«Мода — для дураков»: что стоит за отрицанием трендов
Мода — это не просто одежда, это социокультурный феномен. Тотальное повиновение или полный отказ от следования актуальным тенденциям — личный выбор, но не всегда осознанный. Создательница собственного бренда одежды рассуждает, что, по ее мнению, стоит за демонстративным нежеланием одеваться по моде.
![1000x562_0xac120003_10120584421661934928.jpeg](https://cs.kiozk.ru/content/article/rfd/w4s/yki/qaj7cokm32kl2bra6p9ytx4/jfqe0f.jpg?v=2&temp_url_sig=JIKSr4coPBeVK7SWlSpBxw&temp_url_expires=1738958608)
Одежда как психологическое явление закрывает сразу две человеческие потребности: в самовыражении и принадлежности к определенной группе общества.
Согласно теории развития личности Эрика Эриксона, в возрасте 12–19 лет подростки стремятся примкнуть к комьюнити и одновременно сохранить собственную идентичность. Если этот этап пройден правильно, то человеку легко находить баланс между проявлением своей личности и общественными нормами.
Отношение к моде как к социокультурному феномену во многом показывает, насколько успешно был пройден кризис «идентичность — смешение ролей». Но если внимательно приглядеться, то одежда обнажает и другие проблемы.
В своей практике чаще всего я встречаю шесть вариантов отрицания моды и стоящие за этим ограничения.
«Я выше этого, мода для глупеньких»
Интеллектуализм противопоставляется красоте. У человека есть внутреннее убеждение, что нельзя быть одновременно модным, стильным, красивым и умным, глубоким, думающим.
Бесполезно убеждать его или ее, что мода — это искусство, интересная и сложная индустрия, история, культура, эстетика… Слишком силен внутри страх, что за внешнюю красоту осудят, лишат признания ума и даже экспертизы. На самом деле это может быть показателем дисгармонии личности, которая не разрешает себе обладать умом и красотой одновременно.
Лозунг «Мода — для глупеньких» довольно часто встречается у представителей научного мира и у бизнес-леди, которым пришлось слишком долго доказывать своему сообществу свою экспертность и интеллектуальность.