Россия последовательно наращивает свою ледокольную группировку

МонокльHi-Tech

«Чукотка» на воде, ждем «Лидера»

Россия последовательно наращивает свою ледокольную группировку. Через десять лет ее размер и конфигурация позволят добиться уверенного и коммерчески оправданного круглогодичного использования «большого» Севморпути, от Мурманска до Владивостока, для каботажного и транзитного плавания

Александр Ивантер, Сергей Кудияров

Фото: Александр Демьянчук/ТАСС

В начале ноября на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге спущен на воду атомный ледокол «Чукотка». Ледокол будет обеспечивать круглогодичную навигацию по Северному морскому пути (СМП), работая в восточной, наиболее сложной его части. Без перезагрузки топлива «Чукотка» сможет находиться в плавании до семи лет. Однако запас провизии на корабле с экипажем в 53 человека ограничивает автономность плавания шестью месяцами.

Контракт на строительство «Чукотки» был заключен в августе 2019 года, на верфи судно заложили в декабре 2020-го. После спуска на воду «Чукотку» проведут в зону достройки, которая может занять, по текущим оценкам, еще два года. Строительство финансируется в равных долях государством и «Росатомом».

«Чукотка» стала пятым ледоколом в проекте 22220 (ЛК-60Я) ЦКБ «Айсберг» и четвертым в серии, которая строится по заказу госкорпорации «Росатом». Три ледокола этого проекта — «Арктика», «Сибирь» и «Урал» — уже работают в акватории СМП, еще один, «Якутия», готов более чем на 95% и по графику должен войти в состав «Атомфлота» (подразделение «Росатома», эксплуатирующее атомные ледоколы) до конца текущего года. «Чукотку» планируют достроить и ввести в эксплуатацию в конце 2026-го, в январе нынешнего года заложили еще одно судно проекта «четыре двойки ноль» — «Ленинград», а в следующем году заложат «Сталинград».

«Предыдущая серия атомных ледоколов — проекта 10520 — состояла из шести ледоколов и строилась более 35 лет. Такие сроки и объемы не отвечали задачам России в Арктике, поэтому в 2013 году балтийцы приступили к строительству атомных ледоколов нового поколения, — заявил генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Андрей Пучков. — Всего до 2030 года Объединенная судостроительная корпорация планирует передать семь атомных ледоколов. Это позволит сформировать костяк высокотехнологичной ледокольной группировки».

Мощь универсала

Ледоколы проекта 22220, к которым принадлежит «Чукотка», имеют ряд особенностей по сравнению со своими предшественниками. Во-первых, они значительно длиннее и несколько шире, чем машины проектов 10580 (типа «Таймыр») и 10521 («Ямал» и «50 лет Победы»), которые остаются сегодня в составе «Атомфлота» (см. таблицу). Двухреакторная ядерная установка РИТМ-200 выдает мощность на валах 60 МВт (против 55 МВт у «Ямала» и 35 МВт у «Таймыра»). Соответственно, судно имеет бóльшую ледопроходимость — на скорости 2 узла может преодолевать льды толщиной до 2,9 метра.

Увеличенная относительно предшественников ширина одноклассников «Чукотки» дает бóльшую ширину канала свободной воды в кильватере ледокола (до 36 метров) и поэтому позволяет проводить суда большего водоизмещения. В частности, в октябре этого года из Санкт-Петербурга в китайский Циндао по СМП было впервые в истории проведено судно габарита Panamax — контейнеровоз Flying Fish 1 с 40 тыс. тонн груза. Габариты судов этого класса (ширина 32 метра) «по зубам» одноклассникам «Чукотки», но не предыдущим классам ледоколов.

Изначально специалисты «ледокольного» ЦКБ «Айсберг» рассматривали несколько моделей функционала нового ледокола. Первая модель — традиционная: работа по проводке судов на основных глубоководных участках акватории СМП, позволяющих иметь осадку судна 11 метров. Вторая — работа на мелководных участках Арктики и в устьях северных рек, но тогда осадка судна не должна превышать 8–8,5 метра. В результате проектировщики остановились на нетривиальной схеме строительства двухосадочного ледокола. «Чукотка» и ее одноклассники по проекту 22220 — универсалы, способные менять глубину осадки, заполняя или откачивая воду из специальных балластных цистерн на борту. Причем процесс «смены формы» занимает не более четырех часов.

Сбрасываем импортный балласт

Россия — исторический и безусловный лидер в части ледокольного флота. В нашей стране появился первый в мире ледокол («Ермак», 1899 год). У нас же появился первый в мире атомный ледокол («Ленин», 1959 год), и до сих пор Россия остается единственной страной в мире, строящей и эксплуатирующей атомные ледоколы.

Сейчас Россия располагает самым большим в мире флотом действующих ледоколов — 84 единицы, включая семь атомных. Половина ледокольного флота — 42 судна — имеет ледовый класс выше среднего (Arc6 — Arc9). Для сравнения: у располагающей обширной арктической акваторией Канады 24 ледокола (и ни одного атомного), у Финляндии — 11, у Китая — 8, у США — 7.

Однако серьезной родовой слабостью нашего ледокольного флота была довольно высокая зависимость от зарубежных поставщиков. Так, первенец нашего ледокольного флота «Ермак» был построен на британской верфи Armstrong Whitworth. Из 42 ледоколов Arc6 — Arc9 23 были построены на зарубежных верфях — в Финляндии, Швеции, Германии.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ирина Калабихина: «Демографический взрыв уже у нас за спиной» Ирина Калабихина: «Демографический взрыв уже у нас за спиной»

Экономист Ирина Калабихина — что с нами будет дальше и хватит ли всем места?

РБК
Алмаз из пробирки Алмаз из пробирки

Российские ювелиры — о лабораторно выращенных бриллиантах

RR Люкс.Личности.Бизнес.
7 вредных советов, которые быстро уничтожат даже очень хорошую АКБ 7 вредных советов, которые быстро уничтожат даже очень хорошую АКБ

При умелом использовании, АКБ легко привести в негодность за год

ТехИнсайдер
Научить хорошему Научить хорошему

Как транслировать ребенку именно то, что для нас ценно?

Psychologies
Сибирский центр притяжения Сибирский центр притяжения

Чем Новосибирская область удивит своих гостей?

Отдых в России
Хорошо-то как! Хорошо-то как!

Как научиться получать удовольствие от простых вещей?

Лиза
Как включить обогрев заднего стекла и что делать, если он не работает Как включить обогрев заднего стекла и что делать, если он не работает

Как включается обогрев заднего стекла и почему он может не работать

РБК
«Мы постоянно работаем над своим ростом» «Мы постоянно работаем над своим ростом»

Заместитель гендиректора «Продимекса» Вадим Ерыженский о развитии компании

Агроинвестор
В чем разница между обычным фотоаппаратом и кинокамерой? Узнайте простой ответ! В чем разница между обычным фотоаппаратом и кинокамерой? Узнайте простой ответ!

Что стоит учесть, выбирая камеру? Чем они отличаются?

ТехИнсайдер
Он, она + кот Он, она + кот

Как питомцы учат нас спокойствию и безусловной любви

Psychologies
Свобода выражения Свобода выражения

Команда Buro Bespoke создала вдохновляющий на открытия интерьер для семьи

SALON-Interior
Как не стать зависимым от гаджетов: 4 эффективных способа Как не стать зависимым от гаджетов: 4 эффективных способа

Как контролировать использование гаджетов и не попасть в зависимость от них?

ТехИнсайдер
7 трюков, которые надо знать, если ты хочешь накрасить ногти лаком с блестками 7 трюков, которые надо знать, если ты хочешь накрасить ногти лаком с блестками

Любишь блеск и гламур? Понимаем и одобряем!

VOICE
Перемены к лучшему: как провести реформы в компании безболезненно для сотрудников Перемены к лучшему: как провести реформы в компании безболезненно для сотрудников

Как мягко интегрировать новые технологии в работу компании?

Inc.
Линия судьбы Линия судьбы

Три яхты Kismet американского миллиардера Шахида Хана

Y Magazine
3 запроса о здоровом образе жизни 3 запроса о здоровом образе жизни

Что мешает нам поддерживать здоровый образ жизни?

Здоровье
Беги, мой хороший Беги, мой хороший

Пронзительная история проживания горя после потери любимой собаки

VOICE
«Ты настоящая молния»: как Билли Джин Кинг помогла создать женскую хоккейную лигу «Ты настоящая молния»: как Билли Джин Кинг помогла создать женскую хоккейную лигу

Как Билли Джин Кинг реализовала мечту более 200 хоккеисток

Forbes
Дама и осьминоги: как Жанна Вильпре-Пауэр придумала аквариумы и исследовала моллюсков Дама и осьминоги: как Жанна Вильпре-Пауэр придумала аквариумы и исследовала моллюсков

Жанна Вильпре-Пауэр провела детство в глубинке, но связала свою жизнь с морем

Forbes
Быть в тренде: чего хотят люди и как на этом заработать Быть в тренде: чего хотят люди и как на этом заработать

Что сейчас модно и как бизнес может этим воспользоваться?

Inc.
Сила воды Сила воды

Зоологи доказали: сайгаки приходят на водопои не только пить

Санкт-Петербургский университет
Как выбрать щетки дворников: 6 главных вещей и еще 4 мелочи, о которых молчит продавец Как выбрать щетки дворников: 6 главных вещей и еще 4 мелочи, о которых молчит продавец

Нужны ли вам крутые фишки, которые есть в дорогих моделях дворников?

ТехИнсайдер
У банков появился интеллект. Искусственный У банков появился интеллект. Искусственный

Крупнейшие банки почти достигли пределов развития в финансовой сфере

Монокль
На берегу озера 1,5 миллиона лет назад встретились два гоминина На берегу озера 1,5 миллиона лет назад встретились два гоминина

Ученые обнаружили окаменевшие следы сразу двух гомининов на берегу озера Тукан

ТехИнсайдер
Сильно больше Сильно больше

Tank 700 готов подтвердить свое лидерство не только выразительной внешностью

Автопилот
Как ИИ помогает диагностировать смертельные болезни, и чего он пока не умеет Как ИИ помогает диагностировать смертельные болезни, и чего он пока не умеет

Как нейросети могут помочь врачам в их работе?

Inc.
На грани извержения: как люди живут на территориях рядом с вулканами На грани извержения: как люди живут на территориях рядом с вулканами

Как человечество научилось жить рядом с источниками опасности?

Forbes
Тише едешь… Тише едешь…

Спуск на воду Silent 62 3-Deck — шаг на пути к успеху верфи Silent-Yachts

Y Magazine
Zoloto Zoloto

Как путь к статусу рок-звезды у Владимира Золотухина занял десять непростых лет

Собака.ru
Чужая территория: что учесть при выходе на рынок Азии Чужая территория: что учесть при выходе на рынок Азии

Особенности азиатского рынка, его тренды и возможности

Inc.
Открыть в приложении