинбурге гулять можно много и с удовольствием, а потом можно ещё и поесть. Хаггис – не попробовав это блюдо, не вздумайте отсюда уехать! Порубленные с приправами и солью бараньи потроха, сваренные в бараньем желудке. Звучит, как и выглядит – не очень… Но на поверку вкусно!
И тут нам понадобилось немедленно оказаться по делам в Москве. Утром мы отправились к местному дилеру Harley-Davidson, и управляющий любезно приютил на недельку наши мотоциклы, а уже вечером мы улетели домой, чтобы скоро вернуться и продолжить нашу поездку. Помните, раньше так можно было!
Ещё раз убеждаюсь, что ничего не происходит просто так: к моменту, когда мы смогли снова вернутся в Шотландию, совсем неподалёку на острове Мэн начиналась знаменитая на весь мир гонка Tourist Trophy. Ну как такое пропустить? Мы попрощались с нашим новым другом Аланом, руководителем чудесного дилерства H-D Edinburgh, ещё погуляли денёк по запавшему в душу Эдинбургу и рванули в Ливерпуль, откуда стартует основная масса паромов на Мэн. Уезжали и плакали – какая же красота в Шотландии! Обожаю это чувство, когда оставляешь что‑то интересное на следующий раз. И делаю так постоянно.
Остров Мэн
Сколько мы ни искали, мест на паромах не было… На авось мы не проскочили, но удалось купить недорогие билеты на самолёт. И через полчаса мы в Дугласе, столице Острова Мэн, ещё одного владения Британской короны, при этом вполне себе независимого, с собственным парламентом, который, кстати, проголосовал в своё время против вступления в ЕС, без оглядки на «старшую сестру».
Символом острова служит так называемый «трискелион» – напоминающий свастику символ из трёх бегущих ног, выходящих из центра. Но нам‑то этот символ знаком не по гербу Мэна и даже не по гербу Сицилии, а именно по гонке TT Isle of Man, к которой тут всё уже было готово.
«Самые опасные», «одни из самых старых», «в них боятся участвовать профессионалы MotoGP» – эти обрывки информации довольно точно характеризуют TT Isle of Man. Какой‑то таблоид однажды даже назвал происходящее «38 миль террора». На самом деле всё не так ужасно, но адреналина на окружной дороге острова действительно выплёскивается порядочно.