Выученная беспомощность
Как преодолеть этот психологический синдром
Временами мы все произносим фразу «Я не могу». Но всегда ли за ней стоит объективная невозможность что-то сделать или нечто другое? Рассмотрим всем известную ситуацию. Мама приходит в детский сад за ребенком: он уже сам умеет одеваться, но ей кажется, что он делает это слишком медленно. Несмотря на сопротивление малыша, которому так хочется показать воспитателю, подружке, а также маме свою ловкость, она сама втискивает его в одежду. Ребенок покорно засовывает ножку в сапожок, который мама держит в руках. При этом он знает, что если будет одеваться сам, то обязательно «перепутает ножки».
А теперь представь себе еще одну картину: ребенок-инвалид, у которого протезы на обеих ногах. Перед ступеньками школы он падает. Какая будет реакция родителей? Кинуться к ребенку, поднять его, отряхнуть, помочь дойти до класса, чтобы он больше не упал.
Так? Но что если родители будут спокойно ждать, когда их ребенок сам встанет? Он барахтается, прохожие недоумевают, пытаются подбежать, подхватить, возмущаются...
Но родители спокойно останавливают их: «Не нужно. Он может сам!» Ребенок, потратив кучу усилий и времени, встает. Довольный и счастливый. Отряхивается и отправляется в школу. САМ. Повзрослев, он получил образование, создал семью. Он счастлив по жизни. Почему? Потому что он все умеет делать САМ. Его родители позволили ему чувствовать себя полноценным человеком, несмотря на врожденную патологию.
На примере животных
Термин «выученная беспомощность» предложил американский психолог Мартин Селигман в середине ХХ века. Он объяснил его примерно так: «Зачем стараться, если жизнь меня уже побила, я достаточно натерпелся, чтобы продолжать мучиться дальше». Человек «выучил» негативный сценарий беспомощности, придерживаться которого проще и привычней, чем что-то менять. В итоге он сам загоняет себя в клетку мучений: и не то чтобы он доволен и рад происходящему, просто... беспомощен. Но так ли это на самом деле?
История изучения выученной беспомощности началась с экспериментов над собаками. Трех псов поместили в разные клетки. На ошейники первого и второго подавали неопасный для жизни, но крайне раздражительный для психики разряд тока, а третьего оставили в покое. При этом первый пес мог нажать на рычаг и прекратить подачу тока не только у себя, но и у соседа. То есть один мохнатый друг невольно решал судьбу другого. При этом пес, который был обречен на бездействие и ожидание избавления от своего собрата, так вошел в роль, что спустя время начал наглядно демонстрировать свою беспомощность. В другом эксперименте тех же собак поместили в клетки, которые были разделены небольшим, но легко преодолимым барьером: на одну часть подавался ток, на вторую нет. Первый пес, который имел опыт преодоления трудностей, перемахнул на безопасную сторону клетки. Так же поступил и третий. А вот второй лег на пол и даже не попытался избавиться от назойливых разрядов, только жалобно поскуливал.
У животных выученная беспомощность, как и у людей, формируется с раннего возраста. Например, слоненка привязывают веревкой за ногу, и он растет с этой веревкой, постепенно превращаясь в огромное животное. Самое парадоксальное, что громадный слон даже не пытается порвать эту ниточку на своей мощной ноге. Он просто знает, что привязан...
Провели эксперимент и с обезьянами. В клетке с четырьмя животными под потолком привязали связку бананов, до которой можно было легко добраться по лестнице. Но как только одна обезьяна отправлялась за лакомством, ее и всех остальных поливали из шланга ледяной водой. Желание отбито! Затем одну обезьяну заменили. Новенькая, видя бананы, попыталась их достать. Но оставшиеся собратья ее удерживали, помня о пытке водой. Заменили еще одну обезьяну.
Новая тоже рванула за лакомством. Но собратья набросились на нее, при этом больше всех неистовствовала та, которая не знала, почему этого делать нельзя. Постепенно заменили всех животных. Они не лезли за бананами, хотя их не обливали – просто потому, что нельзя. Их научили беспомощности.
Дитя человеческое
Психологический эксперимент показал, что уже в два месяца у младенца можно сформировать беспомощность. Малыш только учится владеть своими ручками-ножками. Над ним вешают яркие погремушки. Нечаянно задевая игрушку, малыш обращает внимание, что она двигается, гремит. Постепенно он учится манипулировать предметами, ударяя по игрушке целенаправленно.
В ходе одного эксперимента игрушку закрепили. Малыш задевает неподвижную игрушку, но ничего не происходит. Очень быстро младенец перестает интересоваться ею.
Многим родителям легче все самим сделать за малыша: кормить с ложки до школы, одевать и обувать до подросткового возраста, делать за ребенка домашние задания (ругая учителей, что много задают), выбирать друзей, потом – подобрать половинку по своему усмотрению. На вопрос «Почему?!» очень часто звучит «Потому! Мама лучше знает, что тебе нужно!» (читай – что ты чувствуешь). Для ребенка самые значимые люди – мама и папа. Они как боги – все знают, все умеют, все могут. Малыш еще не в курсе, что родители тоже ошибаются, далеко не всегда правильно себя ведут, что они могли недополучить в детстве любви, ласки и заботы, из-за чего у них самих сформировался сценарий беспомощности.
Обученная беспомощность формирует зависимость. В самых разных ее проявлениях, вплоть до игромании, наркомании и невротической любви. Представим, что встретились два человека с обученной беспомощностью, у них завязались отношения. Они любят друг друга, но оба не умеют принимать решения. Им сложно брать на себя ответственность за свои поступки, действия и бездействия. При этом они могут занимать высокое положение, ответственные посты, но быть глубоко несчастными и беспомощными в жизни и в браке. Из-за этого распадаются многие браки.
На консультациях я часто слышу: «Он просто маменькин сынок!», «Она ничего не умеет делать по дому, даже готовить!», «Как можно этому человеку доверить ребенка?!» А еще я часто сталкиваюсь с невыносимыми страданиями от того, что у людей просто не получается построить отношения. Они не умеют их создавать и поддерживать.
Почти Бермудский треугольник
Треугольник Карпмана – это социальная модель, которая описывает три психологические модели: Жертву, Преследователя и Спасателя. Обученная беспомощность – это всегда жертвенность...
Это когда человек отказывается от своих собственных интересов, чувств, благ во имя другого. Жертва – сама беспомощность. При этом она не просит о помощи, а только показывает всем своим видом, как ей плохо.
Жертве удается манипулировать спасателем, который кидается ей на помощь. Но тут есть особенность: Спасатель помогает, когда его об этом не просят. При этом у него нет цели спасти Жертву. Он обесценивает ее своими действиями, словами, рассказами о том, как он ей помогал (вот такой он хороший) и какой неблагодарной оказалась Жертва (она – плохая). Но это тема для отдельного разговора.
Необходимо всегда помнить: что бы человек ни делал для другого, он делает это прежде всего для самого себя. В любом нашем мучении и долготерпении обязательно есть какая-то выгода для нас самих. Может быть, за исключением тех случаев, когда человек прикован к батарее наручниками или к постели болезнью.
5 советов для «беспомощных»
1. Осознай, что в жизни есть зависимость от других людей. Только поняв это, можно начать действовать.
2. Сравнивай себя только с собой. Не с другими, а только с собой. Можно вести дневник, в котором стоит отмечать все свои самые незначительные достижения. «Я сегодня чуть-чуть лучше, чем вчера» – это ключевая фраза, которую нужно повторять как мантру, как молитву.
3. Программируй свой мозг. Создавай новые нейронные связи, обучая мозг замечать что-то хорошее в себе. Видя какое-то хорошее качество в другом, отметь что-то очень хорошее и важное в себе. Например: подруга красиво танцует – да, здорово, зато я могу красиво вышивать/ фотографировать/ улыбаться и так далее.
4. День за днем, час за часом расширяй свою зону комфорта. Не стоит резко выходить за ее границы, делай это постепенно. Чтобы добежать до соседней страны, сначала нужно встать с дивана и дойти до двери. Хвали себя за каждый шаг вперед.
5. Советуйся только с теми, кто тебя поддержит. Остальным скажи, что доктор запретил слушать все негативное. Можно только похвалу и мультики. При этом сама тоже прекращай ныть и жаловаться. Повторяй каждый день: «Мой Мир заботится обо мне. И так будет».
Татьяна Воргуль, эксперт судебной и внесудебной психологической экспертизы детско-родительских отношений, семейный, клинический психолог, арт-терапевт
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl