Как начиналось серийное производство спортивных мотоциклов в СССР

МотоАвто

1948: за советский спорт

Мотоциклетная промышленность СССР продолжала расти – и начала серийное производство спортивных мотоциклов.

Текст Александра Воронцова

В начале 1948 года Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта принял решение: отныне в спортивных соревнованиях и рекордных заездах на территории СССР могут участвовать только мотоциклы советского производства. Значение этого постановления и для нашего спорта, и для развития нашей мотопромышленности трудно переоценить.

Начнём с плюсов. Теперь спортсмены были поставлены в более-менее равные условия: исчезла фора для обладателей иностранной гоночной техники (в 1946–1947 годах почти все чемпионаты были выиграны на иномарках). Мотозаводы, получив строгие указания Главмотовелопрома, развернули серийное производство спортивных мотоциклов – счёт вскоре пошёл на десятки машин.

Производство мотоциклов в СССР в 1947 году

Теперь про минусы. Конечно, и десятков мотоциклов на всех не хватало. Сразу же сложились три касты спортсменов. Первая – гонщики из богатых клубов и заводских команд, которые получали сделанную на заказ технику либо машины мелкосерийного производства. Например, сразу стало ясно, что у более-менее массового ИЖ-350‑С нет никаких шансов против М-35, коих было сделано всего два десятка. Поэтому пришлось принять экстравагантное решение: к массовым мотокроссам спортивные мотоциклы не допускались! Причём понятие «спортивный» раздавалось довольно произвольно: М-35 спортивным считался, а ИЖ-350‑С – нет!

Вторая каста – те спортсмены, которым доставались выпущенные на мотозаводах серийные спортивные мотоциклы. И третья, самая многочисленная – те, кто самостоятельно переделывал стандартные дорожные мотоциклы. Книги по мотоциклам той поры пестрят советами по приспособлению М1А или М-72 для спортивных трасс.

Конечно, гонщики хитрили как могли. Не случайно в те годы отмечен прямо‑таки всплеск технического творчества. И, хотя правила были строги и комиссии боролись с использованием даже импортных комплектующих, порой они закрывали глаза на то, что в самоделке именитого спортсмена явственно проступали черты BMW или NSU…

Увы, запрет на использование импортной техники привёл к снижению конкурентной борьбы конструкторов. Зачем стараться, если соревноваться предстоит с самим собой? Да и как создавать совершенные гоночные машины, если родная неповоротливая промышленность не спешит исполнять заказы на изготовление специальных шин, свечей и карбюраторов? Через десяток лет это приведёт к тому, что наших ведущих мотоспортсменов придётся пересаживать на технику чешского производства.

Но нет правил без исключений. Спроектированный в Германии немецкими конструкторами, изготовленный руками немецких рабочих мотоцикл, в котором не было ни одной детали советского производства, тем не менее считался советским и на этом основании имел полное право принимать участие в местных соревнованиях. Речь, конечно, про ГК-1, плод КБ-10 из города Хемниц. Поскольку эта организация была подчинена Главмотовелопрому, то и её продукция, получалось, под запрет импорта не попадала. В первой половине 1948 года четыре изготовленные в Германии машины (три 350‑кубовые и одну 250‑кубовую) привезли в СССР: две на Московский мотозавод (который как бы «крышевал» КБ-10) и по одной в спортклубы «Трудовые резервы» и «Динамо». И началось… Двигатели с противоположно движущимися поршнями славятся хроническими прогарами выпускных поршней. Конструктор и гонщик Московского мотозавода Игорь Иванович Окунев, который взял шефство над доработкой этих машин, колдовал с составом топливной смеси, регулировкой карбюратора, формой дефлекторов для впускного ресивера – и всё равно, по его воспоминаниям, извёл целый ящик запасных поршней. В конце концов он нашёл способ пройти дистанцию: временно выключать кнопкой зажигание для дополнительного охлаждения прокачанной через цилиндры смесью.

Советско-германский ГК-1.

Впрочем, КБ-10 занималось не только гоночными мотоциклами. В том же 1948 году оно разработало два дорожных мотоцикла класса 350 см³ – С-5‑М и С-6‑М. «Шестёрка» стала развитием мотоцикла ИЖ-350: такая же ходовая часть, с добавлением свечной задней подвески, и оригинальный двигатель – двухцилиндровый, двухтактный, мощностью 13 л.с. Два цилиндра отлиты в одном блоке, но с просветом между цилиндрами для лучшего охлаждения.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бандитское семейство Бандитское семейство

Как с возрастом себя чувствует последний из «Бандитов» Suzuki?

Мото
12 заповедей идеального босса 12 заповедей идеального босса

Марафон полезных советов, которые сделают тебя королем офиса

Maxim
Автомобили Автомобили

Рекорды мощности, внимание к деталям и всеобщая цифровизация лучших автомобилей

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Самые быстрые супербайки планеты Самые быстрые супербайки планеты

6 супербайков, которые способны ехать значительно быстрее всех автомобилей

GQ
Открытие памятника Сталину Открытие памятника Сталину

Идея поставить памятник советскому вождю в Праге возникла в 1949 году

Дилетант
«Время кризиса — время повышать эффективность» «Время кризиса — время повышать эффективность»

Каковы перспективы проектов в рамках делового сотрудничества России и Германии

РБК
«Если ребенок — наркоман». Советы матерям «Если ребенок — наркоман». Советы матерям

Что делать матери, если ее взрослый ребенок — наркоман или алкоголик?

Psychologies
Синяя или зеленая: Зои Салдана и ее невероятные перевоплощения на экране Синяя или зеленая: Зои Салдана и ее невероятные перевоплощения на экране

Зои Салдана — талантливая актриса, которая еще не достигла карьерного пика

Cosmopolitan
«Есть отрасли, в которые сейчас не верят»: как банки усложняют компаниям доступ к деньгам в кризис «Есть отрасли, в которые сейчас не верят»: как банки усложняют компаниям доступ к деньгам в кризис

Российский бизнес во время пандемии столкнулся с новыми проблемами

Forbes
Как правильно бриться станком: преимущества разных видов и пошаговая инструкция Как правильно бриться станком: преимущества разных видов и пошаговая инструкция

Пора освоить этот необходимый скилл

Playboy
Что такое энзимная косметика и кому она подойдет Что такое энзимная косметика и кому она подойдет

Почему энзимная косметика так быстро набирает популярность?

Psychologies
Процесс для президента: почему Кирилл Серебренников получил условный срок Процесс для президента: почему Кирилл Серебренников получил условный срок

Приговоры по делу «Седьмой студии» — результат компромисса разных групп влияния

Forbes
Открыть огонь! Открыть огонь!

Приготовление кебаба — почти священнодействие

Вокруг света
Почему меня возбуждают очкарики? Почему меня возбуждают очкарики?

Их выбор неизменно останавливается на мужчинах в очках

Psychologies
Живу с мужем, но мечтаю о других Живу с мужем, но мечтаю о других

Что такое комплекс Рыцаря и Негодняя, как он влияет на семейную жизнь?

Psychologies
Седьмой шейный позвонок: где живет воля? Седьмой шейный позвонок: где живет воля?

Точка Да Чуэй позволяет воздействовать на волю и энергию

Psychologies
Панцири морских черепах оказались домом для тысяч микроскопических животных Панцири морских черепах оказались домом для тысяч микроскопических животных

Черепаший панцирь помогает живым существам расселяться по океанам

N+1
Ирина Актуганова Ирина Актуганова

Ирина Актуганова сделала первую в России постоянную сайнсарт-экспозицию

Собака.ru
5 костюмов Музея Большого театра 5 костюмов Музея Большого театра

Пять историй о сценических костюмах легендарных артистов

Культура.РФ
У западного побережья Гренландии обнаружили коралловые сады У западного побережья Гренландии обнаружили коралловые сады

У западного побережья Греландии обнаружили богатые жизнью экосистемы

N+1
Поэт, романтик, рыцарь и идеалист Поэт, романтик, рыцарь и идеалист

Мы поговорили с музыкантом Loc-Dog о том, что всё не так легко, как кажется

OK!
Рискнуть за счет государства Рискнуть за счет государства

Почему российский венчур находится не в лучшей форме?

Эксперт
«Детские» русские традиции «Детские» русские традиции

Как можно было «застричь язык» ребенку и кому дарить подарок на первый зубик?

Культура.РФ
Непобедимая коррупция: во сколько она обходится обществу и как ее лечить Непобедимая коррупция: во сколько она обходится обществу и как ее лечить

Коррупция — это серьезная проблема для многих стран мира

Forbes
Большая корпорация или маленький бизнес: какая работа подходит тебе по характеру Большая корпорация или маленький бизнес: какая работа подходит тебе по характеру

Займись тем, что тебе нравится, там, где тебе будет комфортно работать

Cosmopolitan
«Мам, посмотри на меня!»: дети рассказывают, как с ними (не) надо играть «Мам, посмотри на меня!»: дети рассказывают, как с ними (не) надо играть

Мы не всегда понимаем, что детям от нас нужно

Psychologies
Недолго и несчастливо: почему женатые люди получают не больше удовольствия от жизни, чем одинокие и свободные Недолго и несчастливо: почему женатые люди получают не больше удовольствия от жизни, чем одинокие и свободные

Отрывок из книги «Год без мужчин. Чему я научилась без свиданий и отношений»

Forbes
Конец «путинского большинства»: о чем на самом деле говорится в докладе группы Белановского Конец «путинского большинства»: о чем на самом деле говорится в докладе группы Белановского

О докладе социологов, предсказавший рост в России протестных настроений

Forbes
Мои четыре колеса, или Почему некоторые так привязываются к своим машинам Мои четыре колеса, или Почему некоторые так привязываются к своим машинам

Автомобиль для многих становится не просто средством передвижения

Psychologies
20 000 лье над водой: история летающей подводной лодки 20 000 лье над водой: история летающей подводной лодки

Гениальная идея военных инженеров, которая не может спуститься с небес на землю

Maxim
Открыть в приложении