Промдизайн как искусство: интервью с экспертом о настоящем и будущем 3D-печати
Чем привлекательна 3D-печать сегодня, где она уместна, а где ее применение пока бессмысленно? Каковы технические рамки этой технологии, и есть ли они вообще? Мы пришли к промдизайнерам из конструкторского бюро “Карфидов Лаб” и поговорили о 3D-печати с его сооснователем Дмитрием Васильевым.
Дмитрий, у “Карфидов Лаб” есть несколько проектов, связанных с созданием 3D-принтеров. Выходит, старая шутка про печать 3D-принтера на 3D-принтере уже не актуальна?
Нет, на самом деле в этой шутке есть доля правды. Конечно, периодически появляются идеи высадить колонию на Марс, отправить туда несколько 3D-принтеров, чтоб они распечатали несколько новых 3D-принтеров…и так далее. Ведь многие принтеры сейчас очень просты, а детали от них полностью взаимозаменяемы.
Если серьезно, для наших проектов и собственных производственных нужд мы используем покупные решения, тут мы ничего не изобретаем. У нас в арсенале есть российские 3D-принтеры, есть те, которые собираются из покупных “китов”, плюс стоит аппарат компании Formlabs, который работает по технологии SLA.
"Карфидов Лаб" использует модель Form 3 от ведущего мирового производителя 3D-принтеров - Formlabs. Этот 3D-принтер использует запатентованную технологию Low Force Stereolithography - усовершенствованную и более точную разновидность SLA-печати.
Что же касается проектирования и изготовления принтеров для заказчиков, то у нас действительно было несколько таких проектов. Один из них для российского стартапа, которому мы делали концептуальный дизайн их системы печати полимерным композитным материалом, проектировали самый первый опытный образец, изготавливали и тестировали его. После корректировок он был запущен в серию. Для них мы сделали серию 3D-принтеров формата А4, А3 и A2. Первоначально изготавливался формат А4, т. к. необходимо было первым изготовить его к выставке. После чего уже на его основе создавались А3 и А2 – благодаря унифицированным деталям, он создавался быстрее. Еще с ними был проект большого промышленного 3D-принтера соответствующих размеров на базе роботизированной руки. Технология, в принципе, такая же, это печать полимерным композитным материалом, который внутри армирован непрерывной углеродной нитью. Сейчас, насколько мне известно, у них такой принтер запущен в серию. Причем, продается он не только в России, но и за ее пределами.
А можно поподробнее про технологию SLA?
Как раз один из наших принтеров работает по этой технологии. SLA-печать позволяет добиваться гораздо большей повторяемости, более высокой точности поверхности, лучшей гладкости изготавливаемой детали. Допуски и погрешности в разы меньше по сравнению с технологией FDM.
Что нам особенно нравится - это вариабельность по части используемых материалов. В модельном ряду Formlabs мы можем выбрать, например, самый прочный полимер, еще там есть эластичные и высокотемпературные полимеры. Последние мы использовали в одном из наших проектов. По техзаданию требовалось использование пищевых пластиков в сочетании с высокой температурой, и у Formlabs как раз в линейке материалов такой полимер есть. У традиционных FDM-принтеров подобного разнообразия нет, для них набор материалов сильно ограничен.
Сама технология SLA заключается в том, что при изготовлении используется материал в жидкой форме, на поверхность которого попадает лазерный пучок, и когда этот полимер засвечивается, он твердеет. Лазер, бегая по нужному контуру слой за слоем, выращивает деталь.
В Formlabs Form 3 применена технология LFS, при которой используется эластичный резервуар и линейное освещение. Высокую, даже по сравнению с SLA-печатью, точность обеспечивает, в том числе, блок обработки света LPU c компактной системой линз и зеркал.