Долгожданный Spotify. Как шведский сервис изменил музыкальную индустрию и что значит его приход в Россию
16 июля в России после долгих ожиданий запустился Spotify. Создатели приложения считают себя людьми, изменившими музыку и избавившими ее от пиратства, музыканты наоборот протестуют против сервиса, а пользователи просто радуются готовым плейлистам. Forbes Life рассказывает, что сделал Spotify для индустрии — и насколько ценен для инвесторов
В начале этого года The Guardian отметили, что подходит к концу эпоха владения музыкой — и окончательно наступило время доступа к ней. Владение музыкой чаще всего подразумевает если не физическое ее воплощение в форме компакт-дисков, кассет и винила, то как минимум каталогизацию всей аудиобиблиотеки по папкам компьютера, тщательно разобранную по алфавиту, жанрам или году издания. Несмотря на то, что огромное количество людей все еще пользуется таким подходом к собирательству музыки, в массовом сознании этот вариант уже сходит на нет — и стриминг-сервисы предоставляют доступ к музыке, чаще всего по подписке. В библиотеках стриминг-сервисов нет всей музыки мира (ее практически невозможно собрать в одном месте) — но все чаще встречается и мнение, что если музыку нельзя сейчас найти в пару кликов, то ее будто бы и нет. Однако возможности и правда кажутся практически безграничными — главное, вовремя заплатить за подписку.
Платить требуется не везде — запустившийся на этой неделе в России Spotify предпочитает использовать модель, по которой люди могут пользоваться сервисом бесплатно, однако в этом случае они будут слушать рекламу между треками, не смогут переключать треки более шести раз за час, а также пользоваться функцией «радио», в которой к альбому, исполнителю или песне подбираются похожие музыканты. Такая тактика приносит все больше новых пользователей — на март этого года из 286 млн подписчиков за премиум-подписку платят 130 млн. К тому же компания время от времени увеличивает количество функций, доступных по бесплатной подписке, чтобы держать конкуренцию с остальными сервисами по потоковому воспроизведению музыки.
Бесплатное — не значит пиратское
С самого начала для шведской компании Spotify было важно позиционировать себя как сервис, которым можно пользоваться бесплатно. В 2009 году один из сооснователей компании, Даниэль Эк, сказал: «Мы хотели создать полностью легальный музыкальный сервис, находящийся на уровне пиратских сайтов — или даже лучше их, — и дающий пользователям доступ ко всей музыке в мире бесплатно». По поводу пиратства Эк точно знает, о чем говорит — для запуска Spotify он позвал в разработку Людвига Стригеуса, создателя торрент-клиента μTorrent. А сам Эд когда-то занимался покупкой серверов, на которых хранились записанные для дальнейшего слива в интернет телепередачи.
Насчет «всей музыки мира» можно поспорить, но с точки зрения Эка это действительно близко к правде — точно так же как Netflix, который сейчас большое количество своей прибыли выделяет на договоры со студиями по поводу показа их контента, Spotify тратит ее на выплаты мейджор-лейблам (Warner, Sony, Universal) и концерну Merlin, объединяющему несколько тысяч независимых лейблов, чтобы «крутить» их музыку у себя. Благодаря последним подписанным контрактам мейджор-лейблы могут влиять на политику создания плейлистов, а также не давать доступ к некоторым своим альбомам в бесплатном режиме — но самое важное, что большая часть дохода остается у них, а не идет артистам.