«Красные метки — возможность переговоров»: как Ставрос Ниархос собирал свою коллекцию
В издательстве «Слово» выходит в свет книга Джеймса Стоуртона, экс-председателя аукциона Sotheby’s- Великобритания, «Великие коллекционеры нашего времени. Франция и США». Стоутортон рассказывает, как после Второй мировой войны Париж утратил статус мировой столицы искусства, новыми центрами стали Нью-Йорк и Лос-Анджелес, и откуда взялись новые коллекционеры.
С разрешения издательства «Слово» Forbes Life публикует фрагмент главы «Иностранцы в Париже», посвященный коллекции греческого судовладельца Ставроса Ниархоса. Третье поколение семьи Ниархоса — американские бизнесмены и коллекционеры, создатели культурного центра Ставроса Ниархоса в Афинах, выстроенного архитектором Ренцо Пьяно, автором реконструкции ГЭС-2 миллиардера Леонида Михельсона. За младшим представителем династии, Ставросом Ниархиосом III замужем основательница музея «Гараж» Дарья Жукова.
***
Отель «де Шаналей», стиль которого был настолько же красочным и изысканным, насколько мягким и сдержанным был стиль отеля Ламбер. Этот особняк принадлежал Ставросу Ниархосу (1909–1996), ведущему коллекционеру среди самых щедрых европейских покупателей в послевоенное время — греков. Они ворвались на арт-рынок в 1950-х годах так же, как русские хлынули в Париж перед Первой мировой войной. Вполне естественно, что, получив франкофильское образование, греки устремлялись в Париж, покупали там дома и обращались к живописи импрессионистов. Василис Гуландрис вызвал немалый переполох, когда в 1957 году купил «Натюрморт с яблоками» Гогена, заплатив втрое выше оценочной стоимости.
Свое состояние Ниархос заработал благодаря резко возросшему спросу на морские перевозки после Второй мировой войны. Закрытие Суэцкого канала сыграло на руку греческим судовладельцам, стимулируя рост их капиталов и, как следствие, — арт-рынка. К 1956 году состояние Ниархоса было признано самым большим в мире. Ниархос предпочитал вращаться в высших кругах по всему миру и любил развлекать королевских особ, в частности короля Греции Константина и принца Нидерландов Бернарда. Он начал покупать произведения искусства в 1949 году, но его первые крупные приобретения были совершены на распродаже коллекции Коньяка в 1952 году, когда ему достались «Чертополох» Ван Гога и «Две сестры» Ренуара.
Отель «де Шаналей» прославился задолго до того, как Ниархос купил его в 1956 году. Особняк был перестроен около 1770 года из охотничьего павильона, и Ниархос заказал модному архитектору-неоклассику Эмилио Терри расширить здание и декорировать его в стиле буазери бело-золотыми панелями, как во дворце Паар в Вене. У Ниархоса было много домов: помимо «Шаналей», апартаменты в Нью-Йорке и в отеле «Клариджес» в Лондоне, вилла на Кап д’Антиб, конный завод в Нормандии, дом в Санкт-Морице и яхта Créole. Коллекционирование для него началось в процессе обустройства домов. Яхту каждый год оформляли произведениями искусства для летнего круиза, и так же шале в Санкт-Морице обставляли зимой. В конце каждого сезона важная группа картин анонимно появлялась в Цюрихском музее для временной экспозиции. Как и большинство греков, Ниархос изначально тяготел к французскому декоративному искусству XVIII века и живописи XIX века, но никогда