Звезда Амуры
Есть ощущение, что любой проект, где участвует Аскар Ильясов, обречен на успех. Такими стали “Нулевой пациент” и “Комбинация”, ну а его последнюю работу — сериал “Амура”, который можно посмотреть в онлайн-кинотеатре KION, — Men Today еще в начале года поставил на первое место в списке самых ожидаемых. Чувства, эмоции, предчувствия и чутье и стали темой нашего разговора с актером.
Кино — это то, что вызывает у нас эмоции, и чем кино лучше, тем они ярче. Давай поговорим о том, что вызывает эмоции у тебя самого. И я бы начал со счастья — того, что все мы так хотим найти в сценарии своей жизни. Какие эпизоды из жизни Аскара Ильясова самые счастливые?
Первое, что вспомнилось, это один момент из пандемии. Мы тогда жили с друзьями в большом доме. У нас была своя территория с бассейном. И вот я сижу в этом бассейне, причем в холодном, и вдруг из-за дома вышло солнце, и я почувствовал себя по-настоящему счастливым. Это было такое пронзительное чувство, что я запомнил каждую деталь, даже то, как падал свет. Так — хоп, и зафиксировался этот момент. Наверное, счастье в моментах, и чем оно ближе к каким-то детским фрагментарным воспоминаниям, тем оно чище и больше меня заряжает. У меня вообще всё детство со счастьем ассоциируется, и моменты, когда я чувствую себя счастливым, чаще всего перекликаются с какими-то воспоминаниями из детства. Очень простые вещи. Я даже с какой-то тоской начинаю вспоминать детство... Как было здорово!
А ты, кстати, взрослым себя ощущаешь?
Владимир Меньшов в своем последнем интервью сказал, что за всю жизнь так и не встретил ни одного взрослого человека. Это слова человека, котором у было тогда за 80! Он говорит, это либо люди, которые сумели сохранить в себе детскость, либо дети, которые строят из себя взрослых. Меня эта мысль до мурашек пробрала. Так и есть: взрослость не исключает детскость. Она должна на ней базироваться.
Детскость — это еще и искренность…
Да! И в этом сила, как ни странно. Этому сложно что-то противопоставить. В конфликте она вообще обезоруживает. Я очень мало дрался в своей жизни и часто в ответ на какую-то бычку задавал просто искренний детский вопрос: “Что тебе конкретно надо? Что именно ты сейчас хочешь?”
Детство — это еще и время, когда мы умели удивляться, как никогда потом в жизни. Чему ты в последнее время искренне удивлялся?
Я удивился, когда вдруг понял, что погряз в комфорте. А ведь сегодняшний комфорт — это завтрашний дискомфорт. Для меня прям открытием было, насколько я, пацан с поселка, привык к комфортным условиям и стал воспринимать их как данность.
И ты себя выдернул из этого комфорта?
Постепенно, потому что мозг сопротивляется, не хочет. Ему комфортно, чтобы я скроллил что-то в телефоне, не двигался, выпивал что-нибудь вечером, заполнял пространство пустого гостиничного номера шумами музыки или YouTube… Это и комфорт, и какая-то боязнь скуки. А надо идти в противоположную сторону.
Избавление от старых привычек — сложная история…
Есть такая восточная мудрость: “Начинай медленно, заканчивай плавно”. Любые резкие движения вызывают сопротивление. Плавные движения куда естественнее. Вот я плавно двигаюсь в сторону дискомфорта.
Ты прав, резкие движения вызывают какой-то внутренний протест и даже злость. А из внешних проявлений что у тебя вызывает гнев?
Хамство и грубость. Еще, пожалуй, абсолютная дисэмпатия, когда человек в упор не видит чужих эмоций. Вот это у меня вызывает гнев. И пусть это прозвучит высокомерно, но еще глупость и необразованность, хотя тут, наверное, это больше не гнев, а разочарование.
А какие эмоции чаще всего переживает твой герой в “Амуре”?
Если брать по треугольнику Карпмана, то он — ярко выраженный спасатель. У него медитативная работа — он мойщик окон, а когда человек много времени находится в медитативной работе, вся энергия в нем концентрируется, а потом она прям выпархивает оттуда. В любое событие в жизни он включается на 100%, причем с какой-то детскостью.
Мойщик окон — это работа, которая часто связана с высотой, а высота, в свою очередь, — со страхом. Ты сам боишься высоты?
С высотой у меня никаких проблем. Я в Сочи два года назад в скайпарке прыгнул с тарзанки с 207 метров. Мы тогда снимали “Нулевого пациента”, и в какой-то момент я понял, что выгорел. У меня было пять дней выходных, я полете л в Сочи, узнал про этот скайпарк, и такой: это то, что мне нужно. И вот стою над ущельем, где-то внизу течет река Мзымта, прыгаю, меня поднимают, и я говорю: “А у вас есть что-то повыше?” Мне отвечают: “Ну если на кабинку залезть, будет еще метра три”. Я говорю: “Пойдем на кабинку”. Прыгнул еще раз, но второй раз было гораздо страшнее. И это тоже для меня было интересно. Первый раз ты еще не знаешь, что ждет тебя в полете, когда все тело кричит, “ты чё, @#$%@#$