Брат, братан, братишка
Они кидают друг друга под поезд, закапывают заживо, сбрасывают в пропасть, поджигают и разрывают фурами — Илья, Андрей и Сергей Сафроновы о братской дружбе и человеческой любви к иллюзиям, ставшим делом их жизни.
Илья: Жанр иллюзии зародился в еще в Египте. Сохранились папирусы, официально это подтверждающие.
Андрей: Одной из первых иллюзий было “Отрубание головы”. Иллюзионист перед шокированными египтянами отрывал птице голову, после чего возвращал ей жизнь. Секретом фокуса была физиология гуся, шею которого можно подогнуть без всякого вреда для птицы, подставив вместо настоящей головы муляж.
Антон Иванов: Тогда это уже признавалось фокусом или считалось волшебством?
А.: Разделение на магию и иллюзионизм произошло только в начале XX века, причем в СССР позиция была жесткая: от артистов требовали научный подход — появился жанр “разоблачений”. Это были сеансы магии с последующим объяснением сути фокуса. Самим же термином illusionist стали пользоваться только в конце века. До этого момента все иллюзионисты в Америке называли себя magician — волшебник. Но хотя из терминологии волшебство уходит, магии в иллюзиях меньше не становится. Этот жанр стремительно развивается. Мы, например, изобрели вариант распиливания без помощи ящика.
И.: На примере этого трюка можно проследить эволюцию иллюзионного жанра. Раньше требовалась ширма, которой прикрывали секрет. Сегодня же наша наука дошла до такого, что мы можем просто взять человека и разделить на половинки. Жанр постоянно развивается. Мы используем не только физику и математику — настоящий иллюзионист применяет вообще все существующие науки и открытия, вплоть до военных и космических технологий. Но, как много лет назад сказал Дэвид Копперфильд, порой больше впечатляет не сам трюк, а личность, которая его показывает. Ты можешь обложиться многомиллионными устройствами, но если ты неинтересен, то из этого ничего никогда не получится.
А.И.: А тот самый жанр разоблачений популярный в СССР, не является чем-то, противоречащим этике или кодексу иллюзионистов, если такой существует?
И.: Конечно, иллюзионисты скрывают секреты фокусов. Ведь без секрета фокус мертв, в этом и есть сила притягательности фокуса.
А.: Однако в наше время существует множество курсов и обучающих видео, где фокусники делятся своими простыми секретами, тем самым привлекая новую аудиторию к нашему жанру. Подобная рубрика есть и в моем тик-токе. Эти видео пользуются огромной популярностью. Но крупные профессиональные иллюзии мы тщательно скрываем. Секрет новой разработки храним как зеницу ока — иногда заказываем реквизит по частям, на разных производствах, чтобы никто не догадался об идее проекта.
Сергей: Раньше в России существовал закрытый клуб фокусников, где можно было купить иллюзионный аппарат, — и то перешептываясь, как из-под полы. Сейчас же в интернете каждый второй фокусник открывает свой магазин, дает уроки, поэтому можно сказать, что в наше время кодекса мало кто придерживается, но все равно секреты в нашем жанре — важная вещь. Огромная конкуренция, шпионаж — все это существует не только в фильмах. У нас был случай, когда мы поймали одного из наших сотрудников, который снимал наши иллюзионы. Он даже создал сайт, где начал под заказ делать тот или иной реквизит “для трюков братьев Сафроновых”.
А.И.: То есть при желании каждый может купить реквизит и стать иллюзионистом?
И.: Сейчас продается самый разный реквизит, от мелкого — магазины приколов (платочки, карты, фокусы) до настоящих крупных иллюзионов. В основном полноценные иллюзионы производят в Китае. Естественно, продаются только классические трюки — собственные уникальные разработки никто на продажу не выставляет.
А.: Мы всегда стараемся изобретать иллюзионы самостоятельно. Хотя в мире только единицы иллюзионистов поступают так, большинство покупает реквизит.
А.И.: Кстати, сколько стоит серьезный иллюзион?
И.: Разброс цен самый разный, но быть иллюзионистом дорого — в интернете можно увидеть аппарат и за 200-300 тысяч рублей, и за 20-30 тысяч евро. Один из самых дорогих наших иллюзионов — приспособление для левитации зрителей, за него мы отдали примерно 5 миллионов рублей.
А.И.: А кто сегодня для вас лучший иллюзионист мира?
С.: Для меня мастодонты в жанре иллюзий — Пенн и Теллер. Они комические иллюзионисты, хедлайнеры Лас-Вегаса, на сегодняшний день их можно назвать номером один. Они не только крутые шоумены, но и изобретатели.