Летящие над водой: что такое гидрофойл и почему это круто
![fa3eb7d0304ed6fb2cf3408dc4043161_ce_1647x878x76x0.jpg](https://cs.kiozk.ru/content/article/fzw/mw4/s13/5gsq5ogfshhrlbmw7pphcgr/a2s3hi.jpg?v=2&temp_url_sig=wz9vrQ1VJi72SqVmO24fQg&temp_url_expires=1739494940)
Идее поставить лодку на подводные крылья – гидрофойлы – больше века. В 1906 году катер на подводных крыльях продемонстрировал впечатляющую скорость – около 68 км/ч. В этом веке фойлы проникли почти во все водные дисциплины: яхтенный спорт, виндсерфинг, вейкбординг, серфинг и, конечно, кайтсерфинг – самый зрелищный вид водного экстремального спорта, объединивший две стихии.
Как появились гидрофойлы?
Первый прототип будущего гидрофойла был построен еще в 1897 году. Судно было оснащено четырьмя поперечными «гидропланами» и называлось «Катамаран графа де Ламбера». Принцип, по которому его конструировали не сработал. Несмотря на то, что катамаран поднялся над морем, случилось это из-за сопротивления поверхности крыльев с поверхностью воды. Однако этот случай положил основу попыток сконструировать фойл.
Первая удачная разработка фойла случилась в 1898 году. Тогда итальянец Форланини сконструировал корабль с подводным крылом, который смог по-настоящему взлететь над водой.
![a657ba365db854797c06a1ad5907d9e4.jpg](https://cs.kiozk.ru/content/article/fzw/mw4/s13/5gsq5ogfshhrlbmw7pphcgr/loneof.jpg?v=2&temp_url_sig=NfvGVVVlLkmmYlygx_fXWg&temp_url_expires=1739494940)
В 1940-х фойлы стали развиваться с невероятной скоростью. Подводные крылья появились на кораблях Америки, Германии и Канады. В то же время разработка добралась и до нашей страны. Флот СССР обзавелся судами с подводными крыльями. Разрабатывали и усовершенствовали технологию ученые со всего мира – им удалось сделать так, чтобы военные корабли научились развивать скорость до 100 км/ч. Для того времени это было фантастически много, а подводные крылья воспринимались как настоящий научный прорыв. В спорт гидрофойлы стали интегрироваться в 1960-х. Тогда их начали прикручивать ко всему, что попадалось под руку. Культовый советский журнал «Катера и яхты» вовсю обсуждал схемы подводных крыльев для парусных яхт, а инженер-аэронавигатор из Массачусетса Уолтер Вудвард запатентовал водные лыжи на подводных крыльях, а затем доску, акваплан и катамаран с гидрофойлами. Фотографии причудливых водных снарядов обошли все научно-популярные журналы мира, сами устройства были показаны на некоторых водных шоу, и на этом интерес к ним тихо сошел на нет: конструкция из нержавеющей стали была тяжелой и плохо управляемой.
![dcac7c39424610de7415efaa90f3af35.jpg](https://cs.kiozk.ru/content/article/fzw/mw4/s13/5gsq5ogfshhrlbmw7pphcgr/olagz6.jpg?v=2&temp_url_sig=urYhMVE_RRnoby6dNfAWPA&temp_url_expires=1739494940)
Из чего состоит гидрофойл?
Настоящий прорыв в фойлинге произошел благодаря французским кайтерам, которые упорно пристраивали подводные крылья к серфам и кайтбордам. «В отличие от подводных крыльев для больших судов и гоночных яхт, гидрофойлы для серфов имеют довольно простую и надежную конструкцию, – поясняет знаменитый российский разработчик кайтов и гидрофойлов Роман Любимцев. – Практически это маленький планер с передним несущим и задним стабилизирующим крылом на обтекаемой “ноге” или мачте, причем не требующий точности в изготовлении.