Между молотом и детским садом: как мировые кризисы влияют на положение женщин
Правда ли, что мировые кризисы способствуют эмансипации? Почему во время войн ХХ века женщины получали возможность работать, но потом всякий раз происходил заметный откат к традиционным ценностям? Ответы на эти вопросы — в исследовании Forbes Woman
Реклама Британской коммерческой газовой ассоциации, опубликованная в журнале The English Review в 1915 году, советовала читателям провести газ, отопление и горячее водоснабжение, чтобы сократить количество домашнего персонала, «ввиду постоянно возрастающих трудностей с поиском и удержанием хороших слуг». Трудности эти «постоянно возрастали» из-за войны: мужчины уходили на фронт, а женщины пополняли ряды munitionettes — работниц военных заводов. Они стояли у станков по 12 часов, губили здоровье на вредных производствах, а иногда погибали в авариях. Они шли на эту работу прямо «с кухни».
«Девочки — хозяюшки, мальчики — защитники, позволь себе быть слабой, и если случится беда, тебе не придется столкнуться с ней лицом к лицу» — так веками объясняли правила патриархального мира. Но история показывает, что это не так: беда, будь то война, природная катастрофа, эпидемия или финансовый кризис, ни для кого не делает исключений. Когда она приходит, оказывается, что «быть слабой» не привилегия, «быть хозяюшкой» — дополнительная нагрузка. Зато отказ от привычных социальных ролей, пусть и вынужденный, позволяет не только пережить темные времена, но и обрести внутреннюю силу.
Означает ли это, что кризисы способствуют эмансипации? Например, тотальные войны первой половины XX века изменили рынок труда, вывели на него миллионы женщин, дав бывшим домохозяйкам возможность работать и зарабатывать. Правда, спустя некоторое время происходил откат. В 1945 году молодой солдат писал в Женское бюро Министерства труда США: «Желаю вам успехов в вашей работе и жду того дня, когда женщины расслабятся и смогут остаться на своих любимых кухнях». Работницы фабрик и заводов послушно вернулись к роли «хозяюшек». Впрочем, спустя десятилетие графики женской занятости снова поползли вверх — и сегодня экономисты спорят, что было тому причиной.
Говорить о войне как об источнике эмпауэрмента сложно, война — это всегда разрушения, потери и горе. Женщины, оказавшиеся в зонах боевых действий, становятся беженками, страдают от нищеты, голода и насилия. Вдали от линии фронта они вынуждены адаптироваться к изменившимся экономическим условиям, часто в одиночку содержать детей, а иногда и потерявших трудоспособность мужей. Утверждать, что война — это проблема, создаваемая исключительно мужчинами, тоже невозможно: женщины участвуют и в боевых действиях, и в милитаристской пропаганде, и в преступлениях.
Как бы там ни было, те, кому приходится жить в тяжелые времена, находят способы выживать, помогать другим и восстанавливать разрушенное. Но какой ценой? И как меняется их жизнь и жизнь следующих поколений?
Клепальщица Рози и ее коллеги
В 2018 году в американском городке Лонгвью умерла 96-летняя Наоми Паркер Фрэйли, всю жизнь проработавшая официанткой. Ее некролог опубликовала The New York Times — все потому, что, вероятно, именно Фрэйли была прообразом Клепальщицы Рози с одного из самых известных американских плакатов 1940-х We Can Do It!. Считается, что художник Ховард Миллер создал его под впечатлением от газетной фотографии, на которой девушка в платке в горошек стоит, склонившись, у токарного станка. Во время Второй мировой правительство США инициировало масштабную рекламную кампанию, печатая репортажи и снимая киноролики об очаровательных женщинах с идеальными укладками и в рабочих комбинезонах, которые ловко управлялись с промышленным оборудованием.
Объем мужской рабочей силы тогда сократился почти на 9 млн человек (такие данные приводили экономистки Клаудиа Голдин и Клаудиа Оливетти в статье 2013 года для американского Национального бюро экономических исследований). Людей не хватало настолько, что безработица снизилась почти на 90%, с 5 млн человек в начале войны до 600 000 в 1943 году. Американское издание Editorial Research Reports, ссылаясь на подсчеты Федеральной службы занятости, в 1942 году указывало, что стране нужно 10 млн новых рабочих: из них 6 млн можно рекрутировать на заводах, занятых производством «второстепенных товаров», еще 4 млн набрать среди неработающих женщин.
В поиске свободных рабочих рук работодатели обращались к опыту Первой мировой войны, когда массовая мобилизация не просто поставила к станкам миллионы женщин, но и, казалось, изменила отношение общества к их социальной роли. «Во время войны 1914–1918 годов на рынок труда вошло больше женщин, чем когда-либо прежде. Они стали не только конторскими работниками или продавщицами, но и токарями, штамповщицами <...> операторами сверлильных станков, шлифовщицами, клепальщицами, инспекторами, крановщицами <...> В конце Первой мировой в Соединенных Штатах женщины составляли около 20% рабочей силы во всех производственных отраслях», — говорилось в докладе Бюро занятости США в 1942 году.
Современные исследования опровергают представление о взрывном росте женской занятости во время Первой мировой. Оно возникло из-за того, что женщин стало много в тех сферах, где до этого их почти не было. Например, в Великобритании к концу 1918 года женщины составляли до 90% рабочей силы на производстве боеприпасов, пишет Би-би-си. В Германии к 1917 году число женщин, занятых в металлургии, увеличилось на 319% (по данным из обзора на базе Совместной европейской инфраструктуры цифровых архивных исследований CENDARI), во Франции — почти на 700% (Journal of Human Resources, 2022 год). Но работницы приходили в эти отрасли из текстильной, кожевенной и других отраслей или бросали работу горничной или судомойки. Как пишет в своей книге историк Лора Даунс, «в массовом сознании работающие женщины шагнули из домашней безвестности в самый центр промышленного производства, в традиционно «мужские» области. На самом же деле война на короткое время привлекла внимание военной промышленности к тысячам женщин, прозябавших в безвестности плохо оплачиваемой и ненормированной работы в качестве прислуги, портних и работниц текстильных фабрик.
Однако 1940-е действительно стали переломным моментом. Абсолютное число работающих женщин, доля женщин в рабочей силе, доля работающих женщин в общей популяции — какой график ни построй, для стран, участвовавших во Второй мировой войне, на 1940-е приходится заметный пик. За семизначными и восьмизначными числами статистических сводок (в Великобритании в 1939 году вне дома работало примерно 5,1 млн женщин, а к 1943-му их было уже 7,25 млн; в США в 1941 году вне дома работало 10,9 млн женщин, а в 1944-м уже 18 млн и т. д.) — истории женщин, которые трудились кто по призыву, кто по принуждению, а кто по зову сердца.