Местечковая застава: почему не получилось заселить Приамурье евреями
Идея создания специальной территории, заселенной еврейскими переселенцами, имела в России яркую, но очень недолгую жизнь. Когда она зародилась в конце 1920-х годов, предполагалось, что через десять лет население новой территории достигнет полумиллиона человек, но уже к концу 1930-х руководству СССР стал очевиден провал этой затеи. Однако отказаться от ее реализации оказалось не так просто.
«Если царская Россия по справедливости и считалась тюрьмой народов, то для еврейского населения она являлась темным карцером в этой душной тюрьме», — писал известный большевик-активист Петр Смидович в статье с выразительным названием «На помощь евреям-крестьянам». Сам он, даром что родился в дворянской семье и учился в Московском университете, с молодости стал профессиональным революционером, вступив в РСДРП еще в 1898 году, в декабре 1905 года принял участие в московском вооруженном восстании, в 1917-м состоял в Московском военно-революционном комитете, который брал власть в свои руки в будущей столице, а в 1921 году принимал активное участие в ликвидации Антоновского и Кронштадтского антибольшевистских мятежей. Но затем политическая карьера Смидовича сделала резкий вираж, и он начал заниматься вопросами исключительно национальной политики, а в 1924 году возглавил Государственный комитет по земельному устройству еврейских трудящихся (КомЗЕТ) при президиуме Совета национальностей ЦИК СССР, которым руководил до своей смерти в 1935 году. Именно на это время пришелся расцвет проекта по переселению евреев на Дальний Восток.
Колонизация плюс коренизация
По данным Всероссийской переписи 1897 года, на территории Российской империи проживало более 5 млн евреев, это была самая крупная община во всем мире. Но эта община распадалась. В период с 1881 по 1914 год за границу переехало почти 2 млн человек. А часть евреев активно ассимилировалась по идеологическим и по вполне бытовым причинам. Этот процесс активизировался после революции, после которой возникли новые границы и новые миграции. По данным переписи 1926 года, на территории СССР проживало 2,6 млн евреев, это была седьмая по численности национальная группа (после великороссов, украинцев, казахов, узбеков и татар) и единственная из крупных групп, которая не имела своей национальной автономии. Последнее обстоятельство играло очень важную роль для коммунистов того времени, которые пришли к власти на лозунгах такой автономизации (позаимствовав эту идеологию у австрийских марксистов) и последовательно ее продвигали под лозунгом, который можно сформулировать как «у каждого народа должна быть своя Родина» не только со своим языком и культурой, но и с территорией. В политических реалиях того времени это означало так называемую коренизацию: территория, отведенная каждому народу, превращалась в национальную автономию, где язык «коренной» группы становился официальным, независимо от того, какую долю этот народ составлял.
Для еврейского народа тема «коренизации» в глазах советского правительства носила политический смысл, с учетом того, что именно в этот момент из теории в практику трансформировался сионизм, который угрожал выездом всех российских евреев в Палестину. Такой исход стал возможным на основе расплывчатой формулировки, содержавшейся в так называемой Бальфурской декларации 1917 года, где говорилось о том, что у еврейского народа есть право на создание в Палестине «национального дома» (в оригинале «national home», часто переводится как «национальный очаг»).
В ответ на «палестинское предложение» советская власть предприняла попытки закрепить еврейское население на территории Европейской России — в Южной Украине, Крыму и Белоруссии. Смидович, пользуясь своим авторитетом и опытом, поддерживал тесную связь с международными еврейскими организациями (в первую очередь «Джойнтом» — крупнейшей еврейской благотворительной организацией, созданной в 1914 году в Нью-Йорке для помощи евреям, находящимся в опасности или нужде). В тот исторический момент такие контакты были нужны по двум причинам: для борьбы с сионизмом, а также для лоббирования политической и финансовой поддержки сильно нуждающейся советской власти, которая оказалась в международной изоляции. О необходимости получения денег на обустройство еврейских общин от американских филантропов говорил и председатель ЦИК СССР «всесоюзный староста» Михаил Иванович Калинин.
А как только стало известно о том, что Новейший Иерусалим будет строиться на берегах Амура, в 1929 году в Харькове вышла книга на идише «Биро-Биджан и Палестина». В ней автор сравнивает хозяйственно-экономические перспективы в Биробиджане и Палестине и приходит к выводу о том, что единственной страной, где имеются благоприятные условия для создания еврейского крестьянства, является Советский Союз.