Крики с того света: что скрывает Кольская сверхглубокая?
Кольская скважина в Мурманской области попала в Книгу рекордов Гиннесса как «самое глубокое вторжение человека в земную кору». Но известна она не только этим: советский научный проект прозвали колодцем в ад. Рассказываем, как это произошло и какие секреты на самом деле скрывает скважина.
«Вместо движения плит мы услышали человеческие крики»
В отличие от других скважин, которые создавались в утилитарных целях — для добычи нефти и газа, — Кольская сверхглубокая нужна была прежде всего для науки: ученые рассчитывали с ее помощью подтвердить или опровергнуть теории о строении нижних слоев земной коры.
Бурить ее начали 24 мая 1970 года. Сначала всё шло спокойно, однако в 1984 году произошла авария: оборвалась буровая колонна. Именно после этого происшествия и начались разговоры о столкновении с потусторонним миром и появлении «дыры в ад».
Американские газеты рассказывали: советские бурильщики, достигнув глубины 14 километров, обнаружили огромную полость, температура в которой превышала тысячу градусов. Ученые решили изучить каверну: туда опустили специальный термоустойчивый микрофон.
Проработав всего несколько секунд, микрофон зафиксировал пугающие звуки: на записи слышны крики и стоны сотен людей. После этого, сообщали таблоиды, рабочие в ужасе разбежались, а руководитель проекта Дмитрий Аззаков отказался продолжать бурение.
«То, что мы услышали, превратило рациональных ученых в жалкие развалины. Это были иногда слабые, но высокотональные звуки, которые мы сначала списали на собственное оборудование. Но, отрегулировав технику, мы обнаружили, что звуки исходят из недр земли. Мы не верили своим ушам. Мы слышали голоса людей, вопящих от боли. Хотя хорошо различим был один голос, слышны были и тысячи, миллионы страдающих душ на заднем фоне», — заявил Аззаков.
После этого, сообщили СМИ, Кольскую сверхглубокую решили законсервировать, а аудиозапись с «гласом из преисподней» засекретить.
Как всё было на самом деле: хроники бурения Кольской сверхглубокой
Кольская сверхглубокая стала одним из самых масштабных научных проектов в СССР. Были годы, когда на скважине работало 16 исследовательских лабораторий, а курировал их лично министр геологии СССР Александр Сидоренко.
До 7000 метров бурение проходило спокойно, однако после этой отметки началась работа в менее прочных слоистых породах, и ствол скважины стал постоянно осыпаться. Буровую колонну часто заклинивало, головка при попытках подъема обрывалась и цементировалась. Такие аварии случались регулярно, поэтому приходилось продолжать бурение с отклонением: из-за этого скважина напоминает крону дерева со множеством ответвлений.