Работа в команде. 5 способов этому научиться
Как стать человеком, который обладает навыками работы в команде? Спросили об этом пиарщика с опытом 17 лет, руководителя PR-агентства Дарью Осипову
Что такое команда? Это система, состоящая из людей, у каждого из которых есть своя роль. Она похожа на единый организм, где все клетки выполняют определенную функцию, и работа каждой составляющей этого целого подчинена общим задачам. Цели команды, план ее действий определяет руководство компании. Оно же расписывает роль каждого участника, контролирует процессы, выявляет неэффективные звенья. Члены команды должны хорошо ориентироваться в том, кто какую функцию выполняет, понимать, как осуществляется взаимодействие, к какому результату необходимо прийти.
Часть целого
Командная работа требует от человека осознания, что он является частью микросообщества, где каждый вносит вклад в общее дело. Единоличники, люди, думающие только о собственной выгоде, не могут успешно функционировать в коллективе. Кроме того, сотруднику стоит развивать у себя следующие скиллы и качества.
- Коммуникативные навыки. Умение общаться – важное условие продуктивной работы в команде. Участники процесса должны уметь четко и ясно выражать мысли, находить общий язык, независимо от того, как происходит коммуникация между ними – по электронной почте, по телефону или лично.
- Умение слушать и слышать. Необходимо вникать в суть сказанного, при необходимости задавать вопросы. Коллега должен быть уверен, что ты правильно его поняла. Любые неясности, разногласия отражаются на результате работы всего коллектива.
- Ответственное отношение к делу. Команда подразумевает, что ее участники трудятся ради достижения общей цели. Сотрудники должны четко выполнять свои задачи в обозначенные сроки и в соответствии с заданными стандартами.
- Адекватная реакция на критику. Работа в коллективе предполагает, что человек умеет давать обратную связь коллегам и принимать ее от других сотрудников без чувства обиды или неудовлетворения. Полученную информацию важно использовать для самосовершенствования.
- Решение конфликтных ситуаций. Без разногласий и споров на рабочем месте обходится редко. Навык справляться с конфликтами – важное качество командного игрока. Следует уметь держать под контролем эмоции и принимать решения, которые устроят всех членов коллектива и не будут противоречить поставленным целям.
- Эмпатия. Гораздо легче находить общий язык с коллегами, если ты научишься распознавать эмоциональное состояние и понимать их точку зрения.
- Толерантное отношение. Коллектив состоит из людей разных возрастов, с различными темпераментами, способностями, взглядами на жизнь и рабочий процесс. Необходимо быть терпеливой и не позволять предрассудкам брать верх.
Делаем ставки
Прежде чем приступать к работе в компании, необходимо понять, каковы твои функции в команде. Этот вопрос нужно сразу же обсудить с руководством. Обязанности каждого сотрудника должны быть прописаны в инструкции. Уважающие себя фирмы создают регламент и алгоритм адаптации соискателей. Если предполагается командная работа, необходимо, чтобы твой функционал был четко обозначен.
Если понимаешь, что тебе не хватает определенных качеств и навыков, их всегда можно развить. Сначала пропиши свои сильные и слабые стороны, выдели аспекты, которым необходимо уделить особое внимание. Не лишним будет получить обратную связь от коллег, чтобы адекватно оценить свои способности. Теперь остается использовать доступные методы приобрести или улучшить навыки командной работы.
1. Пойди на курсы
Учиться можно как онлайн, так и очно. Плюс такого подхода заключается в том, что ты научишься коммуницировать и согласовывать свои действия с другими участниками под руководством опытных тренеров, психологов. Минус – за обучение придется платить. Если компания достаточно крупная, то, скорее всего, такие тренинги, тимбилдинги уже будут включены в твой рабочий распорядок.
2. Участвуй в командных играх
Это могут быть занятия спортом, участие в корпоративах, на которых организуются игры для сотрудников фирмы. Постепенно ты научишься чувствовать людей в коллективе, продуктивно общаться с ними.
3. Поработай с психологом
Работать в команде некоторым людям мешает завышенная самооценка или, наоборот, стеснительность, боязнь высказать свои идеи. Тогда стоит проработать эти моменты со специалистом, поскольку они важны и для ощущения внутреннего комфорта, и для построения дальнейшей карьеры.
4. Чаще общайся с коллегами
Чтобы установить взаимопонимание с сотрудниками, коммуницируй с ними не только в рабочее время. Можно организовать совместный отдых, перекус в кафе, чтобы пообщаться в неформальной обстановке. Так ты лучше узнаешь людей, с которыми приходится сталкиваться каждый день, установишь доброжелательные отношения.
Как повысить эффективность
Насколько слаженно работает коллектив, во многом зависит от деятельности руководства.
Начальнику необходимо держать руку на пульсе и отслеживать поведение персонала. Для этого можно применить разные методы.
- Анонимные опросы. Иногда люди не могут сказать в лицо то, что готовы доверить бумаге. Проводи регулярно опросы среди персонала для выявления текущих проблем и старайся решать их по мере появления.
- Личное интервью. Чаще беседуй с сотрудниками, узнавай их мнение по поводу работы коллектива, проси делиться идеями.
- Объяснение решений руководства. Некоторые сотрудники могут саботировать командную работу, так как не понимают, к какому результату нужно прийти. Четко разъясняй, какую именно задачу ты ставишь, для чего она нужна, какие проблемы решает.
- Четкие обязанности и сроки выполнения задач. Для каждого сотрудника должна быть прописана инструкция. Ставь вполне определенные сроки и требуй их соблюдения. Дисциплина, требовательность и ясность – залог слаженной работы коллектива.
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl