Какие цели преследуют бренды, восстанавливая памятники архитектуры
Жест доброй воли, маркетинговая стратегия или упрощение налоговых выплат? Разбираемся в непростом вопросе, а заодно рассказываем, почему далеко не все рады такой помощи.
Понимая, что Колизей – один из самых ценных памятников страны – нуждается в ремонте, в 2012 году бывший министр культуры Италии Лоренцо Орнаги объявил о планах по проекту реставрации стоимостью €25 млн. Колизей и правда был не в лучшей своей форме: выхлопы машин оставили толстый слой грязи на стенах, на железных воротах была коррозия, а корни кустов и деревьев привели к нестабильности в кладке.
В плане Орнаги была одна существенная проблема: из-за длительного периода бюджетных ограничений ни одно из государственных учреждений не могло оплатить строительные работы. К счастью, частные корпорации быстро откликнулись на призыв страны о помощи, и Tod’s согласились профинансировать реконструкцию Колизея. «Как только я услышал, что они ищут спонсора, я заявил о готовности помочь. Те компании, которым повезло преуспеть, должны поддержать свою страну. Для меня и моей семьи было честью внести свой вклад в восстановление одного из самых красивых и важных памятников в мире», – говорил в интервью Condé Nast Traveller Диего Делла Валле, генеральный директор Tod’s.
Однако далеко не все были рады такой самоотверженности и щедрости бренда. Итальянская ассоциация реставраторов, профсоюзные деятели и антимонопольное управление Италии выступили решительно против. Все они были обеспокоены не только тем, что работы будут выполнены не достаточно хорошо, но и тем, что Tod’s завесят Колизей рекламными баннерами. Многим казалось, что бренд просто купил памятник для своих целей.
Опасения оказались напрасными, но небезосновательными. На протяжении не одного года идет горячая дискуссия на тему – может ли объект культурного наследия быть использован в коммерческих целях. В 2014 году во Флоренции разгорелся скандал после того, как выяснилось, что городские власти разрешили банку Morgan Stanley провести обед в часовне XIV века за арендную плату в размере $27 тыс. После протеста горожан мэр Флоренции удвоил цену до $54 тыс., но его оппоненты утверждали, что дело далеко не в цене и что есть такие священные места, где нельзя ужинать ни за какие деньги.
В 2017 году в схожей ситуации оказались Gucci. Бренд попросил провести показ рядом с Парфеноном, подчеркнув, что уважение и любовь к греческой культуре стоят для него на первом месте и что таким образом компания намерена продвигать ее по всему миру.