Хроники угнанного бомбардировщика
Вражеские самолеты захватывали и до Девятаева, но он превзошел всех. Не просто угнал немецкий бомбардировщик, но еще и вывез на нем узников концлагеря с секретной военной базы люфтваффе! Об этом подвиге выходит фильм «Девятаев», о нем же и статья.
Восьмого февраля 1945 года над штабом 2-го батальона 1067-го стрелкового полка 311-й стрелковой дивизии 61-й армии наступавшего в Германии 1-го Белорусского фронта Красной Армии, находившегося тогда в деревне Голлин земли Бранденбург, пролетал на небольшой высоте двухмоторный бомбардировщик с крестами на крыльях. По нему, как и положено, отстрелялись зенитчики, но самолет почему-то не стал сбрасывать бомбы. Наоборот, «Хейнкель» выпустил шасси и пошел на посадку. Села машина на ближайшем поле. Зимнее поле совсем не аэродром, так что стойки шасси подломились, бомбардировщик прополз по мерзлой земле на брюхе, потеряв при этом правый двигатель и хвостовое оперение. Подбежавшие солдаты увидели выходивших из самолета людей. Своих. Так вернулся из плена советский летчик Михаил Девятаев.
Война
В начале Великой Отечественной Девятаев учился на курсах командиров звеньев в белорусском городе Молодечно, летал на истребителе И-16. В первый же день войны, 22 июня, участвовал в воздушном бою над Минском, а через день был сбит – попал под пулеметную очередь немецкого бомбардировщика.
Первую победу Михаил Девятаев одержал уже 24 июня 1941 года, сбив пикирующий бомбардировщик Ю-87 «Штука» (вообще официально на его счету девять сбитых самолетов за годы войны, а по его собственным подсчетам – 18–19). Сам Девятаев до августа 1941 года был сбит четыре раза, причем последний раз крыло его самолета срубил при неудачном маневре однополчанин.
В сентябре 1941-го его Як-1 подбили, Девятаев получил пулевое ранение в ногу, попал в госпиталь, потом по состоянию здоровья работал в тылу и добился возвращения в авиацию только в 1943-м. Обратно в истребители его брать не хотели, так что пришлось служить в 1001-м отдельном санитарном авиаполку и летать, как в юности, на биплане У-2. Но боевой характер в карман не спрячешь, так что здесь Михаил получил свои первые ордена – Красного Знамени, а потом и Отечественной войны II степени. Из наградного листа известно, что помимо успешного командования боевым звеном и выполнения большого объема санитарных вылетов в сложных условиях лейтенант Девятаев эвакуировал раненого полковника, ради чего ему пришлось на самолете догонять вдоль железной дороги санитарный поезд, садиться рядом с эшелоном под вражескими бомбами, грузить офицера в самолет и срочно доставлять его в госпиталь – в той ситуации скорость была равнозначна жизни раненого. И это только один эпизод, а вообще Михаил Петрович вывез в госпитали шесть раненых генералов, один ему даже на память свой пистолет подарил.
В 1944-м Девятаев встретил своего бывшего командира эскадрильи, и тот устроил перевод однополчанина к себе в дивизию. Так в мае 1944 года Девятаев стал командиром звена 104-го истребительного авиаполка 9-й гвардейской истребительной Мариупольской авиадивизии, пересев в кабину поставленного по ленд-лизу американского истребителя Р-39 «Аэрокобра».
Плен
13 июля началась Львовско-Сандомирская наступательная операция. В этот же день западнее городка Горохов Волынской области УССР «Аэрокобра» Девятаева была сбита в воздушном бою. Михаил получил ожоги лица и рук, а покидая кабину самолета, ударился правой ногой о стабилизатор – нога потом долго не действовала. Но повезло: прежде чем потерять сознание, успел раскрыть парашют. Очнулся в плену. Началась череда лагерей. Первым оказался лагерь под Бродами, потом немцы решили всех советских пилотов собрать в специальном лагере, чтобы провести вербовку. Для этого их в августе доставили в Варшаву на транспортном «Юнкерсе-52». Наши летчики сговорились в воздухе захватить самолет, да куда там! Немцы тоже не дураки были: всем руки связали сзади и уложили на пол лицом вниз, так и везли, как мешки с картошкой. В Варшаве пленных разместили в здании психиатрической больницы, откуда несколько человек попытались бежать. Тогда Девятаев не мог к ним присоединиться из-за своей разбитой ноги, но оно и к лучшему: немцы пустили по следу собак и беглецов поймали. Потом летчиков перевезли в лагерь города Лодзь, затем – в лагерь № 2 немецкого города Кёнигсберг-индер-Ноймарк (сегодня – польский город Хойна). К сентябрю Девятаев уже достаточно оправился от ранения, чтобы предпринять попытку побега. Вместе с товарищами он делал подкоп из-под барака, надеясь прорыть 30-метровый подземный ход за периметр забора из колючей проволоки. Работа уже близилась к завершению, но, видимо, кто-то что-то пронюхал: один из эсэсовцев взял в руки длинный шест и стал прощупывать землю вокруг барака. В одном месте земля провалилась, и подкоп был обнаружен.
Михаила Девятаева и других организаторов побега в наказание отправили в концлагерь Заксенхаузен недалеко от Берлина. Не без помощи немецких подпольщиков (Заксенхаузен был построен еще в 1936 году для нелояльных к Гитлеру немцев) Девятаева перевели в хозяйственную часть, где работа была полегче: нужно было работать на огородах, кормить свиней, возить дрова и продукты. Но «счастье» продолжалось недолго: в числе пятисот узников его отправили в новый лагерь – на остров Узедом.