Возвращение шедевров: как бренды тратят миллионы на спасение памятников культуры
Bvlgari освещает площадь Торре-Арджентина в Риме и защищает местных кошек, Fendi в 2016 году восстановил фонтан Треви за €2,6 млн, а Dior отстроил дом, принадлежавший Марии-Антуанетте — и это далеко не все филантропические проекты модных и ювелирно-часовых домов, которые были реализованы в последние годы. Forbes Life рассказывает, как миллионы евро помогают восстанавливать исторические здания и произведения искусства
За последние десять лет участие крупных европейских игроков модной индустрии — конгломератов и частных брендов — в проектах по восстановлению значимых памятников архитектуры и живописи стало привычным делом. На эти меценатские инициативы они тратят по несколько миллионов евро, но, помимо положенного в рамках подобной благотворительной деятельности налогового вычета от государства, бренд получает нечто большее — репутацию значимой культурной институции и оставляет след в истории.
Bосстанавливая «Вечный город»
Ювелирно-часовой дом Bvlgari — рекордсмен по количеству памятников, которые при его финансовой поддержке были отреставрированы и преображены в родном для него Риме за последние годы. Восемь лет назад президент Bvlgari Жан-Кристоф Бабен, взял своего рода социальное обязательство — участвовать в проектах, «которые сохраняют и усиливают те бесчисленные красоты, что Вечный город предлагает миру», ведь именно здесь в 1884 году был основан бренд.
В 2014 году дом выделил €1,5 млн на восстановление Испанской лестницы — за три столетия ее ступени настолько истерлись под ногами миллионов туристов, что стали представлять опасность для вновь ступающих. В течение двух лет 138 ступеней из травертина общей площадью в 32 300 м² восстанавливали 80 реставраторов и ремесленников, и в итоге Лестница предстала почти в том виде, в котором были созданы в эпоху барокко, в первой четверти XVIII века.
В 2017-м началась реставрация напольных мозаик в Термах Каракаллы — масштабного общественного банного комплекса 217 года н. э. в центре города. Последние четыре десятилетия мозаики были законсервированы археологами под несколькими слоями тканей и грунта, и только после того, как Bvlgari выступил спонсором необходимых работ, геометрическим орнаментам из кусочков цветного мрамора был возвращен подобающий вид.
Осенью 2019 года Дом объявил об участии в реставрации 92 мраморных изваяний из коллекции Fondazione Torlonia, одного из самого значительных частных собраний античных скульптур в мире. Несколько поколений влиятельного аристократического семейства Торлония собирали эту коллекцию с XV по XIX века, и сегодня она насчитывает 620 артефактов. Помощь в реставрации Bvlgari предложил наследникам с одним условием — восстановленные изваяния будут впервые представлены широкой публике. Реставрацию осуществила авторитетный специалист Анна Мария Карруба — и первая выставка The Torlonia Marbles. Collecting Masterpieces («Мрамор Торлонии. Собрание шедевров») состоялась в 2020-м году в Палаццо Каффарелли на Капитолийской площади. А затем, летом 2022-го, переехала в Милан, где было представлено уже на пять отреставрированных шедевров больше. В дальнейших планах Bvlgari — открытие нового музея, где будет размещена лучшая часть коллекции Fondazione Torlonia.
В 2021 году дом передал €120 000 на реконструкцию осветительной системы памятника и музея Ara Pacis, или «Алтаря мира». Вместе с бюджетом €86 300, который был выделен из средств муниципалитета Рима, эта сумма покрыла замену освещения выставочного пространства. Алтарь в честь римской богини мира был воздвигнут на Марсовом поле по указу Сената в 13 году до н. э. в ознаменование триумфального возвращения императора Августа с военных действий в Испании и Галлии.
После падения Римской империи он был затоплен вышедшим из берегов Тибром, и обнаружен после археологических раскопок только в 1881 году. В 1938 году он был реконструирован на нынешнем месте, а в 2006-м над алтарем возвели прозрачное здание-«колпак» авторства архитектора Ричарда Мейера, чтобы защитить мрамор от непогоды. Благодаря нынешней модернизации светодиодного освещения, потребление электроэнергии уменьшилось на 85%, то есть были сокращены муниципальные расходы.
Работы, которые с мая 2021 года идут по настоящий момент, — это проект реставрации площади Торре-Арджентина, на Капитолийском холме, в районе Пинья, или, как ее называют сами римляне, «священное место». Памятник архитектуры включает в себя остатки четырех храма III и II веков до н. э., а также основание театра Помпея, где в 44 году до н. э., как считается, был убит Юлий Цезарь.