Будущее на носу
Репортаж об успехах виртуальной реальности, написанный очевидцем, жертвой и соучастником.
Как и многие из читающих эти строки, я прибыл в ту известную точку бытия, где начинаешь понимать, что не слишком доволен окружающей тебя действительностью. Ты потихоньку задумываешься о бренности бытия, тщете всего сущего, а также о достоинствах ручного огнемета в деле исправления ошибок окружающей среды.
Когда к таким мыслям приплывали жители прошлых веков, они впадали в сплин, налегали на абсент или ехали устраивать революцию в Греции. Но в XXI веке можно просто пойти и купить себе совершенно новую реальность. Правда, удовольствие это не из дешевых: сам комплект из шлема и джойстиков, а также контроллеров движения, датчиков и прочей базы обошелся мне в полтораста тысяч, еще столько же ушло на апгрейд компьютера, прежде всего процессора и видеокарты.
Так как я вовсе не миллионер и за статьи в журналах пока не платят деньги тачками, то пришлось продать практически все, кроме почек, так как я разумно предположил, что почки мне еще самому понадобятся. Купил я комплект Valve Index – на сегодня это один из самых продвинутых шлемов, доступных простым пользователям. Есть, конечно, и более совершенные девайсы, например Varjo XR-3, но он стоил примерно в три раза дороже, а это пока не самое разумное вложение приличных средств. Дело в том, что в мире пока не так уж много контента для действительно продвинутых шлемов и костюмов, поэтому приобретать их сейчас – все равно что иметь «Бугатти» и не иметь дорог, по которым можно было бы ездить на этом чуде автопрома.
На рынке VR сейчас сложилась несколько патовая ситуация в стиле «ожидание бури». Разработчики игр, программ, инвесторы стартапов и прочая гоп-компания ждут, когда цены на виар-комплекты станут доступными для такого количества потребителей, ради которого есть смысл поднимать филейную часть тела с дивана. Пока всего лишь у одного процента увлеченных геймеров в мире есть шлем для виртуала. Производители оборудования ждут, когда компании, выпускающие игры и софт, как-нибудь подогреют рынок, чтобы можно было вкладываться в массовое производство шлемов, перчаток, ботинок и прочих подгузников для пловцов в виртуальности. Пусть эти лентяи сперва выпустят пару десятков сногсшибательных многопользовательских игр, интерактивных фильмов, рабочих программ для офисов, медицинских кабинетов дистанционного обследования и магазинов виртуального присутствия, чтобы каждый человек на планете понял, что пора срочно тратить деньги на такое дополнение к жизни на планете Земля.
Когда у первого из этих двух противников сдадут нервы, случится грандиозный прорыв. Но именно в данный момент нет смысла приобретать действительно крутое оборудование, если слово «экономия» не является для тебя совсем уж бессмысленным набором звуков.
Личные ощущения
Тем не менее кое-какие продукты для VR уже существуют. Например, производитель моего шлема одновременно является и создателем знаменитого шутера Half-Life. Естественно, они сделали великолепную игру Half-Life Alyx для виртуала – почти лучший из масштабных проектов на эту тему сейчас. Кроме того, существует еще масса более простых игр, рисовалок, американских горок, не говоря уже о свободных виртуальных пространствах, где ты можешь встречаться с друзьями, коллегами, или незнакомцами в изящных виллах на Венере либо в пентхаусах с видом на Манхэттен, да хоть в желудке библейского кита. Художников-энтузиастов виртуала в мире много, и некоторые уже вовсю ваяют свои локации бесплатно для посещения всеми желающими.
На первую неделю я, конечно, пропал. Жил в основном в Alyx, швырялся бомбами в хедкрабов, прыгал по трамвайным путям постапокалиптического мира и изумлялся, как легко наш мозг верит тому, что видят наши глаза. При всей совершенной графике игрушки в первые секунды после входа ты видишь мир все-таки очень хорошо, но нарисованным, однако уже через минуту он приобретает полноценный объем и пугающую реальность. Когда на третьей минуте игры я стоял на балкончике и, открыв рот, пялился в совершенно настоящее и совершенно нездешнее небо, сливочное в розовых разводах, к моему балкону с грохотом и лязгом присосался двадцатиметровый робот-страйдер на трубчатых ногах. Признаюсь, это было очень страшно. Так неожиданно, что я дернулся и вписался затылком в реальный шкаф своей реальной комнаты, что только добавило убедительности происходящему ужасу.