«Мода — для дураков»: что стоит за отрицанием трендов
Мода — это не просто одежда, это социокультурный феномен. Тотальное повиновение или полный отказ от следования актуальным тенденциям — личный выбор, но не всегда осознанный. Создательница собственного бренда одежды рассуждает, что, по ее мнению, стоит за демонстративным нежеланием одеваться по моде.
Одежда как психологическое явление закрывает сразу две человеческие потребности: в самовыражении и принадлежности к определенной группе общества.
Согласно теории развития личности Эрика Эриксона, в возрасте 12–19 лет подростки стремятся примкнуть к комьюнити и одновременно сохранить собственную идентичность. Если этот этап пройден правильно, то человеку легко находить баланс между проявлением своей личности и общественными нормами.
Отношение к моде как к социокультурному феномену во многом показывает, насколько успешно был пройден кризис «идентичность — смешение ролей». Но если внимательно приглядеться, то одежда обнажает и другие проблемы.
В своей практике чаще всего я встречаю шесть вариантов отрицания моды и стоящие за этим ограничения.
«Я выше этого, мода для глупеньких»
Интеллектуализм противопоставляется красоте. У человека есть внутреннее убеждение, что нельзя быть одновременно модным, стильным, красивым и умным, глубоким, думающим.
Бесполезно убеждать его или ее, что мода — это искусство, интересная и сложная индустрия, история, культура, эстетика… Слишком силен внутри страх, что за внешнюю красоту осудят, лишат признания ума и даже экспертизы. На самом деле это может быть показателем дисгармонии личности, которая не разрешает себе обладать умом и красотой одновременно.
Лозунг «Мода — для глупеньких» довольно часто встречается у представителей научного мира и у бизнес-леди, которым пришлось слишком долго доказывать своему сообществу свою экспертность и интеллектуальность.