Россия последовательно наращивает свою ледокольную группировку

МонокльHi-Tech

«Чукотка» на воде, ждем «Лидера»

Россия последовательно наращивает свою ледокольную группировку. Через десять лет ее размер и конфигурация позволят добиться уверенного и коммерчески оправданного круглогодичного использования «большого» Севморпути, от Мурманска до Владивостока, для каботажного и транзитного плавания

Александр Ивантер, Сергей Кудияров

Фото: Александр Демьянчук/ТАСС

В начале ноября на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге спущен на воду атомный ледокол «Чукотка». Ледокол будет обеспечивать круглогодичную навигацию по Северному морскому пути (СМП), работая в восточной, наиболее сложной его части. Без перезагрузки топлива «Чукотка» сможет находиться в плавании до семи лет. Однако запас провизии на корабле с экипажем в 53 человека ограничивает автономность плавания шестью месяцами.

Контракт на строительство «Чукотки» был заключен в августе 2019 года, на верфи судно заложили в декабре 2020-го. После спуска на воду «Чукотку» проведут в зону достройки, которая может занять, по текущим оценкам, еще два года. Строительство финансируется в равных долях государством и «Росатомом».

«Чукотка» стала пятым ледоколом в проекте 22220 (ЛК-60Я) ЦКБ «Айсберг» и четвертым в серии, которая строится по заказу госкорпорации «Росатом». Три ледокола этого проекта — «Арктика», «Сибирь» и «Урал» — уже работают в акватории СМП, еще один, «Якутия», готов более чем на 95% и по графику должен войти в состав «Атомфлота» (подразделение «Росатома», эксплуатирующее атомные ледоколы) до конца текущего года. «Чукотку» планируют достроить и ввести в эксплуатацию в конце 2026-го, в январе нынешнего года заложили еще одно судно проекта «четыре двойки ноль» — «Ленинград», а в следующем году заложат «Сталинград».

«Предыдущая серия атомных ледоколов — проекта 10520 — состояла из шести ледоколов и строилась более 35 лет. Такие сроки и объемы не отвечали задачам России в Арктике, поэтому в 2013 году балтийцы приступили к строительству атомных ледоколов нового поколения, — заявил генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Андрей Пучков. — Всего до 2030 года Объединенная судостроительная корпорация планирует передать семь атомных ледоколов. Это позволит сформировать костяк высокотехнологичной ледокольной группировки».

Мощь универсала

Ледоколы проекта 22220, к которым принадлежит «Чукотка», имеют ряд особенностей по сравнению со своими предшественниками. Во-первых, они значительно длиннее и несколько шире, чем машины проектов 10580 (типа «Таймыр») и 10521 («Ямал» и «50 лет Победы»), которые остаются сегодня в составе «Атомфлота» (см. таблицу). Двухреакторная ядерная установка РИТМ-200 выдает мощность на валах 60 МВт (против 55 МВт у «Ямала» и 35 МВт у «Таймыра»). Соответственно, судно имеет бóльшую ледопроходимость — на скорости 2 узла может преодолевать льды толщиной до 2,9 метра.

Увеличенная относительно предшественников ширина одноклассников «Чукотки» дает бóльшую ширину канала свободной воды в кильватере ледокола (до 36 метров) и поэтому позволяет проводить суда большего водоизмещения. В частности, в октябре этого года из Санкт-Петербурга в китайский Циндао по СМП было впервые в истории проведено судно габарита Panamax — контейнеровоз Flying Fish 1 с 40 тыс. тонн груза. Габариты судов этого класса (ширина 32 метра) «по зубам» одноклассникам «Чукотки», но не предыдущим классам ледоколов.

Изначально специалисты «ледокольного» ЦКБ «Айсберг» рассматривали несколько моделей функционала нового ледокола. Первая модель — традиционная: работа по проводке судов на основных глубоководных участках акватории СМП, позволяющих иметь осадку судна 11 метров. Вторая — работа на мелководных участках Арктики и в устьях северных рек, но тогда осадка судна не должна превышать 8–8,5 метра. В результате проектировщики остановились на нетривиальной схеме строительства двухосадочного ледокола. «Чукотка» и ее одноклассники по проекту 22220 — универсалы, способные менять глубину осадки, заполняя или откачивая воду из специальных балластных цистерн на борту. Причем процесс «смены формы» занимает не более четырех часов.

Сбрасываем импортный балласт

Россия — исторический и безусловный лидер в части ледокольного флота. В нашей стране появился первый в мире ледокол («Ермак», 1899 год). У нас же появился первый в мире атомный ледокол («Ленин», 1959 год), и до сих пор Россия остается единственной страной в мире, строящей и эксплуатирующей атомные ледоколы.

Сейчас Россия располагает самым большим в мире флотом действующих ледоколов — 84 единицы, включая семь атомных. Половина ледокольного флота — 42 судна — имеет ледовый класс выше среднего (Arc6 — Arc9). Для сравнения: у располагающей обширной арктической акваторией Канады 24 ледокола (и ни одного атомного), у Финляндии — 11, у Китая — 8, у США — 7.

Однако серьезной родовой слабостью нашего ледокольного флота была довольно высокая зависимость от зарубежных поставщиков. Так, первенец нашего ледокольного флота «Ермак» был построен на британской верфи Armstrong Whitworth. Из 42 ледоколов Arc6 — Arc9 23 были построены на зарубежных верфях — в Финляндии, Швеции, Германии.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Секс за деньги, многомужество и проглатывание крайней плоти: необычные сексуальные традиции разных стран Секс за деньги, многомужество и проглатывание крайней плоти: необычные сексуальные традиции разных стран

У каждого народа есть свой свод правил, диктующий сексуальное поведение

Psychologies
Последняя задача робототехники Последняя задача робототехники

Современные складские машины способны работать в 500 раз быстрее людей

ТехИнсайдер
Семь причин сонливости Семь причин сонливости

Спите 7–8 часов, а днём всё равно клюёте носом?

Здоровье
Семья в бассейне: эти 3 правила помогут родителям весело провести время с детьми Семья в бассейне: эти 3 правила помогут родителям весело провести время с детьми

Как качественно провести время с семьей и детьми?

ТехИнсайдер
Маркетплейс для мобильных и спонтанных Маркетплейс для мобильных и спонтанных

О том, как платформа автопутешествий создает у туристов новые потребности

Монокль
Шоу начинается! Шоу начинается!

Создатели сериала-скандала «Дайте шоу» — о магии кино и борьбу за эмоции зрителя

OK!
Север и Юг США: долгий путь к войне Север и Юг США: долгий путь к войне

Промышленная революция в Европе по-разному сказалась на южных и северных штатах

Наука и техника
Темные звезды: почему токсичные сотрудники подрывают работу и как этому противостоять Темные звезды: почему токсичные сотрудники подрывают работу и как этому противостоять

Стоит ли закрывать глаза на агрессию, если человек приносит компании прибыль?

Forbes
Как работают U-образные двигатели: да-да, вы прочитали правильно, это буква U Как работают U-образные двигатели: да-да, вы прочитали правильно, это буква U

Какие необычные моторы на U-образной конфигурации изобрели инженеры?

ТехИнсайдер
Русская течь: как быть с защитой персональных данных Русская течь: как быть с защитой персональных данных

Не поздно ли плакать по утекшим данным и есть ли шансы перекрыть кран утечкам

Forbes
Как вернуть голос Как вернуть голос

Можно ли восстановить голос без помощи врача?

Лиза
Под кайтом Под кайтом

Как побить мировой рекорд скорости для парусных судов

ТехИнсайдер
Игорь Золотовицкий: «Ефремов и Табаков всю жизнь были рядом, притом что они могли ссориться, годами не разговаривать» Игорь Золотовицкий: «Ефремов и Табаков всю жизнь были рядом, притом что они могли ссориться, годами не разговаривать»

Наше актерское дело трудное и непредсказуемое

Караван историй
Сергей Вялов: «Прибегать к Сергей Вялов: «Прибегать к

Нужно ли чистить печень? Отвечает врач гепатолог-гастроэнтеролог

Здоровье
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Дама и осьминоги: как Жанна Вильпре-Пауэр придумала аквариумы и исследовала моллюсков Дама и осьминоги: как Жанна Вильпре-Пауэр придумала аквариумы и исследовала моллюсков

Жанна Вильпре-Пауэр провела детство в глубинке, но связала свою жизнь с морем

Forbes
Раскрутить бизнес на полбяном хлебе Раскрутить бизнес на полбяном хлебе

Как на рынке хлебопечения появился белково-полбяной хлеб

Монокль
Новый рекорд Новый рекорд

23 сентября 2024 года совершил посадку аппарат космического корабля «Союз МС-25»

Наука и техника
Обманчивая забота: кто такие «темные эмпаты» и почему легко поддаться их манипуляциям Обманчивая забота: кто такие «темные эмпаты» и почему легко поддаться их манипуляциям

Что такое темная эмпатия? Как распознать нарциссического эмпата?

Forbes
Новые реалии — новые правила: ректор РАНХиГС Алексей Комиссаров — о трансформации бизнес-образования Новые реалии — новые правила: ректор РАНХиГС Алексей Комиссаров — о трансформации бизнес-образования

Ректор РАНХиГС о ценности рейтингов, требованиях времени и «корочке» пилота

СНОБ
Большая тяга и много топлива? Почему нельзя отправить весь мусор в космос на огромной ракете Большая тяга и много топлива? Почему нельзя отправить весь мусор в космос на огромной ракете

Почему бы не собрать весь мусор и не отправить его на огромной ракете в космос?

ТехИнсайдер
Папа умер, отче жив Папа умер, отче жив

«Конклав»: политико-нравственный триллер о правлении католической церкви

Weekend
Исследование префронтальной коры показало, что одиночество меняет мозг Исследование префронтальной коры показало, что одиночество меняет мозг

Нейронные представления одиноких людей отличаются от типичных для их группы

ТехИнсайдер
Как не испортить чай: 6 популярных ошибок Как не испортить чай: 6 популярных ошибок

Чашка чая олицетворяет уют, но только если чай заварен должным образом!

ТехИнсайдер
Космос начинается с Земли: метрологическое обеспечение космической техники Космос начинается с Земли: метрологическое обеспечение космической техники

Зачем на Луну сбрасывают зеркала? И как мы пользуемся достижениями метрологии?

Наука и техника
Вышел из тени Вышел из тени

С какими тенями борется актер Борис Хвошнянский?

Men Today
5 недооцененных мест, куда стоит съездить 5 недооцененных мест, куда стоит съездить

Пять нераспространенных направлениях, которые удивят даже опытного туриста

Inc.
На грани извержения: как люди живут на территориях рядом с вулканами На грани извержения: как люди живут на территориях рядом с вулканами

Как человечество научилось жить рядом с источниками опасности?

Forbes
Ар деко и машинки зрения Ар деко и машинки зрения

Как ар деко нарушает законы логики и перспективы

Знание – сила
Остановите, я сойду Остановите, я сойду

Прыгаем с эмоциональных качелей — и убегаем

VOICE
Открыть в приложении