Бахтиёр Эргашев: «Ташкент не прогнулся под Запад»
С момента заключения в 2018 году рамочных договоренностей с Россией о строительстве АЭС руководство Узбекистана испытывало жесткий прессинг западных партнеров — противников этого проекта. Но прессинг выдержан: атомная станция по российскому проекту в стране будет построена
Анализируя в прошлом номере «Монокля» итоги майского визита президента Владимира Путина в Ташкент, мы высказали гипотезу, что достигнутые в ходе визита соглашения позволяют говорить о выдвижении Узбекистана на роль якорного партнера России в Центральной Азии — наряду с Казахстаном, а на ряде треков даже в конкуренции с ним (см. «Долгое эхо южного посольства», № 23).
Каким видится взаимодействие наших стран из Ташкента? Какие из достигнутых в ходе последних переговоров соглашений наиболее важны? Какая интрига разворачивалась вокруг строительства российской АЭС в Узбекистане? Своими соображениями с «Моноклем» поделился видный узбекский политолог Бахтиёр Эргашев, директор Центра исследовательских инициатив Ma’no.
— Обращают на себя внимание высший статус визита президента РФ — государственный, а не официальный, представительность российской делегации в Ташкенте, обилие подписанных соглашений, среди которых знаковые в области энергетики, включая атомную станцию. Как вы оцениваете достигнутые договоренности и согласованные проекты?
— Несомненно, график и география государственных визитов глав государств — это показатель приоритетов внешней политики страны. В рамках новой президентской каденции президент Владимир Путин первым посетил Китай. Понятно, почему Китай. Китай сегодня основной стратегический партнер России. Прежде всего в вопросах противостояния западному блоку и реализации совместной политики в рамках этого противостояния.
Второй визит президента России состоялся в Белоруссию. Это страна, которая вместе с Россией образует Союзное государство. Это ближайшие военные союзники и серьезные экономические партнеры.
И третий визит, второй из этих трех, как и в Китай, государственный визит, президент Путин совершил в Узбекистан. Данный визит можно назвать серьезным этапным визитом, который подвел итоги предыдущего этапа развития узбекско-российских отношений по всем направлениям и во всех сферах. Достигнутые соглашения определят основные направления сотрудничества наших стран на долгосрочную перспективу.
Я не хотел бы сейчас останавливаться на цифрах, которые были названы: сколько новых проектов, каковы примерные объемы предполагаемых инвестиций. Это, как мне представляется, всего лишь внешнее проявление более глубинных процессов. Что я имею в виду?
Первое. Уже сегодня в пяти государствах Центральной Азии проживает более 80 миллионов человек, и почти половина из них, около 37 миллионов, живет в Узбекистане. Сегодня это вторая на постсоветском пространстве после России страна по числу жителей. Украина сильно депопулировала: по имеющимся оценкам, ее население снизилось до 32 миллионов человек. То есть Узбекистан — это серьезный интересный рынок, за который стоит побороться.
Второе. Центральная Азия — это уникальный регион, который граничит с тремя из четырех формирующихся глобальных центров силы. Это Китай, это Россия, это Индия. Кроме того, Центральная Азия граничит с серьезными региональными державами. Это Пакистан — страна, обладающая ядерным оружием, и Иран — очень серьезный региональный игрок, который сейчас находится на этапе своего экономического и в определенной мере политического усиления на центральноазиатском направлении. Ну и, конечно же, никогда нельзя сбрасывать со счета фактор еще одной крупной региональной державы — Турции.
Таким образом, регион Центральной Азии всегда был, есть и будет пространством, где будут скрещиваться интересы самых различных глобальных и региональных игроков. И понятно, что если ты не приходишь и не работаешь в данном регионе, то твои геополитические и геоэкономические конкуренты придут туда и будут там работать. Влияние в центральноазиатском регионе является одним из козырей в стратегии любой глобальной и региональной державы.