Премия как зеркало московской архитектуры
В столице состоялось награждение лауреатов Архитектурной премии Москвы. Ее итоги позволяют судить о современных трендах в этой области
Архитектурная премия Москвы проводится при активном участии Москомархитектуры, ее вручает лично мэр Сергей Собянин. В этом году в 12 номинациях было заявлено 178 проектов. Концепция конкурса довольно необычна: как правило, жюри оценивает уже построенные здания, но в данном случае между собой соперничают архитектурно-градостроительные решения — точнее, утвержденные правительством проекты. Речь идет о зданиях, которые, если все сложится удачно, будут возведены в ближайшем будущем — в 2027–2028 годах.
Фон нынешней премии — новая столичная система принятия архитектурных и градостроительных решений. В ее центре — Сергей Собянин, который перевел управление архитектурой в ручной режим. Градоначальник лично одобряет строительство не только новых комплексов, но даже отдельных домов. «К архитектурному облику каждого здания, которое строится в Москве, сегодня предъявляются особые требования. Эти требования будут только усиливаться», — отметил Сергей Собянин при вручении премии. Однако вкусы мэра не вполне понятны даже активно практикующим в столице архитекторам. Поэтому премию можно рассматривать как попытку угадать, что же понравится двум начальникам — мэру и главному архитектору Москвы Сергею Кузнецову.
Небоскребы и передвинутые заводские корпуса
Первая и, по сути, главная номинация конкурса — высотные здания. Это объяснимо: дома в столице становятся все более многоэтажными. На звание лучшей высотки в этом году номинировалось 14 проектов. Для сравнения: в большинстве номинаций число претендентов не превышало пяти, а в некоторых («Музеи», «Дорожные объекты», «Промышленность») и вовсе был всего один конкурсант.
Лучшим проектом эксперты признали жилой комплекс арт-группы «Камень» в 3-м Сетуньском проезде — две башни в 34 и 49 этажей, соединенные мостом на высоте 80 метров над землей. В центральной части моста должна разместиться досуговая инфраструктура для жильцов. Небоскребы с высотным мостом — сложное и дорогое решение, таких зданий в Москве еще не было.
«Я готовился к долгой презентации, хотел показать концепцию в подробностях. Но пара вопросов — и все: проект был одобрен главным архитектором города Сергеем Кузнецовым секунд за пятнадцать. Наверное, сказалась редкая типология: креативный кластер», — шутит основатель студии IND Аrchitects Амир Идиатулин, победивший в другой номинации с технопарком «Густав». Типология действительно редкая: большая часть столичной застройки — это жилье. Но кроме нестандартного назначения у «Густава» весьма эффектное архитектурное решение, основанное на контрасте между дореволюционными промышленными кирпичными зданиями и современными кварталами. При погружении в проект обнаруживаются еще два интересных момента. Первый — игра с цветом. Кирпичные здания в советский период были выкрашены в зеленый. В новом проекте обыгрываются сразу два исторических цвета: дореволюционные здания возвращаются к исходному красному кирпичу, а новая застройка градиентно выкрашивается вокруг