Как изменилась портовая инфраструктура: рейтинг крупнейших портовых мощностей

ФедералПрессБизнес

Портовый передел: как выросли морские перевалочные мощности в России

Анна Миронова, Елена Бутырина

Несмотря на западные санкции, Россия наращивает потенциал морской перевалки грузов. За последние шесть лет мощности российских морпортов выросли на 23%, а перевалка грузов через них — на 8%, и это не предел. Как изменилась портовая инфраструктура, хватит ли мощностей для обеспечения растущего грузопотока на внешние рынки через «морские ворота» и при чем тут логистика и пропускная способность железных дорог? «ФедералПресс» выполнил ревизию крупнейших портовых мощностей — представляем их рейтинг.

Мощности в плюсе

В России действуют 63 морских порта, через которые осуществляется львиная доля всех внешнеторговых операций. Более трети из них находятся на Дальнем Востоке, являющемся ключом к быстрорастущему азиатскому рынку, на который переориентированы основные грузопотоки, ранее предназначавшиеся отказавшемуся от торгового сотрудничества Западу.

Согласно информации ФГУП «Росморпорт», по итогам 2023 года мощность всех российских морпортов превысила 1,36 млрд тонн, прибавив 68,2 млн тонн к показателю за предыдущий год за счет реализации проектов Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) на период до 2024 года. Наибольший совокупный прирост в минувшем году обеспечили опять же дальневосточные перевалочные мощности: за счет строительства морских перегрузочных комплексов сжиженного природного газа (СПГ) в Мурманской области — на 10,44 млн тонн, в Камчатском крае — на 10,85 млн тонн, за счет привлечения малых и средних угольных предприятий к перевалке в новом специализированном порту в бухте Суходол — на 4,5 млн тонн, в «Дальтрансугле» в бухте Мучка — на 8,8 млн тонн. Существенную прибавку дали терминал навалочных грузов в морском порту Тамань — 25 млн тонн — и универсальный торговый терминал Усть-Луга — 8,6 млн тонн.

В феврале 2024 года на заседании президиума правительственной комиссии по транспорту первый заместитель главы кабмина Андрей Белоусов сообщал, что в 2019 – 2023 годах фактический прирост производственной мощности морских портов составил около 180,6 млн тонн. По данным «Росморпорта», за истекшие шесть лет производственные мощности морпортов выросли на 23%, или на 255 млн тонн, за счет строительства терминала минеральных удобрений в Усть-Луге мощностью 12 млн тонн, терминала навалочных грузов в Тамани мощностью 60 млн тонн, угольных терминалов суммарной мощностью 30 млн тонн на Дальнем Востоке, развития порта Сабетта с расширением его мощности на 20,5 млн тонн и реализации других проектов. Согласно прогнозам, в 2024 году прирост мощностей составит еще 43,9 млн тонн.

На фоне расширившихся мощностей возрос и грузооборот — на 5%, до 884 млн тонн, в 2023 году. Прошлогодний показатель стал максимальным за последние годы. К слову, десять лет назад, по итогам 2014-го, грузооборот морпортов составлял 623,6 млн тонн, увеличившись на 25,5% за предшествующие пять лет.

Темпы реализации проектов по перевалке грузов в разных регионах России говорят о том, что прогноз правительства РФ о расширении мощностей морпортов еще на 2,9% до 1,4 млрд тонн, до конца 2024 года будет выполнен. Оценив возможности всех портов и логистики в принятой в 2012 году Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года, правительство планомерно приближается к данной планке. Это не только повысит роль морских торговых портов в обеспечении экспортного и транзитного потенциала России, но и включит ее в число передовых стран в сфере портовой инфраструктуры. Чтобы достичь поставленной цели, нужно проанализировать мощности каждого порта по отдельным грузам и рассмотреть перспективы их прироста с учетом развития железнодорожных подходов, автомобильных дорог и трубопроводного транспорта, которые обеспечивают провозные мощности и доставку грузов к этим портам. Такое поручение в начале года дал участникам транспортной отрасли Андрей Белоусов — по итогам данного анализа должен быть сформирован новый федеральный проект до 2030 года.

Рейтинг портов по грузообороту

По данным Росморпорта, в общем грузообороте в 884 млн тонн за 2023 год перевалка сухогрузов совсем немного превалировала над наливными грузами: 446,9 млн тонн (+10,4%) против 436,9 млн тонн (0,0%). В прошлом году угля было перевалено 205,6 млн тонн (–0,4%), зерна — 70,6 млн тонн (рост в 1,6 раза), грузов в контейнерах — 50,1 млн тонн (+10,5%), минеральных удобрений — 36,7 млн тонн (рост в 1,5 раза), черных металлов — 21,3 млн тонн (–12,8%), руды — 9,8 млн тонн (–23%), грузов на паромах — 8,1 млн тонн (+22,8%), сырой нефти — 272,2 млн тонн (+6,3%), нефтепродуктов — 121,5 млн тонн (–12,6%), сжиженного газа — 34,1 млн тонн (–3,2%), пищевых грузов — 5,5 млн тонн (+21,6%). В перевалке лидировали экспортные грузы — 690,5 млн тонн (+3,4%), на втором месте были каботажные грузы — 89,5 млн тонн (+16%), на третьем транзитные — 65,2 млн тонн (+7,1%), и только потом импортные грузы — 38,6 млн тонн (+6,6%).

Судя по сообщению Росморпорта, в географическом разрезе лидером по грузообороту в 2023 году был Азово-Черноморский бассейн, порты которого обработали 291,4 млн тонн (+10,4%), включая 140,8 млн тонн (+16,1%) сухих и 150,6 млн тонн (+5,6%) наливных грузов. Здесь на первое место по данному показателю вышел порт Новороссийск, переваливший 161,4 млн тонн (+9,4%), далее с большим отрывом от него шли порты Тамань — 40,5 млн тонн (–5,4%), Туапсе — 24,8 млн тонн (+13,9%), Кавказ — 21,4 млн тонн (+28,1%), Ростов-на-Дону — 16,3 млн тонн (+8,9%).

За Азово-Черноморским бассейном уверенно наращивали грузообороты порты Балтийского бассейна, перевалившие в 2023 году 248,6 млн тонн (+1,3%), включая 113,1 млн тонн (+16,6%) сухих и 135,5 млн тонн (–8,8%) наливных грузов; а также Дальневосточного бассейна, где совокупная перевалка достигла 238,1 млн тонн (+4,5%), основная доля которых пришлась на перевалку сухих грузов — 157 млн тонн (+1,9%), тогда как наливных грузов — только 81,1 млн тонн (+9,8%). В прошлом году на Балтике нарастили грузообороты порт Приморск и Большой порт Санкт-Петербург, перевалившие соответственно 63,1 млн тонн (+10,4%) и 49,6 млн тонн (+28%), тогда как сократили оборот Усть-Луга и Высоцк — на них пришлась перевалка 112,5 млн тонн (–9,3%) и 12,8 млн тонн (–19,9%) соответственно. На Дальнем Востоке грузооборот порта Восточный достиг 86,6 млн тонн (+5,2%), Ванино — 35 млн тонн (–7,1%), Владивосток — 33,5 млн тонн (+4%), Находка — 27,6 млн тонн (+6,9%), Пригородное — 13,6 млн тонн (–11,6%). В частности, Владивостокский морской торговый порт (ВМТП) — самый крупный в России по контейнерообороту — по итогам 2023 года обработал 859,4 тыс. TEU контейнерных грузов, что на 12% больше, чем в 2022 году. Как сообщила пресс-служба порта, общий грузооборот за год составил 13,2 млн тонн. Другой порт региона — Владивостокский морской рыбный порт (Владморрыбпорт), обеспечивающий выполнение 40% грузов «северного завоза» и обладающий мощностями по ежегодной перевалке 7,5 млн тонн различных грузов, 508 тыс. сухих и рефрижераторных контейнеров (ТЭУ), обработке 620 тыс. тонн рыбопродукции, а также по единовременному хранению около 88 тыс. тонн рыбных грузов в собственных холодильных комплексах, в 2023 году обработал 1217 судов с грузами различных номенклатур (+27% к 2022 году), включая 188 судов с рыбой. Как сообщил гендиректор порта Александр Шевченко, грузооборот в 2023-м превысил 5 млн тонн, а основными экспортными направлениями порта стали страны АТР, включая Китай, Корею, Японию, Вьетнам, Таиланд, а также Евросоюза.

Грузооборот морских портов Арктического бассейна немного снизился в 2023 году, составив 97,9 млн тонн (–0,7%), в том числе было перевалено сухих грузов — 31 млн тонн (+5,2%), наливных грузов — 66,9 млн тонн (–3,2%). Здесь нарастил перевалку лишь Мурманский порт — до 57,8 млн тонн (+2,8%), в то время как остальные порты бассейна ее снизили: Сабетта — до 27,8 млн тонн (–2%), Варандей — до 5,2 млн тонн (–10,6%), Архангельск — до 1,9 млн тонн (–18%). Морпорты Каспийского бассейна, хоть и выдали наименьший показатель грузооборота в прошлом году — 7,8 млн тонн, но одновременно продемонстрировали самый высокий прирост по сравнению с предыдущим годом — на 29,7%. Если перевалка сухих грузов здесь выросла в 1,6 раза, до 5 млн тонн, то наливных грузов снизилась на 2,3%, до 2,8 млн тонн. Наибольший прирост — на 48,5% — пришелся на порт Астрахань, обработавший 3,7 млн тонн, порт Махачкала увеличил грузооборот на 13,9%, до 3,4 млн тонн.

Что касается первого квартала 2024 года, по информации Росморпорта, он принес снижение совокупного грузооборота российских морских портов — на 3,3% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года — до 214,3 млн тонн. Причем в январе — марте текущего года сократилась перевалка как сухих грузов — на 2,5%, до 103,5 млн тонн, так и наливных — на 4,1%, до 110,8 млн тонн. Объем перевалки угля составил 43,4 млн тонн (–15,2%), зерна — 18 млн тонн (+13,1%), грузов в контейнерах — 13,6 млн тонн (+11,9%), минеральных удобрений — 10,2 млн тонн (+37,9%), черных металлов — 4,9 млн тонн (–5,3%), руды — 2,2 млн тонн (–4,4%), грузов на паромах — 1,8 млн тонн (–1,3%), сырой нефти — 69 млн тонн (+0,7%), нефтепродуктов — 29,7 млн тонн (–16,5%), сжиженного газа — 9,4 млн тонн (+4,6%), пищевых грузов — 1,7 млн тонн (–1,3%). Экспорт достиг 167,9 млн тонн (+3,4%), импорт — 9,8 млн тонн (+3,2%), транзит — 17,5 млн тонн (+1,6%), каботаж — 19,1 млн тонн (–6,9%).

Судя по данным Росморпорта, в тройке лидеров в первом квартале 2024 года были Азово-Черноморский, Балтийский и Дальневосточный бассейны, показавшие, впрочем, снижение грузооборота за период в сравнении с тем же кварталом 2023 года: азово-черноморские порты — на 4,2%, до 70,6 млн тонн (в том числе перевалка сухих грузов — на 6,8%, до 32,4 млн тонн, наливных — на 1,9%, до 38,2 млн тонн); балтийские — на 1,6%, до 63,7 млн тонн (сухие грузы прибавили 12,3%, до 29,4 млн тонн, перевалка наливных уменьшилась на 11,1%, до 34,3 млн тонн); дальневосточные — на 4,9%, до 54,3 млн тонн (показатель по сухим грузам упал на 9%, до 33,7 млн тонн, по наливным, напротив, вырос на 2,8%, до 20,6 млн тонн). Так, грузооборот порта Новороссийск составил 43 млн тонн (+6%), Тамань — 8,1 млн тонн (–28,7%), Туапсе — 4,9 млн тонн (–19,5%), Кавказ — 4,3 млн тонн (–7,8%), Ростов-на-Дону — 3,6 млн тонн (–6,4%), Усть-Луга — 27,7 млн тонн (–15,8%), Приморск — 16,8 млн тонн (–0,3%), Большой порт Санкт-Петербург — 13,4 млн тонн (+39,7%), Высоцк — 3,3 млн тонн (+1,5%), Восточный — 21,8 млн тонн (–4,5%), Ванино — 6,4 млн тонн (–29,1%), Владивосток — 8,9 млн тонн (+9,9%), Находка — 7,1 млн тонн (+0,7%), Пригородное — 3,7 млн тонн (+1,6%). На Дальнем Востоке ВМТП за три месяца 2024 года обработал 1,26 млн тонн в различной номенклатуре (не считая контейнеров), что на 13,5% больше, чем в первом квартале 2023 года. Пресс-служба сообщила, что обработка контейнеров составила 196,5 тыс. TEU. Значительный рост показали цветные металлы, идущие на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), а также зерно, экспорт которого вырос до 72 тыс. тонн в первом квартале 2024 года с 44 тыс. тонн в январе — марте прошлого года. Стоит добавить, что крупнейшим международным торговым партнером ВМТП был и остается Китай: из общего объема международного товарооборота порядка 66% приходится именно на китайские порты, и объемы растут. Так, по итогам 2023 года перевозки между Владивостоком и КНР увеличились на 30% — почти до 462 тыс. TEU. Кроме того, отмечается рост грузооборота с Вьетнамом и другими странами АТР: суда из Владивостока в Хошимин и Хайфон отправляются еженедельно. Грузооборот ВМТП с этой страной за 2023 год вырос почти в 2,5 раза. Грузооборот еще одного дальневосточного порта — Владморрыбпорта

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как власти Кольского Заполярья реализуют мастер-планы арктических территорий Как власти Кольского Заполярья реализуют мастер-планы арктических территорий

Мастер-планы для арктических территорий, которые улучшат уровень жизни в регионе

ФедералПресс
Что такое гостевой брак и кому он подходит Что такое гостевой брак и кому он подходит

В чем плюсы гостевого брака и есть ли подводные камни?

РБК
Наш основной интерес — развивающиеся страны Наш основной интерес — развивающиеся страны

Как создать успешный нишевой продукт

Эксперт
Доисторические жители Нидерландов занялись животноводством около 4200 года до нашей эры Доисторические жители Нидерландов занялись животноводством около 4200 года до нашей эры

Уже около 4200 года до нашей эры люди Нидерландов начали разводить рогатый скот

N+1
Боевые слоны Боевые слоны

Почему боевые слоны считались идеальным оружием древности?

Дилетант
Доверительные отношения Доверительные отношения

Новые стандарты для рынка автомобилей с пробегом

Автопилот
И сладко, и полезно: 5 десертов, разгоняющих метаболизм И сладко, и полезно: 5 десертов, разгоняющих метаболизм

Рецепты полезных десертов, которые можно есть даже на диете

ТехИнсайдер
Ильгиз Фазулзянов: Наши мастера-эмальеры расписывают иконы, а ювелирная эмаль остается на низком уровне Ильгиз Фазулзянов: Наши мастера-эмальеры расписывают иконы, а ювелирная эмаль остается на низком уровне

Как совмещать в одной работе разные техники и школы и зачем ювелиру математика

СНОБ
Вот что на самом деле вызывает социальную тревожность. Как ее преодолеть? Вот что на самом деле вызывает социальную тревожность. Как ее преодолеть?

Что такое социальная тревожность? Как её преодолеть?

ТехИнсайдер
«Любить по разнарядке – скотство» «Любить по разнарядке – скотство»

Николай Картозия рассказал, как найти маршрут к сердцу российского зрителя

Правила жизни
«Старые» деньги vs «новые» деньги: почему «понты» выдают комплекс неполноценности «Старые» деньги vs «новые» деньги: почему «понты» выдают комплекс неполноценности

Почему одни люди стремятся к роскоши, а другие — только к «понтам»?

Psychologies
Домашняя библиотека, за которую не будет стыдно: как правильно хранить книги Домашняя библиотека, за которую не будет стыдно: как правильно хранить книги

При оформлении домашней библиотеки постарайтесь соблюсти описанные здесь правила

ТехИнсайдер
Небоскреб в форме паруса. Отелю-символу Дубая 25 лет Небоскреб в форме паруса. Отелю-символу Дубая 25 лет

Этот отель стоит на рукотворном острове и каждый день спасает редких черепах

СНОБ
Принципы принцессы Анны Принципы принцессы Анны

О чем выборы киногероев говорят экономисту

N+1
«Водка точно не улучшает вкус». Пивной консультант Евгений Смирнов — о культуре потребления пива в России «Водка точно не улучшает вкус». Пивной консультант Евгений Смирнов — о культуре потребления пива в России

Почему пиво не стоит пить из горла — консультант рассказывает Евгений Смирнов

СНОБ
Голосок эпохи Голосок эпохи

Стихи и тексты Владимира Бурича

Weekend
Курьер внутри тела: как нанокапсулы с умными лекарствами изменят медицину Курьер внутри тела: как нанокапсулы с умными лекарствами изменят медицину

Таблетки, адресно доставляющие лекарство в больной орган — уже реальность

Forbes
26 дуэлей и одна роковая: жизнь Александра Пушкина в цифрах 26 дуэлей и одна роковая: жизнь Александра Пушкина в цифрах

Несколько любопытных фактов из биографии поэта Александра Пушкина

Правила жизни
«Природа — наш секс-партнер»: что такое экосексуальность и почему она стала трендом «Природа — наш секс-партнер»: что такое экосексуальность и почему она стала трендом

Экосексуальность: что за собой скрывают столь необычные предпочтения?

Psychologies
Михаил Горевой: «Я прожил, как кошка, девять жизней» Михаил Горевой: «Я прожил, как кошка, девять жизней»

«Кино это как какой-то наркотик, который вызывает ломку»

Коллекция. Караван историй
Леoн Кемстач Леoн Кемстач

15-летний актер из Петербурга сыграл в главном кинохите 2024 года

Собака.ru
Качественный ремонт на скорую руку: как заклеить надувной матрас или плавательный круг Качественный ремонт на скорую руку: как заклеить надувной матрас или плавательный круг

Починить надувной матрас можно всего за 5 минут и без лишних инструментов

ТехИнсайдер
Андрей Смелянский aka Toxi$ Андрей Смелянский aka Toxi$

Toxi$ — новая хип-хоп-звезда и самобытный артист

Собака.ru
Зендея инопланетянка Зендея инопланетянка

От скромного начала до мирового успеха: как Зендея стала кумиром миллионов

Караван историй
«Нарушение временных границ»: как быть тем, кто опаздывает, и тем, кто ждет «Нарушение временных границ»: как быть тем, кто опаздывает, и тем, кто ждет

Какие внутренние причины могут скрываться за неспособностью прийти вовремя?

Psychologies
Елизавета Боярская Елизавета Боярская

Ученица Льва Абрамовича Додина и звезда МДТ выходит на сцену в роли Аркадиной

Собака.ru
Древнеегипетских писцов отличили по костям Древнеегипетских писцов отличили по костям

Антропологи исследовали останки египтян, похороненных в некрополе Абусир

N+1
На фотографиях-дагерротипах XIX века исследователи нашли скрытые изображения На фотографиях-дагерротипах XIX века исследователи нашли скрытые изображения

Фотографы еще в XIX веке использовали синхротронную визуализацию

Inc.
«С нами или без нас: Естественная история будущего» «С нами или без нас: Естественная история будущего»

Почему в будущем вороны будут процветать, а овсянки — нет

N+1
Кислородных масок хватает только на 15 минут: 9 фактов об авиаперелетах, которые обычно не озвучивают пассажирам Кислородных масок хватает только на 15 минут: 9 фактов об авиаперелетах, которые обычно не озвучивают пассажирам

Некоторых из этих авиасекретов могут не знать даже некоторые опытные летчики!

ТехИнсайдер
Открыть в приложении