О творческом методе Дмитрия Крымова размышляет Алла Боссарт

СНОБКультура

«Корабль дураков» Дмитрия Крымова

Одним из главных театральных событий уходящего 2021 года стали четыре спектакля Дмитрия Крымова, поставленные на разных сценах Москвы. Об особенностях пути и творческого метода режиссера размышляет писатель и публицист Алла Боссарт

Алла Боссарт

d4089ff604d9076a62eda53cc499359f3cd8bfd2e12f4244df15f14172db9ccf.jpg
Дмитрий Крымов/ Фото: Владимир Яроцкий

Уходит 2021 год, болдинский в творчестве Дмитрия Крымова. Может быть, из-за «короны» сильно сузилось пространство, что сжало объем и, соответственно, как бы увеличило удельный вес работы. Может быть, наступил переломный возраст режиссера — 65 лет, пора переосмыслений и возвращения к истокам. Может быть, накопилась свобода.

В 2018 году Крымов ушел из театра «Школа драматического искусства», где 14 лет по приглашению Анатолия Васильева возглавлял свою экспериментальную лабораторию. Последние три года он существует как самостоятельный театральный организм под названием «Лаборатория Дмитрия Крымова», ставит на разных площадках неизменно ажиотажные спектакли («Сережа», «Борис», «Бесприданница», «Му-му»).

493076124c0381a6d4f226505834cea5a26ba235a7ed173185f530c7cf3140bd.JPG
Спектакль «Все тут». Фото: Александр Иванишин/Пресс-служба театра «Школа современной пьесы»

Щемящий мемуар «Все тут» окончательно развеял мое отношение к Дмитрию Анатольевичу, который долгие годы казался мне надменным формалистом. Развеял золотой пылью, в которую обращается в его спектакля прах Нонны Скегиной, верного оруженосца Анатолия Эфроса — его легендарного завлита. «Все тут» — театр в театре, любимый прием режиссера, живущего в театральном измерении. Театр-детство, театр-семья, театр-религия. Спектакль о самом себе, о людях, окружавших его в юности. О главной его почве — родителях: великом режиссере Анатолии Эфросе и великом критике Наталье Крымовой. Не биография, конечно, но та едва заметная цепочка, которая соединяет настоящее и прошлое. Несколько раз в спектакле она рвется, но тут же прирастает новыми звеньями. Эта связь прерваться не может. Эта паутина ловит в себя спектакль американского театра «Арена Стейдж» «Наш городок» по пьесе Торнтона Уайлдера. Тот спектакль тоже разматывается, вбирает в себя жизнь живых героев, их смерть и бессмертие. И все самое драгоценное в нашей жизни — детство, игрушки, молодые родители, родной город — все и всё тут, в этой сложной и нежной конструкции. Ее линии, лучи, меридианы сходятся именно «тут», проецируются на кладбище из Городка, где в конце концов собираются они все — персонажи и люди.

c110e5190eac92afb62276222f3eda7fff0fb0504a8665f170f6942704955f50.JPG
Спектакль «Все тут». Фото: Александр Иванишин/Пресс-служба театра «Школа современной пьесы»

Эту сокровенную концовку Крымов умудряется (ибо мудр) развернуть к свету — к рождению, которое в открытом миру сознании всегда соседствует со смертью.

Другой режиссер, придуманный Крымовым («Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция»), сеет вокруг себя дикий хаос, абсурд и жесть.Там он — блестящая пародия на всех режиссеров, которых мы знаем и не знаем — от Германа до самого Дмитрия Анатольевича Крымова, изобретателя этой волшебной шкатулки: театра в театре театра. Механизм сложный. В Мастерской Фоменко Дмитрий Крымов ставит спектакль о том, как старый (великий) режиссер ставит оперу «Дон Жуан». И вся эта сложносочиненная история оборачивается проповедью и исповедью о театре, а также гимном театру, пародией на театр, казнью театра и его воскресением. Конечно, Евгений Эдуардович (Цыганов) — сам Дон Жуан, и конечно, сам Дмитрий Крымов. Но он еще и — снова! — отец Дмитрия, гениальный Эфрос, переживший трагедию потери и крушения своего театра.

3ee2c3e0b49d1c2da0587c11348c885dedafc2b2a569b1d6f4e7d9774f96d019.jpg
Спектакль «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция». Фото: Владимир Яроцкий

Великий Режиссер, как все они, борясь за свой театр — борется со своим театром. Это изматывающая борьба, он кричит и палит из ружья, а его танец на столе — это дансмакабр, где с каждым движением — фонтан горловой крови. Эта борьба всегда кончается провалом. Здесь режиссер проваливается буквально — как Дон Жуан, в люк, и его Командор — он сам, и театр тоже, конечно, его личный Командор.

Театр Крымова можно принять только целиком. Или да ,или нет. Как город. И кто его примет и полюбит — тому он откроется. Первым все про Крымова (ну почти все) понял выдающийся режиссер и педагог Анатолий Васильев, увидев в 2004 году его самый первый режиссерский спектакль. Сценограф Дмитрий Крымов преподавал тогда на художественном факультете ГИТИСа (РАТИ) и поставил со своими студентами «Недосказки» по сказкам Афанасьева — целиком визуальный спектакль, без текста.

55478e3739e995767a4171bd74189b6722dc40041ddb8f364b03bbf022399bef.jpg
Дмитрий Крымов во время спектакля «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция». Фото: Владимир Яроцкий

В Школе драматического искусства Васильев создал концепцию уникального театра-лаборатории. В отличие от репертуарного театра, здесь эксперимент — как идеология. Единство практики и изучения природы драматического искусства как такового. В Театре на Сретенке было несколько сцен, где разные режиссеры под единым руководством Васильева работали над разными авторскими проектами. Одну из таких мастерских и возглавил 48-летний Дмитрий Крымов. Все свои сознательные 40 лет он жил в театре и театром, и каждую точку этого организма знал и чувствовал, как китайский мастер чжэньцзю.

Начальники недолго терпели непонятную вольницу, и вскоре Анатолий Васильев был уволен с поста художественного руководителя. Потом он уехал во Францию, откуда прислал заявление об уходе.

С этого времени Дмитрий Крымов хотя и работает — и продуктивно — в ШДИ, начинает однако ощущать, как прекрасные, многофункциональные стены театра давят на его свободу. Пройдя и исчерпав ШДИ именно как школу и в итоге отказавшись от площадки и крыши вообще, он парадоксальным образом обрел свой театр.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ни зарплаты, ни отпусков: чем «карьера» жены и матери опаснее обычной работы Ни зарплаты, ни отпусков: чем «карьера» жены и матери опаснее обычной работы

Какой будет жизнь девушки, если она выберет роль жены, отказавшись от карьеры

Cosmopolitan
Почему зверобой нельзя принимать без консультации с врачом Почему зверобой нельзя принимать без консультации с врачом

Зверобой успокаивает и обезболивает, но принимать его можно не всем

РБК
7 причин есть морскую капусту каждый день 7 причин есть морскую капусту каждый день

Морская капуста — настоящий суперфуд

РБК
Балтийские косы Балтийские косы

Рассказ о путешествии в Калининградскую область тревел-журналиста

Отдых в России
Воодушевляющий роман о примирении. Сара Морган: «Наше худшее Рождество» Воодушевляющий роман о примирении. Сара Морган: «Наше худшее Рождество»

Отрывок из нового бестселлера Sunday Times и USA Today от Сары Морган

СНОБ
Перелетные птицы оказались светлее оседлых Перелетные птицы оказались светлее оседлых

Как светлая окраска помогает перелетным птицам?

N+1
«Третья волна»: история самого жестокого школьного эксперимента «Третья волна»: история самого жестокого школьного эксперимента

Учитель даже представить себе не мог, чем закончится его небольшая постановка

Cosmopolitan
От железного фаллоса до шествия в гробах: 12 самых диких праздников мира От железного фаллоса до шествия в гробах: 12 самых диких праздников мира

Приготовься к культурному шоку, мы подобрали топ самых безумных праздников мира

Playboy
Операция «Антропоид» Операция «Антропоид»

Даже среди марок нацистской Германии этот экземпляр отличается своей мрачностью

Дилетант
12 лучших гаданий на католическое Рождество со всего мира 12 лучших гаданий на католическое Рождество со всего мира

Способы заглянуть в будущее у западных христиан

Cosmopolitan
Можем ли мы деградировать обратно в обезьян? Можем ли мы деградировать обратно в обезьян?

Может ли очень старый человек однажды превратиться в обезьяну?

Популярная механика
Дивный новый мир: как устроены NFT-площадки по продаже диджитал-искусства Дивный новый мир: как устроены NFT-площадки по продаже диджитал-искусства

Как продвигать цифровое искусство в эпоху высокой конкуренции?

СНОБ
Инвазивных мартышек уличили в разорении гнезд вымирающих дроздов Инвазивных мартышек уличили в разорении гнезд вымирающих дроздов

Мартышки мона разоряли фальшивые гнезда дроздов и интересовались настоящим

N+1
Игра в имена. Ольга Медведкова: «Ф.И.О.» Игра в имена. Ольга Медведкова: «Ф.И.О.»

Отрывок из книги Ольги Медведковой, которую она посвятила истории своего имени

СНОБ
Необычные приветственные комплименты: как встречают гостей в отелях мира Необычные приветственные комплименты: как встречают гостей в отелях мира

Получить от проживания в отеле больше, чем ты ожидаешь, всегда приятно

Cosmopolitan
Археологи впервые обнаружили курган андроновской культуры к югу от Абакана Археологи впервые обнаружили курган андроновской культуры к югу от Абакана

Ученые раскопали девять могил бронзового века андроновской культуры

N+1
«Да кому мы нужны»: почему люди в возрасте 56-65 лет — самые несчастные в России «Да кому мы нужны»: почему люди в возрасте 56-65 лет — самые несчастные в России

Как бороться с тем, что люди 56-65 лет — самые несчастные в России

Forbes
Портрет новой российской науки: Майя Каленова — химик-технолог, которая плавит радиоактивный металл Портрет новой российской науки: Майя Каленова — химик-технолог, которая плавит радиоактивный металл

Химик-технолог Майя Каленова: будущее за атомной энергетикой

Esquire
Химики получили водород на катоде и аноде одновременно Химики получили водород на катоде и аноде одновременно

Ученые разработали новую систему электролиза

N+1
Вещи на века Вещи на века

«Дедушкин» пиджак и стоптанные ботинки – апофеоз аристократизма!

Playboy
Поездом, автобусом и инстаграмом Поездом, автобусом и инстаграмом

Сергей Невский о своих любимых аккаунтах

Weekend
70 м² 70 м²

Визуальные хитрости в квартире по проекту Анастасии Кузнецовой

AD
Как перестать стесняться: гайд по прокачке уверенности в себе Как перестать стесняться: гайд по прокачке уверенности в себе

Стеснительность - не приговор

Playboy
Полный вперед Полный вперед

Дизайнеры снова размышляют о будущем, думают, сбылись ли прошлые модные прогнозы

Vogue
Как получать удовольствие от неприятных дел? Читаем книгу «Без усилий» Как получать удовольствие от неприятных дел? Читаем книгу «Без усилий»

Зачем мучиться, занимаясь важными делами, если можно ими наслаждаться

РБК
Живые ёлки напрокат: сколько стоит реализовать экопроект и можно ли на нём заработать Живые ёлки напрокат: сколько стоит реализовать экопроект и можно ли на нём заработать

Как маркетолог Любовь Чернышева основала проект «Живые ёлки напрокат»

VC.RU
10 поразительных светящихся существ 10 поразительных светящихся существ

Биолюминесценция — способность живых организмов светиться

Популярная механика
Вместо конфет и алкоголя: что положить под елку преподавателю, начальнице или свекрам Вместо конфет и алкоголя: что положить под елку преподавателю, начальнице или свекрам

Книжный — лучшее место, чтобы купить подарок тем, кому трудно что-то подобрать

Популярная механика
Сплошная Санта-Барбара: как конструктивно решать конфликты в компании Сплошная Санта-Барбара: как конструктивно решать конфликты в компании

Вот что мы в Elbrus Bootcamp делаем, чтобы решать конфликты конструктивно

Inc.
Как носить челку-занавеску родом из 90-х: примеры для вдохновления и советы по укдадке Как носить челку-занавеску родом из 90-х: примеры для вдохновления и советы по укдадке

Субкультуры 90-х в тренде, а вместе с тем и стрижка eBoy с челкой-занавеской

Playboy
Открыть в приложении