Культура насекомых, вулканы Венеры и бегемоты Пабло Эскобара: новости науки
Чем сапиенсы угрожали неандертальцам, зачем пчелам школа танцев, как устроить перепись животных всей Земли? Об актуальных новостях науки рассказывает научный журналист Андрей Константинов
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/lcz/qe6/rdo/lkbwlnrovyo2w1bjahgdowx/px26iv.jpg?v=2&temp_url_sig=JWr9rvpmEkJjvoGexs4c6w&temp_url_expires=1738958747)
Супероружие древних
Несколько кремниевых наконечников стрел возрастом около 54 000 лет недавно нашли во французском гроте Мандрен. Это то самое место и тот самый археологический слой, в котором год назад обнаружили древнейший на территории Европы зуб сапиенса. Находка заставила палеоантропологов в очередной раз переписывать «научное предание» о происхождении человека: оказалось, первые сапиенсы пришли в Европу не 45, а намного раньше, более 55 000 лет назад.
А значит, они очень долго жили тут бок о бок с «коренными европейцами» — неандертальцами. Самому старому зубу Хомо сапиенс, как и некоторым орудиям, 56 000 лет. После этого грот попеременно занимали сапиенсы и неандертальцы, вымершие примерно 40 000 лет назад. Вероятно, заселение Европы сапиенсами шло очень постепенно: какие-то группы прописались тут давно, какие-то пришли намного позже.
Теперь выясняется, что наши далекие предки пришли в Европу, вооруженные луками. Вот вам еще одна причина исчезновения неандертальцев — у них наконечников стрел не найдено. А древнейшие наконечники стрел, изготовленные сапиенсами, нашли в Южной Африке — им 60 000 лет.
Есть ли культура у насекомых?
Удивительный поведенческий репертуар социальных насекомых считался целиком основанным на генетических программах, но в исследованиях последних лет пчелы, муравьи и шмели неоднократно демонстрировали способность учиться — и на своем опыте, и у старших товарищей.
Вот два свежих исследования. В первом ученые из Китая и США подсмотрели за пчелиной «школой танцев». Про танцы пчел все слышали с детского сада, а то и «танцевали как пчелки». Напомним, что пчелы не развлекаются, и речь скорее не о танце, а о рассказе пчелы, где именно она видела больше нектара.
Но, оказалось, без обучения у опытных танцоров-сказителей пчелы танцуют кое-как, путают условные движения и вводят коллег в заблуждение. Стоило ученым удалить старшее поколение, и все смешалось в улье. Тогда как в контрольном улье, где старых пчел не трогали, ничто не омрачало идиллию.
В другом исследовании шмели, наблюдая за своими успешными сородичами, следовали их примеру. Ученые приготовили для них коробки с сахарным сиропом, которые можно было открыть двумя способами: повернув прозрачную крышку и одновременно нажав либо на красный язычок по часовой стрелке, либо на синий язычок против часовой стрелки. Некоторых шмелей заранее обучили этим методам, и в эксперименте они показывали сородичам как добраться до сиропа, а те смотрели и после делали свой выбор между красным и синим язычками. Но выбор оказался не таким уж и своим: в 98% случаев они выбирали тот же метод, что и учителя.