1951: прощание с «Москвой»
Не успела мотопромышленность СССР встать на ноги, как понесла ещё одну утрату.
Московский мотозавод в начале 50‑х годов был одним из лучших в системе Главмотовелопрома: предприятие выполняло и перевыполняло план, занималось модернизацией своей продукции, повышая качество при одновременном снижении себестоимости, освоило массовое производство спортивных мотоциклов.
Увы, добром это не кончилось. На этот замечательный завод обратило внимание Министерство промышленности средств связи (МПСС), которое подыскивало производственную площадку для изготовления систем радиоуправления для зенитных ракет В-300 для систем ПВО Москвы. Постановлением Совета министров СССР от 28 июня 1951 года завод был передан этому министерству, а всё оборудование для производства мотоциклов (240 единиц) отправилось на Минский велозавод, который по этому случаю был переименован в Минский мотовелозавод (ММВЗ). Полностью изготовление мотоциклов М-1А, включая двигатели, удалось освоить в Минске лишь в декабре 1951 года. В том году ММВЗ выпустил 3006 мотоциклов – в основном из московской «незавершёнки». Кстати, довольно долго на бензобаках выпущенных в Минске мотоциклов красовалась надпись «Москва» – поскольку она была выдавлена штампом, то изменение этого элемента оказалось долгим делом. Чертёж шрифта надписи «МИНСК» был подписан лишь 24 октября 1952 года, а чертёж бензобака с новой надписью – 21 июля 1953 года.
Для нашей мотопромышленности ликвидация Московского мотозавода обернулась потерей сильнейшего после ЦКЭБ конструкторского коллектива. Чтобы понять его потенциал, достаточно посмотреть на разработки ММЗ первой половины 1951 года. Это кроссовый мотоцикл М1В с передней телескопической вилкой, задней маятниковой подвеской и форсированным до 7 л.с. двигателем. Рекордный мотоцикл М1К, у которого за счёт наддува и жидкостного охлаждения мощность 125‑кубового двухтактного двигателя была повышена до 16,5 л.с. Гоночный мотоцикл М1Щ с четырёхтактным верхневальным двигателем, развивавшим мощность 12–14 л.с. Увы, доводить до ума эти разработки в Минске при отсутствии опыта было просто некому. Ведь если при ликвидации Горьковского мотозавода несколько сотен человек охотно переехали в Киев, то желающих покинуть Москву ради Минска не нашлось. Ведущий конструктор ММЗ Игорь Окунев перешёл на работу на Московский завод малолитражных автомобилей (будущий АЗЛК), где он впоследствии разработал очень удачный двигатель модели «Москвич-412».
На Киевском мотозаводе готовились к освоению производства М-72. В декабре 1951 года с конвейера сошёл последний «Киевлянин» К-1Б. За шесть лет завод изготовил 29 065 этих лёгких мотоциклов. Производство трициклов для инвалидов К-1В продолжалось ещё год, но, поскольку цеха по изготовлению двигателя и трансмиссии необходимо было освобождать для выпуска агрегатов М-72, то в 1951 году заводу пришлось сделать двойное количество силовых агрегатов – на текущее производство и так называемый «переходной запас». Кстати, выпуск трёхколёсных «инвалидок» в 1951 году почти сравнялся с выпуском двухколёсных мотоциклов: завод изготовил 7275 К-1Б и 7114 К-1В.