Модный приговор
Что надо знать об аутизме. Да, именно надо. Прочитай – поймешь почему.
Иногда создается ощущение, что на болезни тоже бывает мода. Когда-то актуальной была чума, потом ее сменили чахотка и холера, а теперь появились новые тренды. Аутизм, например. Все говорят про аутизм. Месячники проводят, остановки плакатами увешивают, обсуждают… А где этот аутизм раньше был? Вон древние греки про водянку знали, про диабет знали, про покусанные троянцами пятки знали, а про аутизм у них ни слова. Может, и нет вовсе никакого аутизма, просто люди с жиру бесятся? И вообще, все зло от прививок и компьютеров, уж мы-то знаем…
Что такое аутизм
Именно сейчас в очередной раз переписываются международные классифицирующие таблицы, в которых пытаются четко распределить симптомы и признаки РАС – расстройств аутистического спектра. Так что на данный момент стопроцентно четкого общепринятого определения того, что такое аутизм, честно говоря, нет. Однако мы будем пользоваться термином «аутизм», чтобы не утонуть в десятках синдромов и состояний, которые означают примерно одно и то же, просто в разных формах и на разных стадиях.
Итак, что такое аутизм? Во-первых, это, видимо, все же не болезнь. То есть существуют болезни, патологические мутации и т. д., при которых аутизм является одним из симптомов, но многие больные и врачи требуют прекратить называть аутизм болезнью, потому что физиологически аутист обычно относительно здоров. Просто у него серьезные проблемы с мировосприятием. И чтобы понять суть этих проблем, нужно вспомнить, что такое разум вообще.
Существуют четыре стадии развития разума (по крайней мере, из известных человечеству). Эти стадии описал знаменитый (хотя, наверное, пора уже писать «великий») философ Дэниел Деннет.
Первая стадия – дарвиновские существа. Это существа с тем, что мы считаем нулевой разумностью, – просто сконструированные генами машины для выживания, которые выживают или не выживают в зависимости от удачности своей конструкции, никак не пытаясь самостоятельно принимать какие-либо решения. Микробы всякие – это в основном дарвиновские существа.
Вторая стадия – скиннеровские существа. Они умеют реагировать на среду и как-то к ней приспосабливаться волевым решением. Горячо – уплываем, вкусно – едим, больно – убегаем, и т. д. К скиннеровским существам относится, например, большинство насекомых.
Третья стадия – попперовские существа. Это уже разум. Ну почти. Попперовское существо умеет строить модели, прогнозировать развитие событий и заранее выбирать наиболее подходящую тактику. То есть лиса, которая ждет, когда уйдет человек с ружьем и можно будет безнаказанно залезть в курятник, – это, скажем, попперовское существо. Как и большинство других млекопитающих, птиц и даже кое-каких рыб.
И четвертая стадия – это грегорийские существа. Они умеют обмениваться информацией и строить модели не на основе собственного опыта или инстинктов, а пользуясь сведениями извне. Одни этологи относят к грегорийским существам только людей (ну хорошо, приматов, ну еще дельфинов, ну врановых, ну...), другие же советуют взглянуть на вопрос шире и признать, что получать информацию из чужих лап и использовать ее умеют даже пчелы. Не без купюр, но все-таки.
В целом пирамидка разума выглядит вот так: истинный разум вбирает в себя все четыре принципа и наслаждается своей разумностью в полной мере.
Так вот, аутизм – это некорректная (или нетрадиционная) работа трех последних стадий.
1. У аутиста могут быть серьезные проблемы с восприятием сигналов извне. Он может путать «громко – тихо», «холодно – горячо», «больно – приятно» и т. д. Его сенсорика часто неверно трактует происходящее снаружи, и он с младенчества оказывается в мире без законов и без логики. Это довольно страшное место, этот мир. Тут могут дико взревывать домашние тапочки, больно кусаться красный цвет, нестерпимо пахнуть тишина. Поэтому аутисту нужны хоть какие-то правила, он должен знать, что его ждет в следующую секунду, минуту или год, у него должна быть карта местности и сборник инструкций. Вот характерные симптомы аутизма:
ритуальное поведение. Одно и то же, без каких либо изменений. Паника при любой необычной ситуации;
стереотипия: раскачивание, мычание, взмахи руками. Это все попытки хотя бы определить, кто он и где находится;
компульсивное поведение. Потребность систематизировать объекты вокруг. Родители, видящие, как младенец выкладывает в ряд свои соски и погремушки, могут начинать беспокоиться;
аутоагрессия. Аутист, бьющийся головой об стену, – это человек, который потерялся в сигналах и пытается найтись. Пусть через боль. Боль – это хотя бы что-то в этом хаосе;
огромные проблемы с эмпатией, эмоциональными сигналами и невербальным общением. Что неудивительно, так как в то время, как другие дети мирно играли на коленях любящих мам и учились улыбаться, обниматься и лепетать с маминой помощью, маленькие аутисты росли, воспитываемые непредсказуемыми инопланетянами в искаженной вселенной.
2. Попперовское моделирование тоже может вызывать у аутиста серьезные проблемы, так как проблемы предыдущей стадии приводят к огрехам в этой. Приведем очень известный метод проверки расстройств аутистического спектра у совсем маленьких детей. В комнату заходит человек со стопкой книг в руках и тыкается этой стопкой в дверь шкафа. Практически все двух-трехлетки быстро строят модель и идут помогать – открывают дверь. Дети с РАС, даже с хорошо функционирующим интеллектом, часто не могут построить модель («Почему он так себя ведет? Он хочет положить книги в шкаф, но у него заняты руки, надо помочь»), поэтому никак не реагируют на происходящее. Хотя, если ребенку сказать: «Помоги дяде, открой дверь», ребенок дверь откроет. И с большой степенью вероятности в следующий раз он уже поступит так же без подсказок. Вот только руководствоваться будет не построенной моделью, а памятью.
3. С третьей стадией, со способностью воспринимать информацию извне, как ни странно, большинство аутистов справляется неплохо. Но только если эта информация стопроцентно точная, прямая, без двойного дна, без невербального подкрепления, без художественных образов. Сарказм, намеки, шутки, истории со скрытой моралью – все это умеют понимать только люди с огромным багажом эмоционального и эмпатического опыта. Аутист, даже очень высокофункциональный, себе такой роскоши позволить не может.
Почему аутизм возникает и почему его так много в последнее время?
На первый вопрос правильный ответ, видимо, будет «потому что». А почему одни люди с веснушками, а другие – без? Почему у некоторых язык в трубочку сворачивается, а другие щеголяют ямками на подбородках? Почему одни двести килограммов толкают, а других можно авоськой с кефиром пришибить? Судя по всему, аутизм является одним из вариантов нормы для нашего вида. Животные, которые выбрали своей видовой специализацией отращивание уникальных по способностям мозгов, должны понимать, что уникальность эта может проявляться по-разному. Возможно, миллион лет назад аутизм вообще был основным типом нашей разумности, и то, что мы сейчас называем «нейротипичностью» (обычностью, нормальностью) – это, наоборот, мутация, которая неожиданно оказалась успешной. И подтверждением этому мнению может служить тот факт, что какие-то симптомы, обычные для аутистов, встречаются у огромного количества нейротипичных людей: повышенная тревожность, проблемы с эмпатией, малая эмоциональность или эмоциональная глухота, путаница с сенсорными сигналами, синдром дефицита внимания, самоповреждение для успокоения и т. д. Так что аутизм определяется не наличием таких симптомов вообще, а их количеством и интенсивностью.