Журналисты о том, что происходит в российских СМИ и есть ли шанс что-то изменить

ForbesРепортаж

«Мой акционер — это Путин»: Венедиктов и другие журналисты о кризисе российских медиа

С чем связаны громкие уголовные дела в отношении журналистов, почему не удалось спасти одну из главных деловых газет страны и есть ли шанс сохранить качественную журналистику в России во время структурного кризиса и произвола силовиков? О ситуации в российских СМИ — в новом выпуске «Forbes Карантин» с Николаем Усковым

Николай Усков, Ксения Рыдаева, Алена Варначева, Руслан Крамар, Дмитрий Озман, Андрей Родин

Гости нового выпуска — бывшие или действующие руководители ключевых российских СМИ: главный редактор, совладелец и ведущий радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов, бывший заместитель главного редактора «Ведомостей» Александр Губский, соучредитель и генеральный директор радиостанции «Серебряный дождь» Дмитрий Савицкий и бывший заместитель главного редактора газеты «Коммерсантъ» Глеб Черкасов.

Алексей Венедиктов: Если говорить по бизнесу — у нас минус 37% рекламы в мае. Мы сократили на 90% зарплаты для менеджмента — получаем 10% в течение трех месяцев на добровольной основе. Мы пока не тронули ни копейки зарплаты журналистов, но, боюсь, придется тронуть. Мы отказались от административных площадей — у нас вся администрация сидит по домам, работает на удаленке. Пока мы не валимся, но это ж только начало. Поэтому мое дело — это сохранение зарплат.

Все онлайн-форматы и соцсети возникли у нас до кризиса. Мы успели понять не все, отстали с YouTube — моя личная промашка. Мы успели оседлать волну и Twitter, и Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), и теперь YouTube, и Telegram, и «Одноклассников». Мы просто понимаем, что это не конкуренция внутри компании, а добавление. Есть люди, которым удобен YouTube, которые хотят смотреть (видео), есть люди, которые хотят читать только Twitter, есть люди, которые хотят писать отзывы на Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Мы создаем (своего рода) универсам — разные продукты, но основанные на одной базе. Это как универсам: ты входишь, слева продаются ножи, справа — капуста, а впереди — билеты в театр. В этом, мне кажется, правильное развитие медиа вне зависимости от кризиса. Кризис ускорил все эти истории, все эти онлайн-конференции. Стало понятно, что почти вся редакция нашего интернет-портала может сидеть дома. 

О важности финансовой независимости

Алексей Венедиктов: Трудно говорить про «Серебряный дождь». Рекламный рынок — общий. А что такое рекламный рынок? Это градусник экономики. Это не мы, это они и, видимо, рекламодатели «Серебряного дождя» резко сократили (расходы на рекламу). Я могу сказать, что несколько крупных корпораций вообще ушли в ноль, отказались от контрактов, но мы договорились, что когда они смогут (заплатить), мы зачтем. То есть мы не выдвигаем никаких претензий. Слушаемость не упала. Я тебе должен сказать, что у нас в Москве — ну вот то, что меряет «Медиалогия», — как была ежедневная аудитория 950 000 человек, так и осталась. Рекламодатели ушли, они не тратят деньги на рекламные проекты. Включая таких крупных (рекламодателей), как «Аэрофлот», например, — он совсем ушел, ноль. И надо ждать, пока у них не начнет подниматься бизнес, они же не летают. Ну что делать? Мы пока не обсуждали, (стоит ли нам) прибегнуть к сбору средств, как «Серебряный дождь», но мы пока решили ни журналистов, ни слушателей не трогать.

Конечно, финансовая независимость в том или ином виде позволяет редакции быть независимой. Могу сказать, что слухи о том, будто нас содержит «Газпром», это неправда. Мы действительно два года были дефицитными, но мы брали кредиты в «Газпромбанке». И мы стали их возвращать в прошлом году и собирались в этом году рассчитаться. Там большие были деньги — по 40 миллионов. И в прошлом году мы заработали, и даже остались (средства) после возврата кредитов. А в этом году непонятно, как будет.

Меня меньше волнует, честно говоря, объем денег — не умрем. Сохранение независимости редакционной политики важно, и сохранение, скажем, политики независимости от рекламодателя тоже важно, и это тоже проблема. Если у тебя появляется один большой рекламодатель, который закрывает дефицит, ты становишься его должником — даже морально. И мои опасения заключаются в том, что администрация найдет нам одного или двух рекламодателей — крупную корпорацию, государственную структуру — а потом будет говорить мне: «Эй, послушай, парень, ну они же нас спасли во время кризиса, а ты их информационно не подсвечиваешь». Я это держу в голове у себя всегда. Поэтому, в общем, яйца в разных корзинках должны быть.

О счастливом спасении «Серебряного дождя»

В июне Дмитрий Савицкий объявил в эфире, что у радиостанции «Серебряный дождь» закончились деньги и она, возможно, будет закрыта. На фоне пандемии рекламные доходы «Серебряного дождя» сократились на 99% — в мае медиа заработало только 600 000 рублей при совокупных месячных расходах в 15 млн рублей. После этой передачи слушатели сделали около 12 000 переводов редакции на общую сумму свыше 14 млн рублей. В результате 3 июля радиостанция заявила о продолжении работы.

Дмитрий Савицкий: Мы приободрились — стали «бодры» говорить бодрее, а «веселы» — веселее, и, в общем-то, со сдержанным оптимизмом смотрим в будущее. Это сильно лучше, чем то депрессивное состояние, которое у нас было сразу после окончания совершенно чудовищного мая. Нас очень поддерживают слушатели. Тут вопрос даже не столько в деньгах — хотя, безусловно, и это тоже — сколько в моральной поддержке,

Мы сейчас сократили расходы, хотя и до этого, в общем-то, мы не то чтобы как-то жировали. Мы сократили (расходы) практически в два раза и дошли до порога 8,5 млн рублей в месяц.  Это ценник, который нужно платить для того, чтобы радиостанция функционировала.

Мы не уволили (людей), мы вообще избегаем такой формулировки, потому что она немножко формальная. На самом деле, мы разослали письмо сотрудникам, в которым мы написали: «Ребята, смотрите, к сожалению, так сложилась жизнь, что с некоторыми из вас мы не можем сейчас продолжать сотрудничество. Но мы просим расценивать это как некий академотпуск до осени. Мы рассчитываем, что осенью дела наладятся, и мы вас тогда вернем». Поэтому де-юре мы (их) уволили, а де-факто все могут…Мы им прямо написали: наш офис — это ваш дом, вы можете приходить сюда работать на себя за компьютерами, что-то делать. 

О том, как выжить радиостанциям

Дмитрий Савицкий: Если сравнивать с периодом с 2000-го по 2008 годы, когда брали лыжную палку, втыкали ее в асфальт, и на следующий день из нее лезли бананы — этих времен нет и, видимо, их больше никогда не будет. Конечно, наша отрасль, радио, подвергается очень сильной конкуренции со стороны прогресса, потому что если взять те времена, то, в общем-то, было радио — и все, с точки зрения способа получения музыки. Ну еще у тебя был плеер. А сейчас — пожалуйста: «Яндекс.Музыка», потоки, какие-то подкасты, шмодкасты — все, что угодно. Это довольно сильно ударяет по радио как по отрасли.

Но я считаю, что мы, если брать «Серебряный дождь», находимся еще в более-менее благополучной ситуации, потому что одно дело, когда у тебя музыкальная радиостанция, музыкальная шкатулка, которая 24 часа в сутки фигачит музыку — в принципе, ты можешь эту музыку послушать на «Яндекс.Музыке», тебе все подберут, сделают, и все будет прекрасно. Но у нас (есть) программы, и на «Яндекс.Музыке» вы не найдете программы того же Сванидзе, Миши Лабковского или Вити Набутова. Это только в нашем эфире. И в подкастах вы не найдете интерактив, когда можно позвонить, прислать сообщение, и его прочитают Петя Левинский, Мари Армас — все наши звезды…

Наши конкуренты — это холдинги. Соответственно, (происходит) ценовая война, потому что когда приходит гигантский холдинг, в который входят девять радиостанций, и говорит: «Купите на одной радиостанции рекламу со скидкой 50%, и вы получите (время) еще на девяти радиостанциях бесплатно», то умные клиенты и агентства пересчитывают стоимость одного ролика и выясняют, что она составляет десять рублей за ролик. И очень сложно в этот момент, когда приходит «Серебряный дождь» и говорит: «Ребята, может быть, мы тоже как бы…». Это наша главная проблема. Мы как маленький семейный ресторанчик в Париже, окруженный «макдональдсами». Но просто во Франции это сдерживается довольно эффективно, чтобы не было такой ситуации, что глобализация полностью выдавливает идентичность страны, чтобы все не превратилось в Дубай. Они за этим следят.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пожары семейных страстей: как дети воспринимают сложные эмоции взрослых Пожары семейных страстей: как дети воспринимают сложные эмоции взрослых

О влиянии недовольства, гнева и обид в отношениях родителей на ребенка

Forbes
Что читать: 7 стихов из последней книги певца, обладателя «Грэмми» и поэта Леонарда Коэна Что читать: 7 стихов из последней книги певца, обладателя «Грэмми» и поэта Леонарда Коэна

Семь произведений из поэтического сборника «Пламя»

Esquire
«И тянутся города»: как группа из Барнаула прославилась благодаря виральному треку «И тянутся города»: как группа из Барнаула прославилась благодаря виральному треку

Как барнаульцы создали один из самых успешных рок-проектов страны?

Forbes
10 фраз на латыни: как их использовать, чтобы прослыть Горацием 10 фраз на латыни: как их использовать, чтобы прослыть Горацием

Главное, чтобы латинские фразы были in situ, и не ad nauseam

Maxim
45 способов изменить жизнь. Выберите для себя хотя бы 10 45 способов изменить жизнь. Выберите для себя хотя бы 10

Список привычек, которые помогают жить более полной, яркой и счастливой жизнью

Psychologies
По-настоящему эффективные процедуры против целлюлита По-настоящему эффективные процедуры против целлюлита

С целлюлитом сталкиваются все – и пышки, и стройняшки, и даже спортивные девушки

Cosmopolitan
Как Йозеф Менгеле — «Ангел смерти из Освенцима», ставивший эксперименты над людьми — избежал наказания (отрывок из книги) Как Йозеф Менгеле — «Ангел смерти из Освенцима», ставивший эксперименты над людьми — избежал наказания (отрывок из книги)

Сын Менгеле, нашедший его в Бразилии, задает ему страшные вопросы

Esquire
10 самых известных предсказаний конца света: пранк длиной в 2000 лет 10 самых известных предсказаний конца света: пранк длиной в 2000 лет

Десять самых громких предсказаний грядущего Армагеддона

Популярная механика
Хабаровский цугцванг Хабаровский цугцванг

Что стоит за вспышкой протестной активности в Дальневосточном регионе

Огонёк
Нос судьбы Нос судьбы

Вера Полозкова — поэт и мать троих детей

Seasons of life
25 бронебойных советов по ухаживанию 25 бронебойных советов по ухаживанию

Самые эффективные способы добиться расположения понравившейся тебе барышни

Maxim
Азбука Бейонсе: от R'n'B и песен о модных марках до матриарха музыки XXI века Азбука Бейонсе: от R'n'B и песен о модных марках до матриарха музыки XXI века

Один из главных культурных феноменов двадцать первого века

Esquire
Как сделать свою квартиру уютнее: простые советы для тех, кто не может собраться Как сделать свою квартиру уютнее: простые советы для тех, кто не может собраться

Пора уже заняться своим личным пространством

Playboy
Сам себе фармацевт Сам себе фармацевт

Как правильно хранить лекарства в квартире

Лиза
История Уно Тие: как японская писательница основала самый успешный журнал мод и дала отпор патриархату История Уно Тие: как японская писательница основала самый успешный журнал мод и дала отпор патриархату

Писательница и законодательница мод Уно Тие — одна из самых ярких женщин XX века

Forbes
Вопросы к небу Вопросы к небу

Как устроена первая марсианская миссия Китая

N+1
Что за ракурс? Звездные пары, где девушка выше парня, но скрывает это Что за ракурс? Звездные пары, где девушка выше парня, но скрывает это

Звезды, которые выбирают особые ракурсы для фотографий из-за своего роста

Cosmopolitan
Долгожданный Spotify. Как шведский сервис изменил музыкальную индустрию и что значит его приход в Россию Долгожданный Spotify. Как шведский сервис изменил музыкальную индустрию и что значит его приход в Россию

Что сделал Spotify для индустрии — и насколько ценен для инвесторов

Forbes
Гороскоп советского кино: какая ты героиня по знаку зодиака? Гороскоп советского кино: какая ты героиня по знаку зодиака?

Хочешь узнать, на какую именно героиню ты похожа? Читай наш гороскоп!

Cosmopolitan
Оптическая иллюзия: сколько кругов на изображении? Оптическая иллюзия: сколько кругов на изображении?

Эта иллюзия уже 14 лет вводит в ступор даже тех, кто много раз ее видел

Популярная механика
Что делать, если мой гардероб состоит только из черных вещей Что делать, если мой гардероб состоит только из черных вещей

На примере молодого Тима Бертона разбираемся, как добавить в образы больше цвета

GQ
Едем на пикник Едем на пикник

Что делать, если нет дачи, уехать в отпуск невозможно, а отдохнуть хочется

Лиза
Лучшие приключенческие фильмы всех времен Лучшие приключенческие фильмы всех времен

15 способов оказаться в затерянном храме, фантазийном Средиземье или где-то еще

Esquire
До жути прекрасны: 10 самых сексуальных кинозлодеек всех времен – кто они До жути прекрасны: 10 самых сексуальных кинозлодеек всех времен – кто они

10 сексуальных злодеек, завоевавших любовь вопреки своей дьявольской сущности

Cosmopolitan
Юбки, украшения и собственный мерч: что носит Джейден Смит — сын Уилла Смита, музыкант и модник Юбки, украшения и собственный мерч: что носит Джейден Смит — сын Уилла Смита, музыкант и модник

Ключевые составляющие яркого стиля Джейдена Смита

Esquire
От крабов до папоротника: что есть и как проводить время на Сахалине От крабов до папоротника: что есть и как проводить время на Сахалине

Сахалин – одно из любопытнейших мест нашей родины

GQ
Девушка - огонь! 20 идей окрашивания-балаяж для рыжих Девушка - огонь! 20 идей окрашивания-балаяж для рыжих

Как выбрать цвет и как в него потом покраситься?

Cosmopolitan
Одной крови Одной крови

Искренний репортаж про кровные узы

Seasons of life
7 спортивных занятий для тех, кто не любит бег 7 спортивных занятий для тех, кто не любит бег

Что делать, если бегать вы не любите или не хотите?

РБК
Хищную муху из Австралии назвали в честь Дэдпула Хищную муху из Австралии назвали в честь Дэдпула

Четыре вида австралийских мух-ктырей получили имена в честь персонажей Marvel

N+1
Открыть в приложении