Сиди и смотри

На заре кинематографа хоррор-жанр считался откровенной маргинальщиной, а даже самые заметные работы с приставкой “ужасыˮ удостаивались внимания лишь от киногиков. Впоследствии картины из этой категории избавились от насмешливого штампа B-movie, попали на фестивали и заслужили одобрение критиков и миллионов зрителей по всему миру. Только в 2024-м на “Оскарˮ в разных номинациях претендовали нашумевший боди-хоррор “Субстанцияˮ Корали Фаржа и пр онз ительная ска ндинавская лента “Де вушка с иглойˮ Магнуса фон Хорна. Как изменился жанр за последние годы и почему за ним непременно стоит следить — в материале МТ.
От немецкого экспрессионизма до слэшеров
Первые фильмы ужасов, как и вообще все киноленты, появились в конце XIX века — снимали их по готически м романам, а выглядели они как полутеатральные постановки с актерам и в безумном гриме (что, впрочем, не мешало процессу запугивания впечатлительных зрителей). Широкое распространение эти картины получили после Первой мировой войны: “Кабинет доктора Калигари” (1920) и “Носферату” (1922) ознаменовали появление немецкого экспрессионизма, а “Дракула” и “Франкенштейн” очертили коммерческий потенциал жанра. Ближе к середине прошлого века, после окончания Второй мировой, наступила новая эра хорроров — тогда определились основные герои и образы, а к исследованию зомби, оборотней и вампиров прибавились новые, менее тривиальные темы (например, страх третьей кряду войны, ядерного оружия, инопланетного вторжения и мутировавших монстров).


В 1960-х “первый министр страха” Альфред Хичкок выпустил культовый “Психо”, а Роман Полански представил “Ребенка Розмари” — именно эти фильмы стояли у истоков хоррорреволюции. Ко всему прочему, в конце того же десятилетия в Голливуде наконец отменили кодекс Хейса — этот этический инструмент запрещал изображение наготы и насилия, использование ненормативной лексики, высмеивание духовенства и многое-многое другое, что, как казалось законодателям, противодействовало ценностям американского народа. И вот, когда тиски цензуры ослабели, каноничных ужастиков стало в разы больше. В 70–80-х они заполонили кинопрокат — тогда же вышли “Техасская резня бензопилой”, “Хэллоуин”, “Пятница 13-е”, “Кошмар на улице Вязов” и другие легенды ужасов.