Ранним утром тридцать первого декабря на одном из проводов уличного освещения Малой Парковой улицы сидел человек и читал газету. Одет он был в высокий цилиндр, фрак и лаковые туфли

Лиза

Рассказ

Фонарь

Ранним утром тридцать первого декабря на одном из проводов уличного освещения Малой Парковой улицы сидел человек и читал газету. Одет он был в высокий цилиндр, фрак и лаковые туфли

Располагался господин в таком неудобном месте очень свободно, как в любимом кресле перед камином. Рядом приземлилась ворона и принялась каркать. Господин в цилиндре бесцеремонно прогнал ее тростью с набалдашником в виде вороньей головы. «Молодой человек!» – теперь карканье послышалось снизу. Господин равнодушно расправил газету. «Молодой человек, я к вам обращаюсь!» Оказалось, что слишком громкая для своего роста старушка обращается действительно к нему.

– Вы когда почините фонарь на улице Вредова? Два месяца в ЖЭК звоню, а света все нет! Ни пройти, ни проехать – темень такая!

– Извините, сударыня, вы, верно, обознались. Свет – не мой профиль.

– Не обозналась, не обозналась!

Константин, который был, к слову, далеко не молод (на днях ему стукнуло полтора столетия), начал терять терпение. Запас человеколюбия он потратил вчера, когда спасал виновника аварии на пригородном шоссе. Сегодня он надеялся отдохнуть: почитать новости, прогуляться, сходить в оперу. «Знаю я вас. Все работают, а он сидит! Газету читает!» – не унималась бойкая старуха. Да почему она вообще его видит?! И в тот момент, когда эта мысль наконец пришла Константину в голову, пожилая дама всплеснула руками и рухнула на тротуар.

С усталым вздохом Константин взмахнул тростью и оказался рядом со старушкой. Он со знанием дела проверил пульс, подложил несчастной под голову газету и отправился за «скорой». Врачи приехали быстро. Конечно, пришлось поставить на соседней улице пару дорожных знаков, чтобы направить водителя. ...Уже в машине оказалось, что даму зовут Алевтина Петровна, ей семьдесят шесть, и мечтает она под Новый год о чайном сервизе и чтобы на улице горел по вечерам свет. Убедившись, что старушку спасут, Константин отправился искать ненавистный фонарь. И какое ему дело? Он не знал, но привык полагаться на чутье...

***

Запах краски из Дашиной квартиры предательски просачивался сквозь стены. «Перестань это делать!» – соседка Алевтина Петровна вошла в лифт вместе с Дашей и теперь смотрела ей прямо в глаза. «Я ничего такого не делаю», – девушка отвернулась. Лифт двигался неторопливо. Даша чувствовала, как старуха-соседка грозит ей скрюченным пальцем. Откуда в ней столько злобы? Третий этаж... Второй... Первый… Наконец, двери открылись, и Даша пулей вылетела на улицу. «В следующий раз в милицию позвоню!» – слышала она вдогонку.

***

«И почему я ее так боюсь? – размышляла Даша всю дорогу до строительного магазина. – Что она мне сделает?» Девушка часто видела в глазок, как бабка стоит на лестничной клетке и смотрит прямо на ее дверь. «Она видит сквозь стены, – подумалось вдруг, – И следит за мной». «Пора взрослеть», – твердо решила Даша, но на обратном пути вышла на этаж ниже и тихо поднялась пешком. Слух у старушки, как у совы. Три поворота ключа и поскорее забежать в квартиру. Только когда щелкнул замок, Даша с облегчением выдохнула. «Мой дом – что хочу, то и делаю!» Она медленно опустила на пол тяжелые пакеты. Пальцы на улице заледенели и теперь, отогреваясь, начали слегка покалывать. На месте оторванного в метро кармана пальто тоскливо торчали нитки. Надо пришить. А еще позвонить маме в Хабаровск.

Но все потом. Даша разделась, собрала волосы в хвост и принялась за работу. Она всегда считала себя творческой личностью. Слушала джаз, писала стихи и раз в полгода перекрашивала стены в съемной однокомнатной квартирке. В этот раз занялась прихожей. Даша с наслаждением окунула широкую кисть в густую желтую краску. Провела первую яркую полосу. Потом еще одну. И еще. Да, желтый – то, что нужно, когда за окном рассвет сразу сменяют сумерки. Плохое настроение улетучивалось. Девушка уже не думала про соседку. С каждым новым мазком становилось теплее. В конце ей не хватило краски.

Остался небольшой фиолетовый квадрат. Этот цвет очень любил ее бывший. Фотографии она удалила. Воспоминания тоже. Теперь вот цвет. Правда, в углу еще пылился подарок для его мамы. Защекотало в носу. Даша привычно приготовилась плакать, как делала весь месяц, но сегодня слезы не шли. Вместо этого возникло едва уловимое чувство, будто что-то к ней приближается, догоняет, обещает новое. Короткий зимний день заканчивался.

***

Когда Андрей вышел из мастерской, уже стемнело. Он поднял голову и благодарно улыбнулся серому небу. В городе появится его первый дом! Проект приняли. Коллеги остались праздновать, а ему еще ехать за подарками друзьям. В салоне тихо играла музыка. Автомобиль медленно полз по забитым машинами и снегом улицам, терпеливо объезжая аварии, пробки и выскакивающих на дорогу пешеходов. Казалось, торопиться некуда. В голове – счастливая пустота и ощущение, что теперь все точно будет хорошо. «Поверните налево, – бойко советовал навигатор, – поверните направо». Направо нельзя. Неожиданно из ниоткуда возник новенький знак, будто только установленный. Рванул в объезд. Переулок. Потом еще один. Из-за этих знаков потерял полчаса!

Резко затормозил, и машину повело на подмерзшей дороге. Андрей остановился, вышел на воздух и огляделся. Вмиг стала мокрой спина. В открытом окне на подоконнике последнего этажа темнела фигура. Девушка. Ее длинные волосы трепал ветер. «Стой!» – крикнул Андрей. Но голос предательски сорвался. В голове стучало: «Новый год. Не в Новый же год!» Девушка его не слышала. «Стой! Не надо! Послушай, все будет хорошо!» Она не отвечала, смотрела вдаль поверх соседних крыш, потом на небо. Сердце остановилось. «Нет, нет, не надо, милая, подожди!» Андрей рванул в подъезд и, не дождавшись лифта, помчался вверх по лестнице. Только бы успеть. Андрей с силой вдавил кнопку звонка.

***

За шумом телевизора Алевтина Петровна не сразу услышала звонок в дверь. Она с трудом поднялась с дивана, глотнула воды из треснутой чашки и пошла открывать. В больнице долго держать не стали, может, дежурный врач пришел? На площадке никого не было. Рядом с дверью под ногами – перевязанная красной лентой коробка, и крупными буквами надпись «С Новым годом!». Алевтина Петровна недоверчиво осмотрелась. Попробовала поднять – тяжелая. И сразу вернула на место. Некому ей подарки подсовывать! Единственная тетка на Сахалине не стала бы поздравлять. Они поссорились еще в девяносто шестом.

«Да и умерла она. Уже два года как», – вдруг горько вспомнилось, и в груди защемило. Пенсионный фонд? Не может такого быть. Но на посылке четко значилось ее имя. И нарисована издевательская улыбочка! И тут Алевтина Петровна догадалась: «Да это же соседские мальчишки подсунули крысу или дохлую кошку». Она плотно захлопнула дверь, радуясь, что не попалась на удочку. На плите закипал чайник. Придется идти в комнату за чашкой. Чашка эта одна сохранилась от сервиза, что им с покойным мужем подарили на свадьбу. «Конечно мальчишки, кто же еще! Надо завтра пожаловаться их родителям. Да, пойдет и расскажет. Пусть воспитывают. Первое января? Хорошо. Дома все будут. Завернули-то как, бессовестные, и перевязали красиво. Надо бы ленточку забрать».

Коробка стояла на том же месте. И ленточка так же нарядно алела в полумраке подъезда. Но что-то мешало Алевтине Петровне отказаться от коробки. Может, красивый почерк, а может... «Будь что будет – открою!» Медленно, по одному предмету она вынимала теперь из вороха оберточной бумаги шесть белых, как утренний снег, чашек и блюдец с золотой каймой. Она их видела в витрине соседнего магазина. Останавливалась, рассматривала и всегда с сожалением проходила мимо. И вот они гордо красуются на пожелтевшем кухонном столе. Необыкновенные. Нарядные. Как елочные игрушки, которые в далеком сорок восьмом принес отец. На этой самой кухне бережно доставала их мать из шуршащих газет, а они, дети, сгрудились вокруг и не решались дышать. А потом вместе наряжали елку, и ребята со двора бегали смотреть на это чудо. Мать усаживала всех пить чай, и по дому разносился густой аромат пирогов. Алевтина Петровна улыбнулась и пошла ставить тесто.

***

Ощущение волшебства нарастало. Оно возникло на кухне, подкарауливало Дашу в ванной и будоражило в желтой прихожей, где особенно живописно теперь смотрелась маленькая елка. Девушке хотелось чего-то удивительного. Невероятного. Ее охватило чувство отчаянной веселости, когда она крупными буквами писала на коробке с так долго стоявшим без дела подарком для мамы бывшего: «С Новым годом, Алевтина Петровна!» Потом она открыла нараспашку окно, чтобы выветрился запах краски, убрала квартиру и нарядила елку. В следующем году обязательно купит настоящую! Осталась еще гирлянда. Даша некоторое время раздумывала, куда бы ее повесить, и, наконец, решила на окно. Она сбросила тапочки и осторожно поднялась на подоконник. Тем временем стемнело. Впервые за долгое время под окнами загорелся фонарь. Он выхватывал из темноты снежинки, и они кружились в его свете таинственно и немного грустно. Снег и фонарь. И крыши.

Город мигал огнями. Как красно-белая река ползли внизу машины. Люди торопились домой. Хорошо бы и ей оказаться дома, но где теперь ее дом, Даша не знала. Ей вдруг до слез сделалось жалко себя...

Оказалось, что закрепить обычную гирлянду не так-то просто, она никак не хотела оставаться на месте. Подоконник стал мокрым от снега. «Прикройте окно, барышня, простудитесь!» – хмурый дядька в нелепом цилиндре и с тростью окликнул ее с балкона этажом выше. «Что хочу, то и делаю! Откуда он вообще взялся?» – Даша отвернулась, но стоять на подмерзшем подоконнике все-таки расхотелось. И едва закрыла окно, как вспомнила, что в их доме только семь этажей. В дверь звонили.

***

«Но как все-таки жаль, что чудес не бывает», – размышляла Даша, когда в дверях возник самый красивый незнакомец, какого она встречала в жизни. Ноги, как полагается, стали ватными, а в животе встрепенулась стая бабочек размером с ворону. И ей бы улыбнуться самой очаровательной улыбкой (все говорили, что улыбка у Даши очаровательная), но вместо этого она только пролепетала:

– Вам кого?

Увидев ее, незнакомец весь как-то обмяк, прислонился к двери и вытер прекрасный лоб.

– Вас.

***

Когда Константин неторопливо спускался по широким ступеням, запах краски почти не чувствовался, перебитый упоительным ароматом пирогов. Они сегодня у Алевтины Петровны особенно хорошо получились.

Пышные, мягкие. И она отправится угощать ими всех соседей ровно без четверти двенадцать, когда все уже будут за столами сидеть и считать минуты до боя курантов. А к Даше зайдет последней и неожиданно у нее и останется, нахваливая светлую, как лето, прихожую.

Зима будет долгой. И как хорошо, что получилось зажечь такой яркий свет. Константин вышел из подъезда, и на плечо ему села ворона. Он посмотрел на желтые окна седьмого этажа и торжественно зашагал вдоль по улице. Город замер в ожидании чудес.

Ирина Жук

Об авторе

Новый победитель конкурса рассказов – Ирина Жук. Она родилась в Уфе, училась и много лет живет в Петербурге. Любит путешествовать вместе с семьей, много читать и придумывать истории. «Для меня самое большое в мире чудо, источник сил и вдохновения – это семья: муж, сын и маленькая дочка. Рядом с ними каждый день – удивительный! Рядом с ними и ради них хочется жить и творить!» Нам в редакции понравились несколько рассказов к Рождеству – сложно было выбрать. Решили сделать читателям подарок – чудо от Ирины Жук. На счастье!

Участвуй в конкурсе рассказов! Пришли рассказ объемом 6–7 тысяч знаков: n.gorbunova@burda.ru («Рассказ на конкурс»). Лучшие мы публикуем в журнале.

Книги к рождеству

Чудо для каждого

Кевин Алан Милн
«Рождественский мешок»

Повзрослев, дети перестают верить в чудеса, но все-таки два брата-школьника решили поделиться своими желаниями с зимним волшебником. Что из этого вышло, какой подарок обещал детям Санта и что попросил взамен, узнаем из этой душевной рождественской истории для всей семьи.

Новый год и вся жизнь

Составитель сборника Ирина Епифанова
«Рассказы к Новому году и Рождеству»

Как праздничная гирлянда на елке – сборник рассказов Наринэ Абгарян, Ульи Новы, Марии Артемьевой и других современных писателей. Чудесные житейские истории с правдами и неправдами, смехом и слезами, потерями и надеждами, подарками и ангелами-хранителями.

Для тех, кто любит впадать в детство

Мэтт Хэйг
«Мальчик по имени Рождество»

С. Фрай назвал книгу «самой вечнозеленой рождественской историей за последние десятилетия». Приключения мальчика (Санты в детстве?) не то чтобы толкают на подвиги, но освобождают от накипи будней. Добрая, светлая, озорная сказка для детей и взрослых!

Подарок для себя

Эндрю Лумис
«Я хочу рисовать!»

Американский иллюстратор Э. Лумис блестяще рисовал рекламу. Но знаменит он как гений преподавания. В 1930-х он вел курс в Американской академии искусств и разработал методики и техники, которые и до сих пор актуальны. Рисовать с книгой Лумиса и хочется, и получается!

Фото: Legion Media (1) hikolaj2/Fotolia.com (1); из личного архива автора (1)

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Burda как стиль жизни Burda как стиль жизни

Главред журнала Burda — о важности одежды и стиля в истории успеха

Лиза
Пинты лиха Пинты лиха

Культура Туманного Альбиона кроется в акцентах — в том числе и музыкальных

Weekend
Слово главного редактора Слово главного редактора

Моя первая личная ассоциация со словом «капитал» — Карл Маркс

СНОБ
Завтра наступит сегодня Завтра наступит сегодня

Примеряемся к автомобилям из области фантастики

Moodboard
Как скопировать и вставить таблицу в Экселе Как скопировать и вставить таблицу в Экселе

Как скопировать таблицу в Эксель так, чтобы все осталось на своих местах

CHIP
Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство

От сити-фермеров до агроинженеров — спектр новых профессий впечатляет

Maxim
Скоро на экранах Скоро на экранах

Кем могли бы стать молодые актеры, если бы выбрали другую профессию?

Grazia
Дорогой лапши Дорогой лапши

Китайская лапша давно свернула с Великого шелкового пути

Seasons of life
Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты» Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПресс
Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар

Проблема кибербезопасности может крыться не в хакерах, а в сотрудниках

Inc.
Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия

Ксенонотерапия: что это за метод, безопасен ли он и насколько полезен в лечении?

Forbes
Дональд Трамп усложнил выдачу виз для граждан всех стран, включая Россию Дональд Трамп усложнил выдачу виз для граждан всех стран, включая Россию

Дональд Трамп хочет, чтобы в США приезжали только высококвалифицированные кадры

Ведомости
Тайна «пляжного тела» Тайна «пляжного тела»

«Пляжное тела»: почему оно есть у всех и в то же время не существует

VOICE
От бобра до банкротства: 1670–2025 От бобра до банкротства: 1670–2025

История самой старой компании Северной Америки

Деньги
Урожаи вырастут на поливе Урожаи вырастут на поливе

Что сдерживает распространение ирригационных технологий

Агроинвестор
Обратная связь планеты Обратная связь планеты

Почему Арктика — самое «горячее» место на планете?

Наука и жизнь
Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты» Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты»

Группа GORODA стремительно ворвалась на музыкальную сцену, став ярким открытием

ЖАРА Magazine
Культ личности Культ личности

Как повысить самооценку и изменить жизнь к лучшему

Лиза
Место встречи, а не экскурсия Место встречи, а не экскурсия

Как сделать культуру и искусство доступными и понятными для широкой аудитории?

Монокль
Давление на автозаймы Давление на автозаймы

Что мешает автокредитам набирать обороты

Деньги
«Дом моей матери» Шари Франке. Эксклюзивный отрывок на Maximonline.ru «Дом моей матери» Шари Франке. Эксклюзивный отрывок на Maximonline.ru

Книга «Дом моей матери» читается как личное расследование: отрывок

Maxim
Инвестиции в эпоху снижения ставок: где искать прибыль Инвестиции в эпоху снижения ставок: где искать прибыль

О том, идет ли переток депозитов в инструменты фондового рынка

Деньги
Как ездить на велосипеде в темноте: 7 неочевидных правил Как ездить на велосипеде в темноте: 7 неочевидных правил

Как улучшить свой стиль езды на велосипеде в ночное время ?

ТехИнсайдер
Непохожая Непохожая

Софья Синицына — о драмеди «Виноград» и о том, как играть на сопротивление

Grazia
Тут как тут Тут как тут

Дорога из Дербента в Махачкалу на страницах скетчбука

Seasons of life
Пугающая ошибка на Windows: что такое синий экран смерти и как его исправить Пугающая ошибка на Windows: что такое синий экран смерти и как его исправить

Расшифровка кодов ошибок синего экрана Windows и способы их быстрого устранения

ТехИнсайдер
Первый звонок, линейка, букеты цветов: почему учебный год начинается именно 1 сентября Первый звонок, линейка, букеты цветов: почему учебный год начинается именно 1 сентября

Почему именно 1 сентября отмечается День знаний в России и странах бывшего СССР

ТехИнсайдер
Физлицом к рынку Физлицом к рынку

Розничные инвесторы нарастили вложения вдвое, предпочитая облигации акциям

Ведомости
Отправь меня на Луну Отправь меня на Луну

Цифра «три», похоже, стала для яхты Orion символом

Y Magazine
Упрощать без последствий Упрощать без последствий

Как доказать налоговой, что дробления не было: примеры реальных судебных дел

Монокль
Открыть в приложении