Россия последовательно наращивает свою ледокольную группировку

МонокльHi-Tech

«Чукотка» на воде, ждем «Лидера»

Россия последовательно наращивает свою ледокольную группировку. Через десять лет ее размер и конфигурация позволят добиться уверенного и коммерчески оправданного круглогодичного использования «большого» Севморпути, от Мурманска до Владивостока, для каботажного и транзитного плавания

Александр Ивантер, Сергей Кудияров

Фото: Александр Демьянчук/ТАСС

В начале ноября на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге спущен на воду атомный ледокол «Чукотка». Ледокол будет обеспечивать круглогодичную навигацию по Северному морскому пути (СМП), работая в восточной, наиболее сложной его части. Без перезагрузки топлива «Чукотка» сможет находиться в плавании до семи лет. Однако запас провизии на корабле с экипажем в 53 человека ограничивает автономность плавания шестью месяцами.

Контракт на строительство «Чукотки» был заключен в августе 2019 года, на верфи судно заложили в декабре 2020-го. После спуска на воду «Чукотку» проведут в зону достройки, которая может занять, по текущим оценкам, еще два года. Строительство финансируется в равных долях государством и «Росатомом».

«Чукотка» стала пятым ледоколом в проекте 22220 (ЛК-60Я) ЦКБ «Айсберг» и четвертым в серии, которая строится по заказу госкорпорации «Росатом». Три ледокола этого проекта — «Арктика», «Сибирь» и «Урал» — уже работают в акватории СМП, еще один, «Якутия», готов более чем на 95% и по графику должен войти в состав «Атомфлота» (подразделение «Росатома», эксплуатирующее атомные ледоколы) до конца текущего года. «Чукотку» планируют достроить и ввести в эксплуатацию в конце 2026-го, в январе нынешнего года заложили еще одно судно проекта «четыре двойки ноль» — «Ленинград», а в следующем году заложат «Сталинград».

«Предыдущая серия атомных ледоколов — проекта 10520 — состояла из шести ледоколов и строилась более 35 лет. Такие сроки и объемы не отвечали задачам России в Арктике, поэтому в 2013 году балтийцы приступили к строительству атомных ледоколов нового поколения, — заявил генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Андрей Пучков. — Всего до 2030 года Объединенная судостроительная корпорация планирует передать семь атомных ледоколов. Это позволит сформировать костяк высокотехнологичной ледокольной группировки».

Мощь универсала

Ледоколы проекта 22220, к которым принадлежит «Чукотка», имеют ряд особенностей по сравнению со своими предшественниками. Во-первых, они значительно длиннее и несколько шире, чем машины проектов 10580 (типа «Таймыр») и 10521 («Ямал» и «50 лет Победы»), которые остаются сегодня в составе «Атомфлота» (см. таблицу). Двухреакторная ядерная установка РИТМ-200 выдает мощность на валах 60 МВт (против 55 МВт у «Ямала» и 35 МВт у «Таймыра»). Соответственно, судно имеет бóльшую ледопроходимость — на скорости 2 узла может преодолевать льды толщиной до 2,9 метра.

Увеличенная относительно предшественников ширина одноклассников «Чукотки» дает бóльшую ширину канала свободной воды в кильватере ледокола (до 36 метров) и поэтому позволяет проводить суда большего водоизмещения. В частности, в октябре этого года из Санкт-Петербурга в китайский Циндао по СМП было впервые в истории проведено судно габарита Panamax — контейнеровоз Flying Fish 1 с 40 тыс. тонн груза. Габариты судов этого класса (ширина 32 метра) «по зубам» одноклассникам «Чукотки», но не предыдущим классам ледоколов.

Изначально специалисты «ледокольного» ЦКБ «Айсберг» рассматривали несколько моделей функционала нового ледокола. Первая модель — традиционная: работа по проводке судов на основных глубоководных участках акватории СМП, позволяющих иметь осадку судна 11 метров. Вторая — работа на мелководных участках Арктики и в устьях северных рек, но тогда осадка судна не должна превышать 8–8,5 метра. В результате проектировщики остановились на нетривиальной схеме строительства двухосадочного ледокола. «Чукотка» и ее одноклассники по проекту 22220 — универсалы, способные менять глубину осадки, заполняя или откачивая воду из специальных балластных цистерн на борту. Причем процесс «смены формы» занимает не более четырех часов.

Сбрасываем импортный балласт

Россия — исторический и безусловный лидер в части ледокольного флота. В нашей стране появился первый в мире ледокол («Ермак», 1899 год). У нас же появился первый в мире атомный ледокол («Ленин», 1959 год), и до сих пор Россия остается единственной страной в мире, строящей и эксплуатирующей атомные ледоколы.

Сейчас Россия располагает самым большим в мире флотом действующих ледоколов — 84 единицы, включая семь атомных. Половина ледокольного флота — 42 судна — имеет ледовый класс выше среднего (Arc6 — Arc9). Для сравнения: у располагающей обширной арктической акваторией Канады 24 ледокола (и ни одного атомного), у Финляндии — 11, у Китая — 8, у США — 7.

Однако серьезной родовой слабостью нашего ледокольного флота была довольно высокая зависимость от зарубежных поставщиков. Так, первенец нашего ледокольного флота «Ермак» был построен на британской верфи Armstrong Whitworth. Из 42 ледоколов Arc6 — Arc9 23 были построены на зарубежных верфях — в Финляндии, Швеции, Германии.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Почему отпечатки наших пальцев уникальны Почему отпечатки наших пальцев уникальны

Откуда берутся рисунки на наших пальцах и что делает их такими уникальными

Maxim
Больше, чем любовь Больше, чем любовь

Как выстроить надежные и согревающие отношения с близкими?

Psychologies
Подвести черту: почему важно не затягивать с разделом имущества при разводе Подвести черту: почему важно не затягивать с разделом имущества при разводе

Почему отложенный раздел имущества после развода может стать проблемой?

Forbes
Река невидимой мощи – контактная сеть Река невидимой мощи – контактная сеть

На железной дороге не обойтись без систем СЦБ и рельсовых цепей

Наука и техника
Чем гиперзвук отличается от суперзвука: то, что вы давно хотели знать, но стеснялись спросить Чем гиперзвук отличается от суперзвука: то, что вы давно хотели знать, но стеснялись спросить

Есть ли скорость еще более высокая, чем гиперзвуковая?

ТехИнсайдер
6 правил хорошего брака 6 правил хорошего брака

Какие привычки повышают шансы на то, что вы будете жить вместе долго и счастливо

Psychologies
Чемодан без ручки Чемодан без ручки

Ситуации, в которых отношения обречены

Лиза
Цвет и его имя Цвет и его имя

В каком порядке народы приобретали чувствительность к цветам спектра?

Знание – сила
Сказка о нарезанном времени: 4 урока тайм-менеджмента от моей бабушки Сказка о нарезанном времени: 4 урока тайм-менеджмента от моей бабушки

Вы часто сетуете, что в сутках всего 24 часа? Хронически ничего не успеваете?

Psychologies
Познать Любовь Познать Любовь

Актриса Любовь Аксенова — о манипуляциях и влюбленности в персонажей

VOICE
Сергей Вялов: «Прибегать к Сергей Вялов: «Прибегать к

Нужно ли чистить печень? Отвечает врач гепатолог-гастроэнтеролог

Здоровье
3 признака того, что у вас с партнером «синдром соседа» 3 признака того, что у вас с партнером «синдром соседа»

Как понять, что вы больше не любовники, а просто сожители?

Psychologies
Красота, за которой скрывалась жестокость: самые известные женщины-серийные убийцы в истории Красота, за которой скрывалась жестокость: самые известные женщины-серийные убийцы в истории

В нашей подборке — женщины-убийцы из разных исторических периодов

ТехИнсайдер
Как добавить 11 лет своей жизни? Ходьбой! Как добавить 11 лет своей жизни? Ходьбой!

Каждый час ходьбы может принести до шести лет «дополнительной» жизни

ТехИнсайдер
Сахар: есть или не есть Сахар: есть или не есть

С чем связана наша зависимость от быстрых углеводов и стоит ли с ней бороться

Монокль
Ученые объяснили, почему жировые клетки не лопаются от накопленного жира Ученые объяснили, почему жировые клетки не лопаются от накопленного жира

Каков механизм в жировых клетках, который позволяет им безопасно увеличиваться?

ТехИнсайдер
«Есть слово „надо“»: зачем развивать дисциплинированность «Есть слово „надо“»: зачем развивать дисциплинированность

Почему дисциплинированность недооценена и как она помогает нам в жизни

Psychologies
Беги, мой хороший Беги, мой хороший

Пронзительная история проживания горя после потери любимой собаки

VOICE
Интернет: зависимость или досуг? Интернет: зависимость или досуг?

Интернет: обратная сторона медали

Здоровье
Фокус на тарелке: 10 вопросов фуд-стилисту Фокус на тарелке: 10 вопросов фуд-стилисту

Кто такой фуд-стилист и чем он занимается

СНОБ
Дарья Казакова Дарья Казакова

Дарья Казакова о переломном моменте и особенностях ее типажа

Grazia
20 вопросов, которые нужно себе задать, чтобы выявить красные флаги в отношениях 20 вопросов, которые нужно себе задать, чтобы выявить красные флаги в отношениях

Честные ответы на эти вопросы помогут заметить все красные флаги в отношениях

Psychologies
Zoloto Zoloto

Как путь к статусу рок-звезды у Владимира Золотухина занял десять непростых лет

Собака.ru
Роман Мадянов: «В моей жизни все решал Его величество господин великий случай» Роман Мадянов: «В моей жизни все решал Его величество господин великий случай»

Люди меня встречают и в большинстве случаев просят: «Можно пожать вашу руку?»

Коллекция. Караван историй
Жизнь как путешествие со своим домом Жизнь как путешествие со своим домом

Как предприниматель перепридумал, что такое коттедж

Монокль
Туда-сюда-издат Туда-сюда-издат

14 историй о том, как писатели пользовались тамиздатом

Weekend
Когда после смерти мужа или жены можно заводить новые отношения? Когда после смерти мужа или жены можно заводить новые отношения?

Как построить новую любовь после потери близкого человека?

Psychologies
Ваш электромобиль проедет 300.000 км без ремонта батареи, утверждает исследование. Ну что, поверим? Ваш электромобиль проедет 300.000 км без ремонта батареи, утверждает исследование. Ну что, поверим?

Деградация аккумуляторов оказалась значительно меньше, чем многие думали

ТехИнсайдер
Риски трампфляции Риски трампфляции

Поможет ли инфляция в борьбе с глобальным долгом

Деньги
Геродот ошибался: армяне произошли не с Балкан, а из Леванта Геродот ошибался: армяне произошли не с Балкан, а из Леванта

Древнегреческий историк ошибался: армяне происходят не с Балкан

ТехИнсайдер
Открыть в приложении