О творческом методе Дмитрия Крымова размышляет Алла Боссарт

СНОБКультура

«Корабль дураков» Дмитрия Крымова

Одним из главных театральных событий уходящего 2021 года стали четыре спектакля Дмитрия Крымова, поставленные на разных сценах Москвы. Об особенностях пути и творческого метода режиссера размышляет писатель и публицист Алла Боссарт

Алла Боссарт

d4089ff604d9076a62eda53cc499359f3cd8bfd2e12f4244df15f14172db9ccf.jpg
Дмитрий Крымов/ Фото: Владимир Яроцкий

Уходит 2021 год, болдинский в творчестве Дмитрия Крымова. Может быть, из-за «короны» сильно сузилось пространство, что сжало объем и, соответственно, как бы увеличило удельный вес работы. Может быть, наступил переломный возраст режиссера — 65 лет, пора переосмыслений и возвращения к истокам. Может быть, накопилась свобода.

В 2018 году Крымов ушел из театра «Школа драматического искусства», где 14 лет по приглашению Анатолия Васильева возглавлял свою экспериментальную лабораторию. Последние три года он существует как самостоятельный театральный организм под названием «Лаборатория Дмитрия Крымова», ставит на разных площадках неизменно ажиотажные спектакли («Сережа», «Борис», «Бесприданница», «Му-му»).

493076124c0381a6d4f226505834cea5a26ba235a7ed173185f530c7cf3140bd.JPG
Спектакль «Все тут». Фото: Александр Иванишин/Пресс-служба театра «Школа современной пьесы»

Щемящий мемуар «Все тут» окончательно развеял мое отношение к Дмитрию Анатольевичу, который долгие годы казался мне надменным формалистом. Развеял золотой пылью, в которую обращается в его спектакля прах Нонны Скегиной, верного оруженосца Анатолия Эфроса — его легендарного завлита. «Все тут» — театр в театре, любимый прием режиссера, живущего в театральном измерении. Театр-детство, театр-семья, театр-религия. Спектакль о самом себе, о людях, окружавших его в юности. О главной его почве — родителях: великом режиссере Анатолии Эфросе и великом критике Наталье Крымовой. Не биография, конечно, но та едва заметная цепочка, которая соединяет настоящее и прошлое. Несколько раз в спектакле она рвется, но тут же прирастает новыми звеньями. Эта связь прерваться не может. Эта паутина ловит в себя спектакль американского театра «Арена Стейдж» «Наш городок» по пьесе Торнтона Уайлдера. Тот спектакль тоже разматывается, вбирает в себя жизнь живых героев, их смерть и бессмертие. И все самое драгоценное в нашей жизни — детство, игрушки, молодые родители, родной город — все и всё тут, в этой сложной и нежной конструкции. Ее линии, лучи, меридианы сходятся именно «тут», проецируются на кладбище из Городка, где в конце концов собираются они все — персонажи и люди.

c110e5190eac92afb62276222f3eda7fff0fb0504a8665f170f6942704955f50.JPG
Спектакль «Все тут». Фото: Александр Иванишин/Пресс-служба театра «Школа современной пьесы»

Эту сокровенную концовку Крымов умудряется (ибо мудр) развернуть к свету — к рождению, которое в открытом миру сознании всегда соседствует со смертью.

Другой режиссер, придуманный Крымовым («Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция»), сеет вокруг себя дикий хаос, абсурд и жесть.Там он — блестящая пародия на всех режиссеров, которых мы знаем и не знаем — от Германа до самого Дмитрия Анатольевича Крымова, изобретателя этой волшебной шкатулки: театра в театре театра. Механизм сложный. В Мастерской Фоменко Дмитрий Крымов ставит спектакль о том, как старый (великий) режиссер ставит оперу «Дон Жуан». И вся эта сложносочиненная история оборачивается проповедью и исповедью о театре, а также гимном театру, пародией на театр, казнью театра и его воскресением. Конечно, Евгений Эдуардович (Цыганов) — сам Дон Жуан, и конечно, сам Дмитрий Крымов. Но он еще и — снова! — отец Дмитрия, гениальный Эфрос, переживший трагедию потери и крушения своего театра.

3ee2c3e0b49d1c2da0587c11348c885dedafc2b2a569b1d6f4e7d9774f96d019.jpg
Спектакль «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция». Фото: Владимир Яроцкий

Великий Режиссер, как все они, борясь за свой театр — борется со своим театром. Это изматывающая борьба, он кричит и палит из ружья, а его танец на столе — это дансмакабр, где с каждым движением — фонтан горловой крови. Эта борьба всегда кончается провалом. Здесь режиссер проваливается буквально — как Дон Жуан, в люк, и его Командор — он сам, и театр тоже, конечно, его личный Командор.

Театр Крымова можно принять только целиком. Или да ,или нет. Как город. И кто его примет и полюбит — тому он откроется. Первым все про Крымова (ну почти все) понял выдающийся режиссер и педагог Анатолий Васильев, увидев в 2004 году его самый первый режиссерский спектакль. Сценограф Дмитрий Крымов преподавал тогда на художественном факультете ГИТИСа (РАТИ) и поставил со своими студентами «Недосказки» по сказкам Афанасьева — целиком визуальный спектакль, без текста.

55478e3739e995767a4171bd74189b6722dc40041ddb8f364b03bbf022399bef.jpg
Дмитрий Крымов во время спектакля «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция». Фото: Владимир Яроцкий

В Школе драматического искусства Васильев создал концепцию уникального театра-лаборатории. В отличие от репертуарного театра, здесь эксперимент — как идеология. Единство практики и изучения природы драматического искусства как такового. В Театре на Сретенке было несколько сцен, где разные режиссеры под единым руководством Васильева работали над разными авторскими проектами. Одну из таких мастерских и возглавил 48-летний Дмитрий Крымов. Все свои сознательные 40 лет он жил в театре и театром, и каждую точку этого организма знал и чувствовал, как китайский мастер чжэньцзю.

Начальники недолго терпели непонятную вольницу, и вскоре Анатолий Васильев был уволен с поста художественного руководителя. Потом он уехал во Францию, откуда прислал заявление об уходе.

С этого времени Дмитрий Крымов хотя и работает — и продуктивно — в ШДИ, начинает однако ощущать, как прекрасные, многофункциональные стены театра давят на его свободу. Пройдя и исчерпав ШДИ именно как школу и в итоге отказавшись от площадки и крыши вообще, он парадоксальным образом обрел свой театр.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Майкл Фарадей: самоучка, первооткрыватель и гений саморазрушения Майкл Фарадей: самоучка, первооткрыватель и гений саморазрушения

Как трудоголизм и преданность делу погубили великого физика

Вокруг света
Только давайте без геморроя! Правила питания за рулём Только давайте без геморроя! Правила питания за рулём

Справиться с автомобильными болезнями нам помогает зарядка и правильные продукты

4x4 Club
«От меня воняет тухлой рыбой»: как живет женщина с редчайшим заболеванием «От меня воняет тухлой рыбой»: как живет женщина с редчайшим заболеванием

История женщины, страдающей «синдром рыбного запаха»

Cosmopolitan
Не могу пить как раньше: почему похмелье с возрастом становится тяжелее Не могу пить как раньше: почему похмелье с возрастом становится тяжелее

С годами алкогольные излишества даются тебе и твоему организму всё сложнее?

Cosmopolitan
Эвакуатор для своих: бармен из Санкт-Петербурга придумал как заработать, когда закрыли общепит Эвакуатор для своих: бармен из Санкт-Петербурга придумал как заработать, когда закрыли общепит

Как бармен переоборудовал грузовик и стал частным эвакуатором

VC.RU
Новогодняя диета на 7 дней: минус один размер! Новогодняя диета на 7 дней: минус один размер!

Как похудеть за неделю?

Cosmopolitan
От «Фаворитки» до «Железной леди»: байопики о женщинах в политике От «Фаворитки» до «Железной леди»: байопики о женщинах в политике

Женщин в политике меньшинство, и биографических фильмов о них тоже немного

Forbes
Могло быть иначе? Могло быть иначе?

Татьяна Филева — математик, пилот и руководитель авиакомпании

GQ
7 когнитивных особенностей, которые нужно учесть при подготовке презентации 7 когнитивных особенностей, которые нужно учесть при подготовке презентации

Что сделать, чтобы аудитория заметила вашу презентацию

Inc.
«Зеленая Амазонка»: как Франсуаза д’Обонн придумала экофеминизм «Зеленая Амазонка»: как Франсуаза д’Обонн придумала экофеминизм

Активистка, которая сформулировала термин «экофеминизм»

Forbes
Вид сверху: как и зачем кино летает над землей Вид сверху: как и зачем кино летает над землей

Фильмы о полетах и пилотах

GQ
Клим Шипенко — о космосе, вызовах и «Вызове» Клим Шипенко — о космосе, вызовах и «Вызове»

Каково это — быть первым, работать за пятерых и наблюдать Землю из иллюминатора

РБК
Войны, драки и теракты: пять самых скандальных поводов для рекламы Войны, драки и теракты: пять самых скандальных поводов для рекламы

Реклама: дерзкая, провокационная — и далеко не всегда этичная

Playboy
Семен Файбисович. Не такой, как надо Семен Файбисович. Не такой, как надо

Семен Файбисович принадлежит к современному искусству, но всегда сам по себе

Караван историй
EXEED VX. Последнее китайское предупреждение EXEED VX. Последнее китайское предупреждение

Известный китайский бренд привёз в Россию новый автомобиль

4x4 Club
Ученые предложили новую модель темной материи с тяжелыми составными частицами Ученые предложили новую модель темной материи с тяжелыми составными частицами

Группа физиков-теоретиков предложила новую модель темной материи

N+1
Выйти из операционки: миссия невыполнима? Выйти из операционки: миссия невыполнима?

Кажется, что без тебя все вмиг рухнет? Как выйти из замкнутого круга

Inc.
Почему появляются прыщи на попе и что сделать, чтобы их там не было Почему появляются прыщи на попе и что сделать, чтобы их там не было

Прыщи на попе могут оказаться не самым приятным сюрпризом

Cosmopolitan
Леонид Роберман. Авантюрист Леонид Роберман. Авантюрист

Отношения продюсера и актеров — самое ценное и дорогое, что может быть

Коллекция. Караван историй
Избранные: есть только двое, с кем Елизавета II готова говорить по телефону Избранные: есть только двое, с кем Елизавета II готова говорить по телефону

Малоизвестные факты о королеве Елизавете II

Cosmopolitan
Юлия Ауг: «Свое тело я приняла значительно раньше, нежели лицо без косметики» Юлия Ауг: «Свое тело я приняла значительно раньше, нежели лицо без косметики»

Юлия Ауг рассказала об атмосфере счастья и отношении к обнаженному телу

Grazia
Большой взрыв и внеземная жизнь: зачем запущен самый большой орбитальный телескоп Большой взрыв и внеземная жизнь: зачем запущен самый большой орбитальный телескоп

На орбиту отправился космический телескоп «Джеймс Уэбб»

Forbes
Театр дяди Васи Театр дяди Васи

Знакомимся с хуторским колоритом в природно-ландшафтном парке Ломы

Отдых в России
Уилл Смит: Will. Честная автобиография о превращении простого мальчишки из Филадельфии в кинозвезду Уилл Смит: Will. Честная автобиография о превращении простого мальчишки из Филадельфии в кинозвезду

Отрывок из автобиографии Уилла Смита «Will» — о первых шагах к славе

СНОБ
Синтетическое калибровочное поле вынудило звук преломляться отрицательно Синтетическое калибровочное поле вынудило звук преломляться отрицательно

Физики продемонстрировали отрицательное преломление звуковых волн

N+1
Гипервитаминоз Гипервитаминоз

Чем грозит слишком активное увлечение витаминами

Лиза
«Половина несчастий людей связана с тем, что они занимаются не своим делом». Владимир Познер — о необходимости усилий, бизнесе со знаком минус и верности себе «Половина несчастий людей связана с тем, что они занимаются не своим делом». Владимир Познер — о необходимости усилий, бизнесе со знаком минус и верности себе

Владимир Познер — о необходимости усилий и бизнесе со знаком минус

Inc.
«Уберечь здоровье и кошельки наших клиентов». Как цифровая маркировка решила проблему подделки духов «Уберечь здоровье и кошельки наших клиентов». Как цифровая маркировка решила проблему подделки духов

Как цифровая маркировка повлияла на работу сетевых косметических магазинов

СНОБ
Не морковкой единой Не морковкой единой

6 витаминов, которые помогут поддержать и улучшить зрение

Лиза
Стальная фиалка: трагичная история актрисы Ии Саввиной Стальная фиалка: трагичная история актрисы Ии Саввиной

За что Ию Саввину прозвали стальной фиалкой

Cosmopolitan
Открыть в приложении