Торговые сети приспосабливаются к изменению потребительского поведения

АгроинвесторБизнес

Акцент на разумную бережливость

Производители и торговые сети приспосабливаются к изменению потребительского поведения

Галина Денисова

Shutterstock

В 2024 году уровень реальных доходов населения продолжил увеличиваться, однако активно дорожающие товары и услуги не позволяют потребителю покупать больше. Наоборот, приходя в супермаркет, люди все внимательнее относятся к тому, чем наполняют свою продуктовую корзину. При этом экономить на качестве и необходимом ассортименте покупатели не готовы. Поставщики товаров и ритейл, реагируя на данный тренд, ищут возможности удовлетворить потребителя без ущерба для бизнеса.

По данным Росстата, на фоне роста цен на продукты питания в четвертом квартале завершившегося года индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения России, снизился до –9 % с –7 % по итогам июля — сентября. За январь — ноябрь 2024-го в сравнении с таким же периодом 2023-го продовольствие в среднем подорожало на 9 %. Среди лидеров роста за 11 месяцев — куриные яйца, сливочное масло, плодоовощная продукция, курица, хлебобулочные изделия и рыба (см. график на стр. 34). Стоит отметить, что в сегменте непродовольственных товаров похожими темпами дорожали только медикаменты (+11 % к показателю 2023 года), строительные материалы (+8 %) и бензин (+7,7 %). Однако остальные группы товаров увеличились в стоимости гораздо меньше — на 2–5 %.

Традиционного удешевления овощей из «борщевого набора» после сбора урожая из-за его сокращения тоже не произошло. В ноябре к октябрю цена репчатого лука поднялась на 19 %, картофеля — на 17,6 %, белокочанной капусты — на 16,1 %, столовой свеклы — на 10,4 %, моркови — на 5,7 %. Сезонно подорожали и другие овощи: огурцы — на 42,6 %, а помидоры — на 22,8 %. Все это усилило курс массового потребителя на разумную бережливость.

Согласно оценке исследовательского холдинга РОМИР, 39 % россиян тратят на продукты питания от 30 до 50 % общего объема своего кошелька, а 33 % жителей страны — 50 % и более. При этом состав продуктового набора не сокращается. Центробанк объясняет тенденцию увеличением реальных доходов населения. Так, по подсчетам Росстата, реальные располагаемые денежные доходы на человека в первом квартале 2024 года по сравнению с таким же периодом 2023-го выросли на 6,4 %, во втором — на 9,8 %, в третьем — на 9,4 %.

Независимые эксперты дают еще одно объяснение: россияне (кроме покупателей премиального сегмента) еще в 2022–2023 годах сформировали универсальный набор продуктов, необходимый для жизни домохозяйства, из которого нельзя исключить какой-либо продукт без ущерба для полноценного питания. Деликатесами же балуют себя изредка, например на новогодние праздники. А экономить жители страны предпочитают не на еде, а на дорогостоящих покупках и товарах длительного пользования, отдыхе и развлечениях. Согласно данным РОМИР, готовность экономить на этих категориях в 2024 году выразили 44 % россиян. Выводы исследовательской компании подтверждает октябрьский опрос HeadHunter, согласно которому регулярные траты на еду остаются наиболее значимой частью бюджета для 91 % респондентов.

Тенденция массового сегмента

Большинство экспертов считают, что тренд на бережливую покупательскую стратегию долгосрочный. Он может слегка видоизменяться по форме (акции, программы лояльности, дискаунтеры), но по сути сохранится, так как является общемировой практикой. «Несмотря на позитивную динамику, потребительское поведение характеризуется рациональностью и бережливостью, что проявляется в активном переключении между онлайн- и офлайн-каналами продаж, обусловленном как удобством, так и возможностью сравнения цен, — комментирует директор по работе с клиентами РОМИР Анастасия Сидорина. — Выбор товаров также ориентирован на рационализацию расходов, что является следствием многолетнего опыта преодоления экономических трудностей (в среднем на одного россиянина приходится семь-девять кризисов). Сокращение временноѓо горизонта планирования покупок приводит к ограничению объемов приобретаемых товаров за один визит».

Покупатели более рационально подходят к своим тратам, тщательно изучают промо-предложения в крупных торговых сетях, при этом ориентируются не только на стоимость, но и на качество и удобство, отмечает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. «Фокус на умное потребление, поиск лучших ценовых предложений и наиболее привлекательных программ лояльности ритейлеров вошли уже в привычку потребителей, став базовой поведенческой моделью», — утверждает он. Покупатели стараются максимально эффективно использовать возможности программ лояльности торговых сетей, включая кэшбек и скидки. У крупнейших ритейлеров десятки миллионов участников программ лояльности, а доля покупок с использованием карт лояльности находится в диапазоне от 65 до 96 %, приводит цифры эксперт.

Пресс-служба Х5 Group (продуктовая розничная торговая компания, управляющая торговыми сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик», «Около», «Виктория», «Красный Яр» и «Слата») подтверждает, что «бережливое потребление» превалирует, и покупатели используют разные способы экономии: есть спрос на магазины у дома и дискаунтеры, на промоакции и товары собственных торговых марок (СТМ), а также продукцию низкого ценового сегмента.

А вот в группе «Черкизово» видят некоторое снижение доли потребителей, старающихся сэкономить при покупке продовольственных товаров, что объясняют ростом доходов. Хотя в целом тренд на бережливость все же сохраняется, признает представитель компании.

Об этом же говорят и специалисты ГАП «Ресурс». «По имеющимся у нас оценкам, в 2024 году при приобретении потребительских товаров экономить стремились 60 % покупателей, тогда как в 2023-м — 64 %, — обращает внимание представитель группы. — Таким образом, можно сказать, что в поведении потребителей тренд на бережливость по-прежнему превалирует, хотя он и снижается в условиях увеличения реальных располагаемых доходов населения. Да и вообще бережливость уже стала устоявшимся поведением: практически все типы покупателей, за редким исключением — чаще всего в премиум-сегменте, так или иначе стремятся к экономии».

Среди других изменений в поведении потребителей специалисты «Ресурса» выделяют тренд на сокращение времени на приготовление пищи. Он проявляется в повышении спроса на полуфабрикаты, готовые замороженные или готовые к употреблению продукты, доставку еды из заведений общепита.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Что готовит 2024/25 сельхозгод? Что готовит 2024/25 сельхозгод?

В России стартовал новый зерновой сезон

Агроинвестор
Онлайн – место рыбное Онлайн – место рыбное

Почему кибермошенники чаще взламывают системы Android, чем iOS?

Ведомости
«Онлайн-каналы должны нести ответственность за реализацию БАДов» «Онлайн-каналы должны нести ответственность за реализацию БАДов»

О ситуации на рынке биологически активных добавок (БАД)

РБК
«Не могу остановиться»: как работают «газ» и «тормоз» сексуального влечения «Не могу остановиться»: как работают «газ» и «тормоз» сексуального влечения

Модель двойного контроля в сексе: что это такое и как она влияет на близость

Psychologies
«Лихая мода, наш тиран…» «Лихая мода, наш тиран…»

Итак, поговорим о моде в разных ее проявлениях

Знание – сила
«Всё необходимое для карри» «Всё необходимое для карри»

Как в Британии появились блюда с приправой карри

Наука и жизнь
Не дай себе замерзнуть! Не дай себе замерзнуть!

7 рабочих лайфхаков, которые помогут согреться в холода

Лиза
Любимые напитки кинозлодеев Любимые напитки кинозлодеев

Попытка погружения в тему алкогольных предпочтений злодеев вызвала у нас шок

Maxim
Аналоги YouTube в России в 2025 году: 5 альтернативных сервисов Аналоги YouTube в России в 2025 году: 5 альтернативных сервисов

Какие аналоги видеохостинга могут стать конкурентами YouTube

Inc.
Под Землей есть две «горы», которые в 100 раз выше Эвереста! Интересные факты Под Землей есть две «горы», которые в 100 раз выше Эвереста! Интересные факты

Под поверхностью Земли, глубоко в недрах, скрыты гигантские «горы», пишут ученые

ТехИнсайдер
8 главных мифов о зимнем вождении 8 главных мифов о зимнем вождении

Развенчиваем главные заблуждения о вождении зимой

Maxim
Звуковой удар Звуковой удар

Датчанин Торбен Ульрих – один из самых оригинальных игроков в истории тенниса

Ведомости
Красная и белая Красная и белая

Как выбрать качественную консервированную фасоль

Лиза
5 фактов о насилии, которые мы узнали из интервью Саши Сулим с жертвами домашних насильников 5 фактов о насилии, которые мы узнали из интервью Саши Сулим с жертвами домашних насильников

Пять фактов о домашнем насилии, которые важно знать каждому

Psychologies
Секрет паштета Секрет паштета

Паштет: критерии свежести и качества популярной закуски

Лиза
Новая модель показала, что Арктика освободится от летнего льда к середине века Новая модель показала, что Арктика освободится от летнего льда к середине века

Что повлечет за собой таяние береговых льдов в Арктике?

ТехИнсайдер
Princess S80. Чæстное мнение Princess S80. Чæстное мнение

Экстерьер, компоновка, отделка интерьера и ходовые качества Princess S80

Y Magazine
Не только словом Не только словом

Как поддержать близкого человека в трудные времена и найти правильные слова

Лиза
Питаемся по циклу Питаемся по циклу

Составляя меню, можно ориентироваться на гормональный цикл

Лиза
История призрака: 17 оригинальных фильмов о потусторонней силе История призрака: 17 оригинальных фильмов о потусторонней силе

Как кино может разнообразно трактовать и исследовать сюжеты о привидениях

Правила жизни
Полина — единственная дочь Сергея Супонева из «Зова джунглей»: как сложилась ее жизнь Полина — единственная дочь Сергея Супонева из «Зова джунглей»: как сложилась ее жизнь

Чем занимается дочь Сергея Супонева и почему она не стала заменой отцу

Maxim
Больше никакого мутного налета и жира: как отмыть стеклянные крышки кастрюль и сковород Больше никакого мутного налета и жира: как отмыть стеклянные крышки кастрюль и сковород

Как вернуть былую чистоту и блеск стеклянным крышкам?

ТехИнсайдер
От местечковой драмы до дела Бейлиса. Еврейское кино в царской России От местечковой драмы до дела Бейлиса. Еврейское кино в царской России

Еврейская культура оставалась заметной частью повседневной жизни миллионов людей

Дилетант
Альфрид Лэнгле — Forbes: «Кризис должен быть стимулом проживать жизнь по максимуму» Альфрид Лэнгле — Forbes: «Кризис должен быть стимулом проживать жизнь по максимуму»

Как справиться с чувством беспомощности? Объясняет Альфрид Лэнгле

Forbes
Тайна единорога Тайна единорога

«Дама с единорогом»: почему чувств пять, а гобеленов, посвященных им, – шесть?

Вокруг света
Границы адаптации Границы адаптации

Как повысить работоспособность космонавтов

Санкт-Петербургский университет
Страх одиночества Страх одиночества

В чем причины изолофобии и как с ней справиться

Лиза
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос

Илон Маск против Джеффа Безоса: кто успешнее осваивает космос?

Forbes
Возвращение Возвращение

Как пятиминутный разговор вырос за год в выставку «Обретенный сад»

Afternoon Seasons of life
Закупились отечественным Закупились отечественным

Госзакупки российских автомобилей выросли на 9% в 2024 г.

Ведомости
Открыть в приложении