За четверть века советский мотопром так и не создал самостоятельных конструкций

МотоАвто

1953‑1954: Дайте советский мотоцикл!

После четверти века развития советского мотопрома пришлось признать: самостоятельных конструкций за это время он так и не создал

Текст Александра Воронцова

В официальной советской печати могли сколько угодно превозносить отменные качества советских мотоциклов, но специалисты отлично понимали истинное положение дел. Моментом истины стала проведённая в марте 1954 года конференция конструкторов мотоциклетной промышленности СССР. В её дебатах приняли участие специалисты заводов-смежников, профильных министерств и ведомств, а также представители потребителей и спортсменов — общим числом 92 человека.

Основной доклад делал начальник конструкторского отдела ЦКБ Святослав Юрьевич Иваницкий. Отметив, что «за всё послевоенное время ни один завод не создал ни одной новой промышленной модели мотоцикла», и указав на непростительное отставание технического уровня выпускаемых моделей (так, литровая мощность двигателя М72 равнялась 29,5 л.с./ л, а у современного BMW — 43 л.с./ л, Triumph — 52,5 л.с./ л), он развернул блистательные перспективы выхода из этой плачевной ситуации: предложил в ближайшие пять лет спроектировать и поставить на серийное производство 15 новых моделей дорожных мотоциклов и семь спортивных.

Разработанный в ЦКБ типаж предусматривал выпуск мотоциклов: 125, 250 и 350 см³ с двухтактными моторами, 350, 500 и 750 см³ с четырёхтактными, причём практически все категории в двух вариантах — дорожного и спортивного типа; плюс специальный 750‑кубовый мотоцикл высокой проходимости (секретомания доходила до того, что даже на столь представительной конференции его не называли армейским), плюс мотоход (такой термин в те годы использовался для мотороллера). Должны были выпускать всё это великолепие аж восемь специализированных заводов, в том числе «опытный завод по производству гоночных мотоциклов, а также опытных образцов новых дорожных мотоциклов».

Присутствующие приняли этот доклад, мягко говоря, скептически. Тон обсуждению задало выступление главного конструктора Киевского мотозавода М. А. Позднякова. Он сделал весьма критический обзор истории и современного состояния проектной работы («…за последние 20 лет разработано 39 различных проектов конструкций мотоциклов, но ни один не пошёл в серию, потому что все они были сырыми макетами, не прошедшими необходимой доводки. На протяжении всей истории советского мотоциклостроения мы не имели в серийном производстве ни одной отечественной модели дорожного мотоцикла, а лишь копии заграничных…»). Далее Поздняков раскрывает причины такого бедственного положения: «Опыта по серьёзной доводке машин у нас нет. Весь наш опыт основан на проектировании макетов по заграничным журналам. Мы никогда не имели условий для проведения конструкторско-экспериментальных работ на должном уровне, так как штаты наших конструкторско-экспериментальных отделов составляют 20‑30 человек (на МЗМА — 350 человек!!!). Кроме того, у нас совершенно недостаточная мощность экспериментальных цехов (5‑10 станков и 10 рабочих). По существу, мы можем вести более или менее нормально только работу по серийной продукции с мелкой модернизацией…»).

Хочется и далее подробно и со вкусом цитировать выступления участников конференции, но журнал не резиновый. В общем, налицо две главные беды нашего мотопрома, которые преследовали его всю жизнь: хроническое недофинансирование и информационный голод. У государства всегда находились более важные задачи, куда можно ухнуть уйму денег. А в итоге, как ёмко и печально высказался министр машиностроения Степан Акопович Акопов: «Наши конструкторы уже поседели, а советских конструкций мотоциклов нет…».

Кстати, знаете, почему этот выпуск нашей летописи сдвоенный? Потому что в 1953 году не было создано практически ни одной хоть сколько‑нибудь примечательной новой конструкции. Застой…

К счастью, в 1954 году жить стало веселее. Подстегнули деятельность конструкторских отделов несколько постановлений Совета Министров СССР — в частности, принятое ещё 10 января 1953 года постановление № 74 «О мероприятиях по развитию мотоциклетного спорта». Так, в серпуховском ЦКБ началось проектирование гоночных мотоциклов нового поколения — С-124, С-254 и С-354 (в первой цифре зашифрована кубатура — соответственно 125, 250 и 350 см³, две следующие цифры означают год начала разработки). Эти машины имели четырёхтактные двигатели воздушного охлаждения с двумя верхними распредвалами. Вертикально установленные цилиндры отлиты из алюминиевого сплава, с гильзами из чугуна. Двигатели С-154 и С254 имели однотипную конструкцию (с той разницей, что 125‑кубовый мотор был одноцилиндровым, а 250‑кубовый двухцилиндровым) и «квадратную» (54×54 мм) размерность. Газораспределительный механизм имел привод впускного распредвала от коленвала через вал и конические шестерни, а уже от него выпускной распредвал приводился «гитарой» цилиндрических шестерён. Коленвал составной, в нижние головки стальных шатунов вставлены двухрядные роликовые подшипники с дюралюминиевыми сепараторами. Система смазки сухого типа, маслобак объединён с бензобаком. Двигатель С-254 сочетался с пятиступенчатой коробкой передач и был установлен в трубчатую дуплексную раму; 19‑дюймовые спицованные колёса оснащались барабанными тормозами, передняя вилка — длиннорычажная, задняя маятниковая, причём передние и задние амортизаторы имели унифицированную конструкцию.

1.Двигатель С-354. 2. Двигатель С-254.

Гоночный мотоцикл С-354 имел ряд важных конструктивных отличий — взявшись за новое для себя дело, инженеры ЦКБ хотели испробовать различные подходы. Во-первых, иначе был выполнен привод двух верхних распредвалов: вертикальный вал с парой конических шестерён приводил продольный промежуточный вал, от которого уже получали привод распредвалы двухцилиндрового мотора. Нижние головки шатунов имели разъёмную конструкцию с подшипниками скольжения. Главными отличиями в ходовой части стали передняя телескопическая вилка и 16‑дюймовые колёса.

Двигатель С-154 развивал мощность 12,5 л. с. при 9800 об/ мин, мотоцикл массой 80 кг мог разогнаться до 140 км/ ч. Заявленные параметры для С-254 — 22…25 л.с. при 8500 об/ мин, 125 кг и 150 км/ ч, для С-354 — 32 л.с. при 8000 об/ мин, 145 кг и 155 км/ ч. Впрочем, проверить эти данные гонщики смогли лишь в следующем, 1955 году, когда была закончена сборка этих машин.

С-254 – гоночный мотоцикл нового поколения.
​​​​Гоночный мотоцикл С-354.

Кроме работы над гоночными мотоциклами ЦКБ активно занялся разработкой дорожных мотоциклов. Так, конструкторы стряхнули пыль с проекта 350‑кубового мотоцикла М-3‑В, спроектированного в конце 40‑х годов для Московского мотозавода. Теперь эта машина, получившая индекс М-31, предназначалась для Минского мотовелозавода. Своей компоновкой аппарат живо напоминал одноцилиндровые мотоциклы BMW тех времён: одноцилиндровый четырёхтактный верхнеклапанный двигатель с продольным расположением коленвала, пристыкованная к нему четырёхступенчатая коробка передач, привод на заднее колесо карданным валом. Силовой агрегат был установлен в трубчатую раму, раздвоенную в нижней части, спереди стояла телескопическая вилка, сзади — маятниковая подвеска. По тогдашней моде мотоцикл имел колёса довольно малого диаметра — 16 дюймов. Интересной особенностью машины были независимые системы электрооборудования для зажигания и освещения. Короткоходный (78х73 мм) двигатель развивал 18 л. с. при 5200 об/ мин, снаряжённая масса мотоцикла 172 кг, максимальная скорость 110 км/ ч.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Два слоника Два слоника

Мотоциклы для дальнобойного туризма по дорогам с твёрдым покрытием

Мото
Дрожжи революции. Как «сухой» закон погубил Российскую империю Дрожжи революции. Как «сухой» закон погубил Российскую империю

Как царское правительство боролось с пьянством и при чем тут революция

СНОБ
Клио на баррикадах Клио на баррикадах

Дискуссию о преподавании истории продолжает Леонид Кацва

Дилетант
Какие фильмы смотрели в России 30 лет назад Какие фильмы смотрели в России 30 лет назад

Какие отечественные фильмы смотрели россияне в 1990-м и 1991-м

GQ
Два герцога: Ришельё против Бэкингема Два герцога: Ришельё против Бэкингема

Противостояние Англии и Франции в XVII веке — это ещё и противостояние министров

Дилетант
Панды обмазались конским навозом в холодную погоду Панды обмазались конским навозом в холодную погоду

Панды научились снижать чувствительность к холоду

N+1
Это л....ь Это л....ь

Когда он вышел из дома, изображение сердца на заборе было почти счищено

Playboy
Как встретить принца: истории знакомства королевских пар Как встретить принца: истории знакомства королевских пар

Даже с будущим королем можно познакомиться при вполне банальных обстоятельствах

Cosmopolitan
Инфракрасная спектроскопия помогла алгоритму отличить человеческую кровь от животной Инфракрасная спектроскопия помогла алгоритму отличить человеческую кровь от животной

Химики разработали модель классификации крови человека и животных

N+1

Актеры, для которых съемки в сценах с обнажением стали травмирующим опытом

Cosmopolitan
Чем открыть HEIC и как перевести его в JPEG на Windows 7 или 10 Чем открыть HEIC и как перевести его в JPEG на Windows 7 или 10

Самые эффективные способы открыть файл формата .heic

CHIP
«Стоило ли оно того? Конечно, Олег!»: Рубен Варданян отвечает Олегу Тинькову «Стоило ли оно того? Конечно, Олег!»: Рубен Варданян отвечает Олегу Тинькову

Миллиардер и инвестор Рубен Варданян о высокой миссии предпринимателя

Forbes
Взлет разрешен Взлет разрешен

Ученик Николая Цискаридзе, который воспарил до Спартака, Зигфрида и Щелкунчика

GQ
Лифтинг — правда или фейк? Какие процедуры действительно подтягивают кожу лица Лифтинг — правда или фейк? Какие процедуры действительно подтягивают кожу лица

Что в историях о “подтягивающих” средствах правда, а что ложь?

Cosmopolitan
Выпьем за любовь Выпьем за любовь

Удастся ли винодельне «Долина Лефкадия» сломить предубеждение российской публики

Robb Report
Ку-клукс-клан: 10 фактов о мужиках в простынях Ку-клукс-клан: 10 фактов о мужиках в простынях

Как появился и развивался Ку-клукс-клан

Maxim
Липкая граната и другое нелепое оружие, за которое военным пришлось краснеть Липкая граната и другое нелепое оружие, за которое военным пришлось краснеть

Это оружие было создано для того, чтобы застать врага врасплох, пока он смеется

Maxim
Белошвейка из Тура Белошвейка из Тура

Герцогиня де Шеврёз — виртуозная политическая интриганка эпохи двух кардиналов

Дилетант
«Спектр-РГ» связал пузыри Ферми с активностью центральной черной дыры Млечного Пути «Спектр-РГ» связал пузыри Ферми с активностью центральной черной дыры Млечного Пути

Пузыри Ферми образовались из-за активности сверхмассивной черной дыры

N+1
Горизонтальные небоскрёбы над Бульварным кольцом: несбывшийся советский проект для центра Москвы Горизонтальные небоскрёбы над Бульварным кольцом: несбывшийся советский проект для центра Москвы

Авангардный художник Эль Лисицкий хотел превратить Москву в город будущего

VC.RU
Сказка – ложь? Сказка – ложь?

Психолог рассказывает, как говорить с детьми о волшебстве и Деде Морозе

Лиза
Это личное! Это личное!

Интервью с Евгением Цыгановым о фильме «Неадекватные люди – 2»

Grazia
«Чемпионы соцсетей»: чем опасны для компаний популярные в TikTok сотрудники «Чемпионы соцсетей»: чем опасны для компаний популярные в TikTok сотрудники

Инфлюенсер в TikTok может как заменить отдел маркетинга, так и ударить по бренду

Forbes
На самоизоляции с крестным отцом Фрэнсисом Фордом Копполой На самоизоляции с крестным отцом Фрэнсисом Фордом Копполой

Каково это, на семь месяцев уединиться с легендарным режиссер и его семьей?

Esquire
Роборуку научили чувствовать предметы с помощью солнечных панелей Роборуку научили чувствовать предметы с помощью солнечных панелей

Часть панелей закрывается и перестает вырабатывать электричество

N+1
Отрывок из автобиографии Майи Анджелу — великой темнокожей писательницы и соратницы Мартина Лютера Кинга Отрывок из автобиографии Майи Анджелу — великой темнокожей писательницы и соратницы Мартина Лютера Кинга

Фрагмент из книги Майи Анджелу «Поэтому птица в неволе поет»

Esquire
Промдизайн как искусство: интервью с экспертом о настоящем и будущем 3D-печати Промдизайн как искусство: интервью с экспертом о настоящем и будущем 3D-печати

Чем привлекательна 3D-печать сегодня, и где она уместна?

Популярная механика
Конфуз Меган, танец Дианы и смех Кейт: самые неловкие моменты с женами принцев Конфуз Меган, танец Дианы и смех Кейт: самые неловкие моменты с женами принцев

Члены королевской семьи не застрахованы от курьезных ситуаций

Cosmopolitan
Топ-7 зимних хоррор-видеоигр Топ-7 зимних хоррор-видеоигр

Эти видеоигры доказывают, что зима может быть крайне неуютным временем года

Популярная механика
Порезал руку - и доиграл! ДиКаприо и другие актеры, получившие травмы в кадре Порезал руку - и доиграл! ДиКаприо и другие актеры, получившие травмы в кадре

Порой экстремальные сцены с битвами и гневом — это импровизация актеров

Cosmopolitan
Открыть в приложении