Дискуссию о преподавании истории продолжает Леонид Кацва

ДилетантИстория

Клио на баррикадах

Дискуссию, начатую в прошлом номере журнала статьёй помощника президента РФ Владимира Мединского, продолжает учитель истории с 40-летним стажем, почётный работник образования, победитель конкурса лучших учителей в рамках ПНПО «Образование», член совета Вольного исторического общества, автор учебников и пособий по истории Леонид Кацва.

Леонид Кацва

Лауреат премии имени Егора Гайдара в номинации «За выдающийся вклад в области истории» Леонид Кацва. 22 ноября 2018 года

В статье В. Р. Мединского есть слова, под которыми с удовольствием подпишется любой российский педагог: «Освободите учителя от бесконечной бюрократической отчётности. Дайте школе максимальную свободу в выборе формы — как лучше и эффективнее донести знания детям». Поистине золотые слова! Прозвучали бы они в качестве руководящего указания в официальном письме помощника президента и председателя РВИО в Министерство просвещения, Рособрнадзор или Департамент образования города Москвы, буквально замучившие учителей мелочными инструкциями и бесконечными проверками, — цены бы им не было! Вместо этого большой государственный человек предпочитает публиковать свой горячий призыв в популярном массовом журнале «Дилетант». К кому же он обращается? Разве бюрократическую отчётность навязывает школам общественность? 

К сожалению, разумные идеи, высказанные в статье, часто играют роль красивой обёртки, противоречащей содержанию. Кто же станет возражать против того, что в школе следует воспитывать «сложного человека», а для этого — «перестать мелочно управлять школьным процессом обучения истории»? Да только никак это не стыкуется с ограничением числа школьных учебников. Ни в бытность министром культуры, ни на своём нынешнем посту В. Р. Мединский против такого ограничения не возражал. Он и сейчас полагает, что достаточно отобрать «лучшие линейки учебников (их на сегодня — всего три-четыре, и вряд ли нужно больше)». Но, во-первых, к действующим линейкам учебников у профессионального сообщества масса претензий, ибо они, увы, далеко не лучшие. Во-вторых, что гораздо важнее, в нашей немаленькой стране существует множество типов школ с совершенно разным по уровню подготовленности и познавательным интересам контингентом детей, с разными по методическим подходам и просто по темпераменту учителями. Не идеология, а методика обучения и воспитания требуют использования разных учебников. Разных по степени подробности, по насыщенности учебного текста, по характеру методического аппарата, по организации деятельности учащихся. Ограничение числа учебников, на мой взгляд, является ошибкой, сделанной исходя из ложно понятых идеологических задач. Ошибкой, решительно препятствующей воспитанию «сложного человека».

Нельзя не согласиться с размышлениями В. Р. Мединского о пользе синхронного изучения истории, с тем, что историю отечества следует изучать, «постоянно сравнивая её параллельно с историей всемирной». Жаль только, что председатель РВИО не знает, что это предложение давно реализовано в реальной школьной практике: в течение каждого учебного года, за исключением 5-го класса, в котором изучается история Древнего мира, на уроках истории рассматриваются события и всеобщей, и российской истории. Во многих школах учителя давно уже не делят эти курсы по полугодиям, а изучают их синхронно-параллельно, так, чтобы каждый период российской истории рассматривался на фоне аналогичного периода истории зарубежной. По-видимому, незнание этого объясняется тем, что сам В. Р. Мединский никогда в школе не работал. Но вот референтам своим пусть поставит на вид.

Урок истории в московской школе №1907. 27 февраля 2004 года

Более спорным является призыв уйти от европоцентричности, так как, несмотря на очевидное возрастание роли Востока в современном мире, и сама Россия принадлежит всё же к христианской европейской цивилизации, да и важнейшие достижения общемировой цивилизации связаны всё же именно с Европой. Наиболее развитые страны Востока, сохраняя национальную культуру, в то же время сами ощутимо становятся «Западом». Это проявляется не только в заимствовании внешних атрибутов (всё же не случайно премьер-министр Японии в официальной обстановке носит классический европейский костюм, а не кимоно), но и в том, что вне европейского мира постепенно неуклонно распространяются сформулированные европейскими мыслителями политические идеи свободы, равноправия, демократической организации общества, выборности и сменяемости власти.

Впрочем, В. Р. Мединский настаивает на отказе от европоцентричности не в научных, а в сугубо идеологических целях: «такое изучение истории… позволит нам, не лакируя прошлое, в то же время не порождать новой чаадаевщины, ущербного ощущения собственной исторической неполноценности, синдрома “отставания от цивилизованного мира”».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Петен: гордость Франции и символ предательства Петен: гордость Франции и символ предательства

До 1940 года Петен считался национальным героем, а после — гнусным изменником

Дилетант
Что такое блуждающий нерв и зачем вам что-то о нем знать Что такое блуждающий нерв и зачем вам что-то о нем знать

Возможно, этот нерв – ключ к лечению болезней

GQ
От «мира любой ценой» до мировой войны От «мира любой ценой» до мировой войны

Мюнхенский договор 1938 года оказался безуспешной попыткой предотвратить войну

Дилетант
Закрученный сюжет Закрученный сюжет

Альтернативная система домашнего ухода за кудрями

Tatler
Семь главных шагов к вершине власти Семь главных шагов к вершине власти

На пути к положению принцепса Октавиан использовал хитрость и коварство

Дилетант
«Судебник Владимира Гусева» и держава Ивана III «Судебник Владимира Гусева» и держава Ивана III

История судебника Ивана III

Наука и жизнь
Разведка доложила точно Разведка доложила точно

Есть мнение, что агентурная сеть сыграла определяющую роль в Курской битве

Дилетант
Что будет, если ездить с затертыми номерами. Юристы все объяснили Что будет, если ездить с затертыми номерами. Юристы все объяснили

Удастся ли обмануть инспектора и дорожные камеры, если стереть краску с номера?

РБК
Подлинная история д’Артаньяна Подлинная история д’Артаньяна

Жизнь д’Артаньяна точно нельзя назвать скучной

Дилетант
Эффективные упражнения на пресс: описание, видео, советы Эффективные упражнения на пресс: описание, видео, советы

Рассказываем, как сделать пресс сильным и рельефным, не выходя из дома

РБК
Наследие Орды в русском языке Наследие Орды в русском языке

Откуда в русском языке огромное количество тюркских слов?

Дилетант
10 главных фильмов года. Выбор Дмитрия Барченкова 10 главных фильмов года. Выбор Дмитрия Барченкова

Наиболее заметные и симптоматичные киноленты 2020 года

СНОБ
Два герцога: Ришельё против Бэкингема Два герцога: Ришельё против Бэкингема

Противостояние Англии и Франции в XVII веке — это ещё и противостояние министров

Дилетант
Директор петербургского Манежа Павел Пригара — о свободе и реальности Директор петербургского Манежа Павел Пригара — о свободе и реальности

Директор Манежа о том, как музеям искать свое место в мире

РБК
Наполеон: в императоры из республиканца Наполеон: в императоры из республиканца

Диктатура Наполеона слишком изменила и страну, и народ

Дилетант
Александр Вольтман и Алексей Никульшин Александр Вольтман и Алексей Никульшин

Холсты Ильи Гапонова, пижамы Dries Van Noten и портниха из МВД

Собака.ru
Против империи Против империи

Имам Шамиль — лидер, благодаря которому жил Северо-Кавказский имамат

Дилетант
Алкогений: Гарик Сукачев Алкогений: Гарик Сукачев

«Москва, я твой пьяный ребенок»

Maxim
Альянсы и союзы Альянсы и союзы

Вторая часть ответов на вопросы об альянсах союзников против нацистской Германии

Дилетант
Как объяснить ребенку, что такое экономика Как объяснить ребенку, что такое экономика

Как научить ребенка пользоваться деньгами

СНОБ
Сахаров: портрет на фоне эпохи Сахаров: портрет на фоне эпохи

Что заставило академика Сахарова вступить в противостояние с политбюро и КГБ?

Дилетант
Почему отправлять готовые поздравления — не лучшая идея Почему отправлять готовые поздравления — не лучшая идея

Почему далеко не все рады готовым поздравлениям и стоит ли их посылать?

Psychologies
Великое нашествие Великое нашествие

Вторжение монголов обратило русских государей в деспотов ордынского типа

Дилетант
Забытый автор памятника Екатерине II в Моршанске Забытый автор памятника Екатерине II в Моршанске

Кто же таинственный создатель моршанского бюста Екатерины II?

Наука и жизнь
Верные слуги короля Верные слуги короля

С XVII века королевские мушкетёры стали привилегированными войсками

Дилетант
Линии огня Линии огня

О важности выстраивания и защиты личных границ

Cosmopolitan
Дядька императора Дядька императора

В Российской империи воспитание царских отпрысков было делом политическим

Дилетант
Ингеборга Дапкунайте: «Неужели я буду играть по-другому, если в зале сидит 25 человек, а не 100» Ингеборга Дапкунайте: «Неужели я буду играть по-другому, если в зале сидит 25 человек, а не 100»

Ингеборга Дапкунайте – о том, зачем помогать хосписам и как справляться с гневом

GQ
Монарх под видом демократа Монарх под видом демократа

Октавиан Август не стал повторять ошибок Цезаря

Дилетант
С Нового года С Нового года

Некоторые читательницы начали худеть сразу после Нового года

Худеем правильно
Открыть в приложении