«Пацаны не извиняются»: 6 актеров из «Слова пацана», за которыми стоит следить
Сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте», вышедший на платформах Wink и Start, давно закончился, а ажиотаж вокруг молодых актеров не утихает. «Правила жизни» пообщались* с ними о том, как проходил кастинг и съемки, что им дал сериал и в каких проектах они заняты сейчас.
Рузиль Минекаев
Если бы на «Эмми» была номинация «Лучший кастинг в иностранный проект», награду не глядя забрал бы «Слово пацана. Кровь на асфальте». Здесь каждый актер — занят он в массовых сценах или получает в нос на первом фланге — как на подбор, словно не по наводке агента пришел, а телепортировался из любого советского двора. Рузиль Минекаев, исполняющий роль Марата, — первое тому подтверждение. «Я знаю, что такое настоящий пацан. Это тот, кто отвечает за свои поступки и слова. Поэтому я крайне редко произношу слово "обещаю"», — заявляет улыбчивый парень, когда мы созваниваемся в зуме.
Молодой человек с дерзким взглядом и острыми скулами, словно нож в масло, залетает в автобус, заставляет главного героя Андрея вывернуть карманы — и становится понятно: Маратка тут главный и на своем месте. Даром что минутой ранее прицельно получил кирпичом в висок. Сам Рузиль — актер московского театра «Школа современной пьесы», в портфолио которого как минимум хитовый подростковый сериал «Смычок», — объясняет идеальный кастинг так: «Изначально я пробовался на роль Вовы (старшего брата Марата, которого в итоге играет Иван Янковский. — ПЖ) и подходил по возрасту (по сценарию герою 24 года, как и мне), но внешне не попадал». 24-летний Минекаев и правда на свой возраст не выглядит, уж тем более сложно разглядеть в нем парня, только что вернувшегося из Афганистана (как положено персонажу Янковского), а вот отбившегося от рук подростка — пожалуйста. «Когда я получил сценарий, понял, что очень хочу сыграть Марата, — вспоминает Рузиль. — Как я хотел его сыграть!» Запрос во Вселенную был исполнен. И вот личные сообщения актера в соцсетях забиты портретами и эдитами, полными любви к Марату, а почта агента — предложениями о похожих ролях. Рузиль признается, что фильтрует персонажей: «Я хочу уйти от образа парня с района. Сыграл пацана-волка в гениальном сериале, с гениальным режиссером — и хватит. Благодаря "Слову пацана" я научился отличать хороший сценарий от плохого, поэтому тщательно выбираю проекты». Единственное, пацан с района в исполнении Минекаева вернется в сериале «Подслушано в Рыбинске» Петра Тодоровского — и то потому, что сценарий пришел раньше благословения Жоры Крыжовникова.
Сам Рузиль готовился к съемкам по документальной хронике и воспоминаниям родственников. «Мама оценила прикид моего героя, сказала, что у нее был такой же шарф. Двоюродный старший брат сказал, что все снято очень натурально. А бабушка друга всплакнула на серии, в которой пацаны выигрывают шапку у матери Андрея: она в молодости проиграла золотые сережки в наперстки таким же пацанам».
Натуралистично в кадре показаны и драки — причем если некоторые зрители закрывают глаза от количества жестокости на минуту хронометража, то Рузиль пожимает плечами: «Не знаю, по-моему, тумблер жести выкрутили не до конца. В некоторых моментах можно было добавить». На вопрос, у кого из партнеров по площадке самая тяжелая рука, занимавшийся татарской национальной борьбой парень отвечает без паузы: «У Сергея Бурунова! Мне вообще нормально от него прилетело — единственный постановочный удар — кулаком. Остальное все взаправду. То, как он меня повалил на пол, и далее — чистая импровизация».
Также Рузиля, как и многих его молодых коллег, удивила простота Вани Янковского. Понятно, что у них с Минекаевым было больше всего совместных сцен (как-никак братья), но то, что Янковский запросто заходит в вагончик, пьет кофе и болтает о жизни...
Возможно, это запомнилось Рузилю потому, что сам он восходящей звездой себя не считает: «Не знаю, что должно произойти, чтобы я почувствовал себя надеждой русского кино. Я очень критично отношусь к собственной работе. Голову мне точно не сносит». Ну а амбиция у настоящего пацана простая и скромная — получить «Оскар».
Анастасия Красовская
Анфан террибль российского кино пришла в индустрию уверенной модельной походкой. За плечами Насти — модельная карьера, последний крупный контракт она прервала в Шанхае, когда началась пандемия, — перегорела, по уши влюбившись в кино. И как было не влюбиться, если дебютировала Красовская в артхаусной картине Натальи Кудряшовой «Герда» — и тут же получила приз фестиваля в Локарно за лучшую женскую роль (студентки, которая подрабатывает стриптизершей). Бонус к крупному призу — восторг Гаспара Ноэ, который оказался в зале во время награждения, и быстрый карьерный взлет. В активах Красовской — самые громкие подростковые сериалы страны — от «Трудных подростков» до «Черной весны». Правда, сейчас 24-летнюю актрису режиссеры, как говорят в «Слове пацана. Кровь на асфальте», подняли на возраст: «Мне кажется, я много еще чего не сыграла в плане подростка, разные же люди и характеры бывают. Просто я уже не выгляжу как подросток. Сейчас мне предлагают роли девушек в возрасте 21–25 лет, порой даже с ребенком».
Справедливая и сочувствующая инспектор по делам несовершеннолетних Ирина — первая неподростковая роль Насти. И пробы для нее не понадобились: «Мы были знакомы с Андреем Николаевичем до съемок. Он прислал мне три первые серии, а потом пригласил на встречу и спросил, как мне материал. А он меня по-настоящему захватил! Линия каждого персонажа прописана идеально, очень интересно, что с ними станет дальше. Так и ударили по рукам». Причем Ирина — любимый персонаж Насти и как актрисы, и как зрителя — подкупила характером: это чуть ли ни единственный положительный герой сериала, который искренне хочет помочь пацанам, пока не поздно. Красовская и сама поступала на юридический факультет, но не может сказать, что ее миссия — помогать людям. Скорее Анастасия — тонко чувствующий, эмпатичный человек, которому важно дойти до сути проблемы.
Наглядное тому подтверждение — ее метод работы над ролью. Мы созваниваемся с актрисой в зуме, и она перелистывает перед камерой толстую красную тетрадь, испещренную заметками, вырезками из журналов, фотографиями 1980-х годов. Это проработка роли Ирины. Лайфхак подсказала коллега Насти Вероника Матвеева: «Вероника рассказала, что ее тетради соответствуют эпохе времени персонажа. Мне это показалось любопытным, и я решила позаимствовать. Но отталкиваюсь не от эпохи, а от того, какую тетрадку мог бы выбрать мой персонаж». Затем актриса погружается в материал: смотрит видеоархивы, читает сопряженную литературу, статьи, чтобы четко представить себе контур времени, о котором идет речь в сериале, и подумать, какое место в нем занимает ее героиня. «Не скажу, что я всегда пишу что-то очень осмысленное, — улыбается Настя. — В каких-то тетрадях могу просто рисовать каракули — значит, метод тут не пошел, так бывает». Но с «Пацаном» все шло как по маслу: Красовская распечатала фотографии пацанов 1980-х, составила глоссарий жаргонизмов. записала, какие были понятия, — работы было непочатый край, благо и времени на подготовку предостаточно.
Насте, выросшей в Минске, тот мир был так же неведом, как и мир кино: в семье будущей актрисы не было принято собираться у телевизора. «Помню, как папа брал в прокате диски на свой вкус. Кино смотрелось без меня — мол, еще по возрасту не положено. Я же смотрела мультфильмы, анимацию. В восьмом классе, как и все, пересмотрела огромное количество корейских дорам. А еще очень любила ужастики — они же так написаны и сняты, что до последней минуты держат тебя в напряжении!» Наверстывать, конечно, пришлось семимильными шагами: «На пробах часто давали референсы к будущему фильму, а я не понимала, о чем идет речь. Потом коллеги в перерыве обсуждают какое-то кино — а я снова не в контексте. Терпеть не могу это чувство. Да и вкус нужно было сформировать — иначе как сценарии выбирать? Я запоем смотрела все подборки "Кинопоиска", потом находила похожие фильмы — и так по кирпичику оформился бэкграунд».