Рэйография, редимейд, ракурс: как Ман Рэй изменил искусство
В конце августа одному из самых влиятельных художников XX века Ману Рэю исполнилось бы 132 года. На примере пяти работ показываем, как он изменил фотографию и искусство.
Первого человечка на бумаге Ман Рэй нарисовал в три года. Поначалу его судьба складывалась довольно типично для художника — родители не принимали творческого начала в сыне и, хотя даже гордились его достижениями, не видели в этом будущего. «Некоторые родительские опасения передались и мне, но, несмотря ни на что, мое желание рисовать только росло», — вспоминает Ман Рэй в автобиографии.
Творческие эксперименты сделали Мана Рэя причастным к разным видам изобразительного искусства: фотограф, художник, режиссер, создатель объектов — он не ограничивался узкими рамками одной профессии и поражал многогранностью таланта. В 1999 году журнал ARTnews включил Мана Рэя в список 25 самых влиятельных художников ХХ века, подчеркнув новаторство в области фотографии, визуального языка живописи, скульптуры, коллажа и редимейдов. Эксперты отметили, что Рэй во многом определил перформанс и концептуальное искусство.
«Объект для уничтожения», или «Неуничтожимый объект»
Важнейшие работы Мана Рэя относятся к 1920–1930-м годам: тогда Рэй жил в Париже и набирался идей кубизма, сюрреализма и дадаизма (не без помощи своего друга Марселя Дюшана).
Так в 1923 году Ман придумал прикрепить маленькую фотографию женского глаза к маятнику готового метронома. И не абы какого глаза, а Ли Миллер — фотографа и возлюбленной, с которой художник расстался в 1932 году. Объект сопровождался инструкцией: «Вырежьте глаз из фотографии того, кого любили, но кого больше не видите. Прикрепите глаз к маятнику метронома и отрегулируйте его так, чтобы достичь нужного вам темпа. Дождитесь остановки маятника. Взяв в руки молоток, хорошенько прицельтесь и попробуйте разрушить конструкцию одним ударом».
Спустя 34 года студенты похитили «Объект для уничтожения» с выставки в Париже и, отчасти следуя инструкции автора, уничтожили посредством выстрела. Выставка была застрахована, и автору предложили возместить стоимость метронома, на что Ман Рэй возразил: «...Заменить произведение искусства не так просто — студент же не будет предлагать холст, кисти и краски взамен картины». Художнику выплатили полную стоимость страховки. На эти деньги Ман Рэй сделал несколько авторских повторений работы, изменив название. Теперь это называлось «Неуничтожимый объект». «Я был доволен — с тем, что раньше не считалось искусством, теперь обращались как с любой другой настоящей картиной или скульптурой», — вспоминал Ман Рэй.