Искусство общения
Как избежать конфликтных ситуаций и найти компромиссные решения
Мы привыкли считать, что счастье – это отсутствие конфликта. Действительно ли это так? Для чего нужны конфликты? Разбираемся вместе с психологом, философом, писателем Сергеем Лазаревым.
В той или иной степени, конфликты всегда присутствуют в нашей жизни. Мы привыкли смотреть на них, как на острый способ разрешения противоречий. Однако на самом деле конфликт – это разница интересов, а, значит, любое общение тоже является конфликтом.
Почему же зачастую конфликт вызывает агрессию и желание «уничтожить» противника? Причины наших агрессивных чувств – это всего лишь неумение правильно относиться к окружающему миру и к людям.
Тонкая грань
Зачастую люди, не знающие правил конфликта и не умеющие его решать, предпочитают избегать его в принципе. Многие опасаются в пылу ссоры наговорить того, о чем потом долго придется жалеть. Искренность – это уже конфликтность, ведь мы в чем-то ущемляем человека, говоря правду. Она должна быть дозированной, и стоит говорить ту правду, к восприятию которой собеседник готов.
Человек, избегающий конфликта, боится отказывать, не может отстоять свои права и интересы. В результате теряется вера в себя, накапливается недовольство, снижается уровень энергии. Если ты будешь считать конфликт злом, ты не научишься его решать. Получается, избегать конфликтов не нужно? Так и есть, нужно лишь правильно их решать.
На пути к развитию
Если конфликт не зло, то что же? Это главный фактор развития, единство и борьба противоположностей. В ситуации конфликта возникает разность потенциалов между действительным и желаемым, и у человека появляется энергия на преодоление этого разрыва.
Умение решать конфликт – это умение развиваться. К тому же способность правильно конфликтовать не только с людьми, но и с окружающим миром и даже со своей судьбой – то качество, которое лежит в основе благополучия и здоровья.
Единство сторон
Главное правило любого конфликта заключается в том, что он должен сопровождаться внутренним единством.
Стоит воспринимать конфликт не как насилие, а как разницу интересов. Если у человека в душе есть ощущение единства и чувство любви, договоренности удастся достичь гораздо быстрее. В ходе конфликта нужно не пытаться подавить другого, а через усиление внутреннего единства найти общее решение.
Насколько мы умеем чувствовать единение с другими людьми, насколько у нас развито коллективное сознание, внимание к окружающим, готовность пожертвовать и сострадание, настолько нам легче конфликтовать. В этом случае проблему удается решить при первых признаках ее возникновения.
Нет агрессору!
Если человек начинает кричать, первое правило – не подражать своему оппоненту. Не стоит повышать голос, копировать его движения. Если ты «идешь» за ним – ты зависима, а зависимый человек конфликт не решает. Как же общаться?
- Увеличивай паузы в речи и говори спокойным тоном.
- Скажи человеку комплимент, найдя для этого любой подходящий повод.
- Четко обозначь свою позицию.
- Проявляй гибкость и готовность понять оппонента, но отстаивай важные для себя моменты.
При разногласиях распаляется все больше тот, кому важно во что бы то ни стало доказать, что он прав. В этом случае ты можешь высказать свое мнение, но согласиться поступить так, как настаивает оппонент.
Практикуй простую вещь: не доказывай свою правоту. Пусть ее докажет жизнь, а не ты. Если же имеет место манипуляция, научись говорить «нет», причем добродушно и с улыбкой.
Когда критика уместна
Зачастую причиной конфликта становится критика. Однако любую претензию можно высказать так, что она будет воспринята благосклонно. Главное – помнить, что критика должна стать не уничтожением или подавлением другого, а его воспитанием. Умение критиковать – это умение быть деликатным.
Не говори человеку: «ты плохой», это закрывает возможность изменений.
У него есть недостатки в поведении, характере, мировоззрении, но это все может измениться – а сам по себе он хороший. Критиковать нужно мягко, чтобы человек менялся постепенно. Критикуя, мы должны убедить человека, что хотим ему помочь. Поэтому для начала стоит продемонстрировать добродушие, расположение, сказать комплимент. В этом случае критика будет не требованием, а толчком к развитию и помощью в изменении.
Как конфликтовать правильно
Человек, который считает, что изменить другого можно только насилием, через ругань и угрозы, выбирает примитивный способ решения конфликта. Но есть множество вариантов успокоить другого, договориться с ним, помочь ему измениться, и тогда агрессивная реакция становится не нужна.
Конфликтовать нужно учиться.
Не держи обиду внутри, старайся высказывать свои претензии. Но делать это нужно правильно. Вот несколько правил конструктивного спора:
- демонстрировать уважение к оппоненту;
- уметь соглашаться с другим человеком, а не «продавливать» свое мнение любой ценой;
- признавать, что ты можешь быть неправ;
- нельзя унижать другого, повышать голос, оскорблять.
К сожалению, редко обе стороны конфликта придерживаются этих правил.
Важно!
Учти, что цель общения – помочь друг другу передать информацию, объединиться, что-то сделать или решить вместе. Проявляя готовность пойти на компромисс, мы способны мирно и конструктивно разрешить любой конфликт.
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl